Тема 9. Финансовая система национальной экономики
Финансы (Ф) – это денежные средств или финансовые ресурсы, предназначенные для производства, распределения и потребления.
Финансовая система (ФС)– это все виды финансовых ресурсов (денежных средств) и операции с их использованием.
Основные функции Ф.
1. Распределительная – создание основных или первичных доходов путем распределения национального дохода среди участников материального производства.
2. Перераспределительная – создание вторичных или производных доходов путем перераспределения национального дохода между производственной и непроизводственной сферами, отраслями материального производства, регионами страны, формами собственности социальными группами населениия.
3. Контрольная – состоит в контроле за распределением ВНП по соответствующим фондам и их расходованием по целевому назначению посредством регламентации финансовой информации и стимулирования процесса расширенного воспроизводства.
4. Регулирующая – связана с вмешательством государства (через гос. расходы, налоги, кредит и т.д.) в целях регулирования экономики.
Структура ФС
1. Государственные финансы – в состав которых включаются денежные средства федерального, регионального и местного бюджетов; активы банков, различных внебюджетных фондов.
2. Негосударственные – это денежные средств негосударственных организаций, а также юридических и физических лиц.
Государственный бюджет
Бюджет – это запас (количество) финансовых ресурсов, которыми располагает государство и все его структуры, это баланс расходов и доходов.
Бюджетная система – это сочетание взаимосвязанных и взаимодействующих между собой бюджетов разных уровней и видов.
Различают три состояния бюджета
1. Нормальное – если расходная часть равна доходной.
2. Дефицитное – если расходы превышают доходы.
Причины дефицита:
- падение доходов в условиях кризисного снижения экономики;
- уменьшение акцизных налогов, поступающих в бюджет;
- увеличение бюджетных расходов;
- непоследовательная финансово-экономическая политика;
- возрастание оборота теневого капитала;
Меры по снижению дефицита
- переход от финансирования к кредитованию;
- постепенная ликвидация дотаций убыточным фирмам;
- снижение расходов на управление государством;
- изменение системы налогообложения;
- повышение роли местных бюджетов.
Три традиционных способа покрытия дефицита
а) выпуск госзаймов;
б) ужесточение налогообложения;
в) производство денег, или «сеньо рынж», т.е. печатание денег.
3.Профицитное– или доходы превышают расходы
Причины профицита:
- благоприятная экономическая конъюнктура (высокие мировые цены на экспортную продукцию);
- повышенная эффективность производства (рост производительности труда, снижение издержек, улучшение собираемости налогов, оптимизация государственных расходов и др.), что приводит к возрастанию доходной части бюджета.
Проблемы государственного долга
Бюджетный дефицит ведет к задолженности правительства, превращаясь в государственный долг.
Государственный долг (ГД) – это сумма накопленных в стране за определенное время бюджетных дефицитов за вычетом имеющихся за то же время положительных сальдо бюджетов. ГД конкретно выражается в сумме государственных займов.
Различают внешний и внутренний долг
I. Внешний долг (ВД)– это долги иностранным государствам, организациям и отдельным лицам, которые формируются за счет внешних займов. Внешний долг представляет серьезную угрозу национальной безопасности страны.
Методы управления ВД
1. Традиционный – выплата долга за счет золотовалютных резервов.
2. Консолидация ВД– т.е. превращение краткосрочной и среднесрочной задолженности в долгосрочную, что означает перенос предстоящих в скором времени платежей на отдаленное будущее.
3. Конверсия ВД – это сокращение размеров ВД методом превращения его в долгосрочные иностранные инвестиции.
4.Предоставление льгот за кредиты – выражается в обращении страны-должника к международным банкам с просьбой о предоставлении льготных кредитов.
II.Внутренний долг – это долг государства собственной банковской системе и населению.
Формы внутреннего долга
1. Кредиты, полученные правительством.
2. Государственные займы, осуществляемые посредством выпуска ценных бумаг и других долговых обязательств.
Этот долг приводит к перераспределению доходов внутри страны (бедные беднеют, а богатые богатеют).