Исследование операций (Operations research) – научное управление существующими системами людей, машин, материалов, денег и т. п.

Инженерная психология (Human Engineering).

Теория полевого поведения Курта Левина.

Системный подход рассматривает организацию как открытую систему, взаимодействующую с внешней средой (поставщики, конкуренты, клиенты, рынок труда, государственные органы и др.).

Система имеет следующие свойства:

1. Неаддитивность.

2. Эмерджентность.

3. Синергичность.

4. Мультипликативность.

5. Устойчивость работы системы.

6. Адаптивность.

7. Централизованность.

8. Обособленность, стремление к автономности.

9. Совместимость.

10. Свойство обратных связей.

Понятие подсистемы применяется по отношению к части общей системы; функционирование таких частей зависит друг от друга, и изменение одного элемента организации влечет за собой изменение деятельности всей организации. С системной точки зрения управление организацией должно осуществляться как воздействие на единое целое.

Исследование операций (Operations research) – научное управление существующими системами людей, машин, материалов, денег и т. п. - student2.ru

Рисунок 2.2 Организация как открытая система

Связующие процессы
Информация об угрозах и возможностях
общаются и принимают решения
Менеджеры
задачи планирования, организации, мотивации и контроля
координировать использование человеческих и других ресурсов
целей организации
Информация о сильных и слабых сторонах организации
чтобы выполнять
чтобы
чтобы достичь
Внешняя среда
Цели организации влияют на организацию

Цели организации влияют на внешнюю среду

Рисунок 2.3 Процесс менеджмента с точки зрения открытой системы

Ситуационный подход

Идея универсальности, присутствующая в классическом менедж­менте, была подвергнута сомнению. Ведь каждая конкретная ситуация уникальна. В каждом конкретном случае менеджер должен принять реше­ние о наиболее эффективном управленческом действии. В соответствии с ситуационным подходом работающие методы в одной ситуации не обязательно принесут нужные результаты в другой аналогичной ситуации.

В 1940–1950-х гг. развивалась эмпирическая школа в теории управления. Питер Друкер, Альфред Дюпон Чандлер – представители этой школы – особое значение придавали распространению конкретного опыта управления фирмами. При этом существующие организационные структуры корректировались на основании эмпирических исследований в зависимости от области деятельности, географического положения фирмы, состояния рынка и т.д.

В отличие от других подходов, ситуационный не содержит рекомен­даций, это скорее «способ думать». Его основой является концепция процессного подхода, которая применима ко всем организациям. Суть подхода определяется увязкой конкретных приемов, моделей, процессов с определенными ситуациями для эффективного достижения целей организации. В этом случае важно выявить факторы, влияющие на ситуацию и степень их воздействия на нее.

Базой создания ситуационного подхода послужили исследования Т. Бернса, Г. Сталкера, Ч. Барнарда. Последний не использовал в своих работах термина «ситуация», однако в работе «Функции руководителя» (1938) можно увидеть попытку определить ситуацию управления по четырем факторам.

Говоря о ситуационном подходе в управлении, имеет смысл упомянуть теорию ситуационного подхода к лидерству Фреда Фидлера.

Ситуация
Выбор оптимального метода
Методы управления
Идентификация ситуации
Внешние факторы
Внутренние факторы
Симптомы ситуации
Оценка ситуации
Оптимальное решение

Рисунок 2.4 Ситуационный подход к управлению

Исследование операций (Operations research) – научное управление существующими системами людей, машин, материалов, денег и т. п. - student2.ru Фред Эдвард Фидлер (р. 1922) – американский психолог, один из ведущих представителей организационной психологии XX века. Исследовал феномен лидерства и на многочисленных экспери­ментальных данных пришёл к выводу, что для разных ситуаций требу­ются различные типы лидеров, тип идеального лидера отсутствует. Также разработал в 1967 г. так называемую «ситуационную модель Фидлера» (Fiedler’s contingency model).[40]

Эта модель отражает зависимость стиля руководства от характе­ристик решаемой задачи и сложившейся управленческой ситуации, которая оценивается по тому, в какой мере к ней можно применить власть и влияние руководителя.

