Мы делаем Вашу жизнь слаще!
История АО «АККОНД»
Чебоксарская кондитерская фабрика (ныне АО «АККОНД») была организована в августе 1943 г. В начале это было небольшое кустарное производство, которое выпускало в году 120-140 тонн продукции: конфеты «Киевская помадка», «Фруктовый грильяж», фруктовые пряники глазированные, шоколадный сахар, рулет ореховый, сироп, морсы. Работало 15 человек в цехе.
В 1948 году установлено паровое оборудование и фабрика стала выпускать 500 тонн продукции в год.
В период с 1967-73гг. на фабрике вводятся новые участки производства вафель, отливных конфет, батончиков, механизируется линия карамели. Используя важнейший резерв выполнения плана – максимальное использование производственных мощностей, коллектив фабрики достиг выпуска продукции 4400 тонн в год.
29 декабря 1981г. вводятся новые производственные площади и технологические линии.
1983-84 г.г. – период освоения мощностей на непрерывно-поточной линии карамели комплексно-механизированной помадных сортов конфет, линии вафель, механизированных линиях ириса, пралиновых конфет.
Вторая очередь проектных мощностей 4000 тонн в год была принята в 1984г. Это. В течении этого года была введена в действия механизированная линия производства зефира, комплексно-механизированная линия мармелада и поточно-механизированная линия неглазированных помадных конфет, а также вторая линия ириса и 2 фасовочных автомата на линии печенья
В 1987 году фабрику возглавил Иванов Валерий Николаевич, который руководит предприятием по сей день.
В1990г. построен новый корпус освоен выпуск 20 наименований крекера. Осуществлена реконструкция воздушно-компрессорной станции.
В декабре 1992г. Чебоксарская кондитерская фабрика преобразована в Открытое Акционерное Общество «АККонд». В том же году значительно расширен ассортимент десертных конфет и наборов шоколадных конфет.
За 1994 г. выработано более 40 видов конкурентоспособной продукции собственной разработки, проведена большая работа по реконструкции линий, замены и расширению оборудования.
1994-1996г.г. – формирование специальных умений и технологий продаж: открытие сети фирменных магазинов, организация презентаций товаров и услуг, организация телемаркета, участие в выставках и ярмарках, организация новой структуры сбыта с улучшением спроса, маневрирование ценой.
Активно велась работа по дальнейшей механизации технологических процессов – произведен монтаж и запуск бестарного хранения пюре, установление самораскладов на линиях по производству помадных конфет.
1996 –1998 г.г. – внедрена технология огневой обжарки ореха, смонтировано и пущено в эксплуатацию отделение производства шоколадной глазури, подготовки жиров производства, в феврале 1998г. производство переведено на технологический парк из собственной, современной по технической оснащенности, котельной.
С января 1998г. – подготовка технологической и технической базы предприятия производства нового продукта в России мягкой карамели на основе отечественного сырья. На сегодняшний день мягкая жевательная карамель «Капелька» пользуется стабильным спросом практически во всех уголках России и в ближнем зарубежье.
С 1999 г. в АО «АККонд» ведется работа по внедрению системы управления качеством по МС ИСО 9001:1994, на основании которой будет проводиться более планомерный и качественный выпуск кондитерских изделий.
2001 г. Коллектив АО «АККонд» не останавливается на достигнутом и постоянно ведет работу над разработкой новых рецептур, технологий и в 2001 году планируется ввод в производство новой линии по производству сахарного печенья с наполнителями и также планируется расширение конфетно-карамельной группы.
В августе 2001 г. вводится в эксплуатацию линия по производству сахарного печенья с посыпками оригинальной формы «эВита». И в 2002 г. продукция завоевала « Золотой знак качества»
В ноябре 2001 г. фабрика получила добро на получение «Сертификата одобрения» международного органа по сертификации «Регистр Ллойда» (Великобритания) на систему управления качеством в соответствии с ISO 9001.
Февраль 2003 г. введение в эксплуатацию новой технологической линии по производству хрустящих конфет «Слимо».
В августе 2003 г. кондитерская фабрика отметила юбилей – 60 лет. День рождения фабрики ознаменовался запуском новой технологической линии по производству отливной двухцветной карамели.
В 2004 году продолжается реализация политики направленной на модернизацию производства и разработку новых видов продукции. Большим достижением предприятие стало то, что одним из первых в стране АО «АККонд» итегрировало систему качества ISO 9001:2000 в систему безопасности продукции HACCP.
С 2006 году под брендом «АККОНД» функционирует транспортная компания ЗАО «АККОНД-ТРАНС». На сегодняшний день располагает автопарком из 200 единиц техники.
С декабря 2007 года берет свою историю хлебокондитерский цех АО «АККОНД» в г. Канаш. В то время это был небольшой участок производства, работающий только в ночную смену. Только за первый год объемы производства выросли в 2,5 раза. На сегодняшний день ассортимент выпускаемой продукции насчитывает порядка 35 наименований, в том числе торты, пирожные.
