Исследование операций (Operations research) – научное управление существующими системами людей, машин, материалов, денег и т. п.
Инженерная психология (Human Engineering).
Теория полевого поведения Курта Левина.
Системный подход рассматривает организацию как открытую систему, взаимодействующую с внешней средой (поставщики, конкуренты, клиенты, рынок труда, государственные органы и др.).
Система имеет следующие свойства:
1. Неаддитивность.
2. Эмерджентность.
3. Синергичность.
4. Мультипликативность.
5. Устойчивость работы системы.
6. Адаптивность.
7. Централизованность.
8. Обособленность, стремление к автономности.
9. Совместимость.
10. Свойство обратных связей.
Понятие подсистемы применяется по отношению к части общей системы; функционирование таких частей зависит друг от друга, и изменение одного элемента организации влечет за собой изменение деятельности всей организации. С системной точки зрения управление организацией должно осуществляться как воздействие на единое целое.
Рисунок 2.2 Организация как открытая система
Связующие процессы |
Информация об угрозах и возможностях |
общаются и принимают решения |
Менеджеры |
задачи планирования, организации, мотивации и контроля |
координировать использование человеческих и других ресурсов |
целей организации |
Информация о сильных и слабых сторонах организации |
чтобы выполнять |
чтобы |
чтобы достичь |
Внешняя среда |
Цели организации влияют на организацию |
Цели организации влияют на внешнюю среду |
Рисунок 2.3 Процесс менеджмента с точки зрения открытой системы
Ситуационный подход
Идея универсальности, присутствующая в классическом менеджменте, была подвергнута сомнению. Ведь каждая конкретная ситуация уникальна. В каждом конкретном случае менеджер должен принять решение о наиболее эффективном управленческом действии. В соответствии с ситуационным подходом работающие методы в одной ситуации не обязательно принесут нужные результаты в другой аналогичной ситуации.
В 1940–1950-х гг. развивалась эмпирическая школа в теории управления. Питер Друкер, Альфред Дюпон Чандлер – представители этой школы – особое значение придавали распространению конкретного опыта управления фирмами. При этом существующие организационные структуры корректировались на основании эмпирических исследований в зависимости от области деятельности, географического положения фирмы, состояния рынка и т.д.
В отличие от других подходов, ситуационный не содержит рекомендаций, это скорее «способ думать». Его основой является концепция процессного подхода, которая применима ко всем организациям. Суть подхода определяется увязкой конкретных приемов, моделей, процессов с определенными ситуациями для эффективного достижения целей организации. В этом случае важно выявить факторы, влияющие на ситуацию и степень их воздействия на нее.
Базой создания ситуационного подхода послужили исследования Т. Бернса, Г. Сталкера, Ч. Барнарда. Последний не использовал в своих работах термина «ситуация», однако в работе «Функции руководителя» (1938) можно увидеть попытку определить ситуацию управления по четырем факторам.
Говоря о ситуационном подходе в управлении, имеет смысл упомянуть теорию ситуационного подхода к лидерству Фреда Фидлера.
Ситуация |
Выбор оптимального метода |
Методы управления |
Идентификация ситуации |
Внешние факторы |
Внутренние факторы |
Симптомы ситуации |
Оценка ситуации |
Оптимальное решение |
Рисунок 2.4 Ситуационный подход к управлению
Фред Эдвард Фидлер (р. 1922) – американский психолог, один из ведущих представителей организационной психологии XX века. Исследовал феномен лидерства и на многочисленных экспериментальных данных пришёл к выводу, что для разных ситуаций требуются различные типы лидеров, тип идеального лидера отсутствует. Также разработал в 1967 г. так называемую «ситуационную модель Фидлера» (Fiedler’s contingency model).[40]
Эта модель отражает зависимость стиля руководства от характеристик решаемой задачи и сложившейся управленческой ситуации, которая оценивается по тому, в какой мере к ней можно применить власть и влияние руководителя.
Мнение теоретиков менеджмента
«Начальствующее лицо должно осознавать реальный характер власти и исходить из него. Почему выполняются приказы? Приказ исполняется, если реципиент: (1) понимает смысл приказа, (2) чувствует, что приказ этот не противоречит его личным интересам, (3) чувствует, что он отвечает интересам организации, и (4) обладает физическими и умственными способностями, достаточными для его выполнения»[41]
Рисунок 2.5 Модель ситуационного подхода к лидерству Фреда Фидлера[42] (Как меняется стиль руководства в зависимости от ситуации)
Основателями ситуационного подхода (возможно, наряду с Ф. Фидлером) считаются представители гарвардской школы Пол Лоуренс и Джей Лорш, которые первыми стали использовать в своих исследованиях понятие теории сопряженных обстоятельств («Organization and Environment»,1967 г.).
Методология ситуационного подхода к управлению состоит в том, что от менеджера требуется:
1. знание методов управления, доказавших свою эффективность;
2. умение прогнозировать вероятные последствия применения каждого метода управления;
3. навык правильной идентификации (распознавания) сложившейся ситуации;
4. навык выбора оптимального для данной ситуации решения (метода управления).
Для обучения руководителей действиям в рамках ситуационного подхода используется широко известный кейс-метод — метод отдельных ситуаций и их типизации.
Заключение
За последние десятилетия в менеджменте появилось значительное количество моделей, методов, инструментов которые могут быть использованы в управлении и при анализе управленческих задач. Вот лишь некоторые из них: дерево решений, управленческая решетка Блэйка-Моутена, мозговой штурм, управление по целям, кружки качества, портфельный менеджмент, канбан, самоуправляемые команды, управление тотальным качеством, обучающаяся организация, менеджмент знаний, управление интеллектуальными ресурсами, холократия (менеджмент без иерархии), и т.п.
В производственной сфере получили развитие концепции, представленные в таблице 2.5.
Таблица 2.5
Производственные концепции менеджмента
Название концепции | Сущность концепции |
Just-in-time (JIT) manufacturing, или just-in-time production, или Toyota production system (TPS) Логистическая концепция «Точно в срок» | Нацеленность на устранение потерь в производстве; суть концепции в изготовлении такого количества товара, которое необходимо к заданному сроку. |
TQM (Total Quality Management) TQC (Total Quality Control) Система менеджмента качества | Нацеленность на гарантию качества, которая предполагает охват работников всех производственных звеньев. |
Total Productive Maintenance, TPM Всеобщий уход за оборудованием | Нацеленность на «всеобщее эффективное техническое обслуживание», которое относится ко всей системе эффективного ухода за оборудованием в течение его срока службы и включению в процесс каждого сотрудника из различных отделов к техническому обслуживанию. |
Lean management/lean production Бережливое производство | Нацеленность на обеспечение повышения конкурентоспособности организации за счет снижения издержек на всех этапах производственного процесса. |
Реинжиниринг бизнес-процессов Business process reengineering | Нацеленность на выделение, пересмотр и перепроектирование бизнес-процессов компании. |
Такое значительное количество идей и методов является свидетельством поиска эффективной модели управления и еще раз подтверждает тезис об особенности менеджмента как научного знания.
Сегодня в развитии менеджмента можно наблюдать следующие важные тенденции:
Некоторый возврат к идеям классической школы менеджмента. Вновь возникающий интерес к научной организации труда. Это связано с новым витком развития технологий и возрастающей роли производительности и качества продукции.