Исследование операций (Operations research) – научное управление существующими системами людей, машин, материалов, денег и т. п. - student2.ru Мнение теоретиков менеджмента

«Начальствующее лицо должно осознавать реальный характер власти и исходить из него. Почему выполняются приказы? Приказ исполняется, если реципиент: (1) понимает смысл приказа, (2) чувствует, что приказ этот не противоречит его личным интересам, (3) чувствует, что он отвечает интересам организации, и (4) обладает физическими и умственными способностями, достаточными для его выполнения»[41]

Исследование операций (Operations research) – научное управление существующими системами людей, машин, материалов, денег и т. п. - student2.ru

Рисунок 2.5 Модель ситуационного подхода к лидерству Фреда Фидлера[42] (Как меняется стиль руководства в зависимости от ситуации)

Основателями ситуационного подхода (возможно, наряду с Ф. Фидлером) считаются представители гарвардской школы Пол Лоуренс и Джей Лорш, которые первыми стали использовать в своих исследованиях понятие теории сопряженных обстоятельств («Organization and Environment»,1967 г.).

Методология ситуационного подхода к управлению состоит в том, что от менеджера требуется:

1. знание методов управления, доказавших свою эффективность;

2. умение прогнозировать вероятные последствия применения каждого метода управления;

3. навык правильной идентификации (распознавания) сложившейся ситуации;

4. навык выбора оптимального для данной ситуации решения (метода управления).

Для обучения руководителей действиям в рамках ситуационного подхода используется широко известный кейс-метод — метод отдельных ситуаций и их типизации.

Заключение

За последние десятилетия в менеджменте появилось значительное количество моделей, методов, инструментов которые могут быть использованы в управлении и при анализе управленческих задач. Вот лишь некоторые из них: дерево решений, управленческая решетка Блэйка-Моутена, мозговой штурм, управление по целям, кружки качества, портфельный менеджмент, канбан, самоуправляемые команды, управление тотальным качеством, обучающаяся организация, менеджмент знаний, управление интеллектуальными ресурсами, холократия (менеджмент без иерархии), и т.п.

В производственной сфере получили развитие концепции, представленные в таблице 2.5.

Таблица 2.5

Производственные концепции менеджмента

Название концепции Сущность концепции
Just-in-time (JIT) manufacturing, или just-in-time production, или Toyota production system (TPS) Логистическая концепция «Точно в срок» Нацеленность на устранение потерь в производстве; суть концепции в изготовлении такого количества товара, которое необходимо к заданному сроку.
TQM (Total Quality Management) TQC (Total Quality Control) Система менеджмента качества Нацеленность на гарантию качества, которая предпо­лагает охват работников всех производственных звеньев.
Total Productive Maintenance, TPM Всеобщий уход за оборудованием Нацеленность на «всеобщее эффективное техни­ческое обслуживание», которое относится ко всей системе эффективного ухода за оборудованием в течение его срока службы и включению в процесс каждого сотрудника из различных отделов к техническому обслуживанию.
Lean management/lean production Бережливое производство Нацеленность на обеспечение повышения конку­рентоспособности организации за счет снижения издержек на всех этапах производственного процесса.
Реинжиниринг бизнес-процессов Business process reengineering Нацеленность на выделение, пересмотр и перепроектирование бизнес-процессов компании.

Такое значительное количество идей и методов является свидетельством поиска эффективной модели управления и еще раз подтверждает тезис об особенности менеджмента как научного знания.

Сегодня в развитии менеджмента можно наблюдать следующие важные тенденции:

Некоторый возврат к идеям классической школы менеджмента. Вновь возникающий интерес к научной организации труда. Это связано с новым витком развития технологий и возрастающей роли производительности и качества продукции.

Наши рекомендации