В 2008 году открыт второй производственный корпус, общей площадью 10 000 кв. м., увеличились объемы производства и расширился ассортимента продукции. С 2008 года реализуется бизнес-проект на селе – ЗАО «Фирма «Акконд-агро». Сегодня это ведущее сельхозпредприятие республики вырабатывает до 10 тонн молока в сутки.
По итогам 2008 года АО «АККОНД» было признано победителем экономического соревнования среди предприятий промышленности и энергетики Чувашской Республики среди почти 50 предприятий с численностью сотрудников свыше 1500 человек. На следующий год АО «АККОНД» закрепило достигнутый результат.
В том же2009 году Управление Федеральной налоговой службы по Чувашии признало АО «АККОНД» лучшим налогоплательщиком года.
В 2010 году предприятие признано лучшим экспортером Чувашии, к этому времени кондитерские изделия АККОНД узнали не только в каждом регионе России, но и за рубежом. Прямые поставки осуществляются в 10 стран мира. В том же году открыт Логистический центр, что позволило более гибко реагировать на покупательский спрос.
Теперь можно говорить об АККОНД как о холдинге, объединившим несколько вертикально – интегрированных предприятий: кондитерское производство, сеть фирменных магазинов, транспортную компанию и сельскохозяйственное предприятие.
В2011 году кондитерская фабрика «АККОНД» продолжила укреплять свою позицию одного из ведущих предприятий в России. В феврале на выставке ПРОДЭКСПО удостоиласьзолотой медали и диплома в конкурсе "Лучший продукт" за десерты «Суфаэль» и «Добрянка», конфеты с нугой, орехами и карамелью«Сплэш» и желейные конфеты «Зонтик».
В том же 2011 году в рамках конкурса «100 лучших товаров России» кондитерская фабрика награждёна призом «Лидер качества» в номинации «Продовольственные товары». АО «АККОНД» - это единственное предприятие в Чувашской Республике, одно из десяти пищевых предприятий России, которое получило столь высокое признание.
Весной 2011года чебоксарские кондитеры приняли участие в смотре качества, который проходил в Москве в рамках Международной конференции «Кондитерские изделия XXI век». На конференции собрались ведущие специалисты и руководители предприятий кондитерской отрасли стран СНГ и Европы, в том числе из Швейцарии и Германии.
В ноябре 2011года в день сельского хозяйства АО «АККОНД» награждено Дипломом I степени «за наилучшие производственно-экономические показатели среди пищевых и перерабатывающих организаций» республики.
В2012году кондитерская фабрика «АККОНД» приняла участие в самом масштабном ежегодном бизнес-мероприятии российской индустрии продовольствия 19-ой международной выставке продуктов питания «Продэкспо-2012» и вернулась с пятью золотыми медалями. На выставке были представлены как уже известные многим «Птица дивная» и «Тортимилка», так и новые продукты: конфеты ассорти «Ласка с фундуком», двухслойные пралиновые конфеты «Шоконатка с фундуком» и конфеты с цельным орехом и мягкой карамелью «МЕГА СПЛЭШ».
На данный момент директором АО «Акконд является Иванов Валерий Николаевич.
Общие сведения:
Полное юридическое наименование: АКЦИОНЕРНОЕ ОБЩЕСТВО "АККОНД"
Руководитель: | Генеральный Директор Иванов Валерий Николаевич |
Уставной капитал: | 445.767 тыс.руб. |
Численность персонала: | |
Количество учредителей: | |
Дата внесения в реестр: | 07.08.2002 |
Контактная информация:
Адрес: Г ЧЕБОКСАРЫ,ПРОЕЗД СКЛАДСКОЙ, Д 16
Индекс: 428022
Юридический адрес: 428022, Г ЧЕБОКСАРЫ, ПР СКЛАДСКОЙ, ДОМ 16
Электронная почта (e-mail): [email protected]
Сайт (www): akkond.ru
Телефон: 8352-231671
Факс: 200244
Реквизиты компании (данные из ЕГРЮЛ):
ИНН: 2126000147
КПП: 213001001
ОКПО: 00361790
ОГРН: 1022100967217
ОКФС: 16 - Частная собственность
ОКОГУ: 4210008 - Приватизированные предприятия
ОКОПФ: 12267 - Закрытые акционерные общества
ОКТМО: 97701000
ФСФР: 55937-D
код РТС: acnd
ОКАТО: 97401365 - Чувашская Республика-Чувашия, Города республиканского подчинения Чувашской Республики, Чебоксары, Районы г Чебоксары, Калининский
Виды деятельности:
Основной (по коду ОКВЭД): 15.82 - Производство сухих хлебобулочных изделий и мучных кондитерских изделий длительного хранения
Найти похожие предприятия - в той же отрасли и регионе (с тем же ОКВЭД и ОКАТО)
Дополнительные виды деятельности:
15.84 | Производство какао, шоколада и сахаристых кондитерских изделий |
45.21 | Производство общестроительных работ |
51.36 | Оптовая торговля сахаром и сахаристыми кондитерскими изделиями, включая шоколад |
51.38.25 | Оптовая торговля мучными кондитерскими изделиями |
52.11 | Розничная торговля в неспециализированных магазинах преимущественно пищевыми продуктами, включая напитки, и табачными изделиями |
52.24 | Розничная торговля хлебом, хлебобулочными и кондитерскими изделиями |
52.24.2 | Розничная торговля кондитерскими изделиями |
52.24.21 | Розничная торговля мучными кондитерскими изделиями |
52.24.22 | Розничная торговля сахаристыми кондитерскими изделиями, включая шоколад |
52.25 | Розничная торговля алкогольными и другими напитками |
52.63 | Прочая розничная торговля вне магазинов |
55.51 | Деятельность столовых при предприятиях и учреждениях |
60.24 | Деятельность автомобильного грузового транспорта |
65.23.1 | Капиталовложения в ценные бумаги |
В таблице 7 представлены поставщики предприятия АО «Акконд».
Таблица 7 – Поставщики предприятия АО «Акконд»
Поставщик | Краткая характеристика | |||||||||||
ЗАО «Фирма Акконд-агро» | Наименование: ЗАКРЫТОЕ АКЦИОНЕРНОЕ ОБЩЕСТВО "ФИРМА АККОНД-АГРО" Сокращенное наименование:ЗАО "ФИРМА АККОНД-АГРО" Сокращенное наименование (Eng):ZAO "FIRMA AKKOND-AGRO" Адрес местонахождения:429290, Чувашская (Чувашия) респ., Янтиковский район, с. Янтиково, ул. Чапаева, д. 1 Юридический адрес:429290, Чувашская Республика - Чувашия, Янтиковский район, с. Янтиково, ул. Чапаева, д. 1 Телефон:+7 (83548) 21363 (Данные компании) +7 (835) 4821717 (ГМЦ Росстата) +7 (83548) 21171 (Данные компании) Факс:+7 (354) 8211171 (ЕГРЮЛ) +7 (8352) 211171 (Данные компании) Руководитель:Иванов Вячеслав Павлович - генеральный директор (ГМЦ Росстата) В 2014г.: Объем валового производства молока, т — 3 744 в том числе объем производства товарного молока, т — 3 258 Среднегодовое поголовье фуражных коров, голов — 612 Доминирующая порода в молочном стаде — черно-пестрая Удельный вес доминирующей породы в общем поголовье фуражных коров, % — 100 Приплод телят молочного стада, голов в год — 580 Площадь земель под кормовые культуры для скотоводства, га — 3 202 Номинальная мощность по переработке молока, т/год — 5 500 Фактический объем переработанного молока, т/год — 3 989 Номинальная мощность по производству готовой продукции, т/год — 9 000 Фактический объем выпуска готовой продукции, т/год:
|
Таблица 8 характеризует конкурентов предприятия АО «Акконд»
Таблица 8 – Конкуренты предприятия АО «Акконд»
Конкурент | Краткая характеристика | ||||||||||||||
Кондитерская фабрика АО «Красный Октябрь» |
На данный момент входит в ассоциацию «Объединённые кондитеры», в составе которых помимо неё Ротфронт и Бабаевский. | ||||||||||||||
Кондитерская фабрика ООО «Сладко» | На данный момент входит в компанию «Славянка» |
Рынками сбыта продукции предприятия АО «Акконд» являются Россия и 20 зарубежных стран (по данным за 2015 год). Ассортимент выпускаемой продукции насчитывает более 400 наименований. Фабрика является единственным в России производителем мягкой жевательной карамели.
Структура поставок продукции на территории сбыта:
- Чувашия — 26 %,
- Москва и Московская область — 11,4 %,
- Челябинская область — 7 %,
- Татарстан — 5,9 %,
- Кировская область — 5,2 %,
- Продукция на экспорт (Казахстан, Украина, Таджикистан, Греция, Германия, Китай, Канада и США) — 5,3 %.
Преимущества Продукция кондитерской фабрики «Акконд» все стремительнее завоевывает сердца сладкоежек. «Акконд» — это единственное предприятие в кондитерской отрасли России, которое занимается производством мягкой жевательной карамели. Целая серия конфет, десертов, печенья, выпускаемых фабрикой «Акконд», получили самое высокое признание и удостоены высоких наград в ходе престижных конкурсов и выставок продовольственных товаров отечественного и импортного производства. Причиной тому служит широкое разнообразие выпускаемых и представляемых на потребительский рынок продуктов, постоянное пополнение ассортимента продукции, неустанная работа профессионалов, направленная на удовлетворение запросов широкого круга потребителей. Кроме того, популярная продукция, выпускаемая с добавлением натуральных продуктов: орехов, чернослива, кураги, кокосовой стружки, представлена на рынке по конкурентоспособной цене. Бесспорно, можно сказать, что фабрика «Акконд» — это рай для сладкоежек!
В таблице 9 даётся экспертная оценка конкурентоспособности предприятия АО «Акконд».
Таблица 9 – Экспертная оценка конкурентоспособности предприятия АО «Акконд»
Показатели | АО «Акконд» | АО «Красный октябрь» | ООО «Сладко» | Средняя оценка |
1. Цена | ||||
2. Сервис обслуживания | ||||
3. Дополнительные услуги | ||||
4. Доступность | ||||
5. Квалификация персонала | ||||
6. Известность | ||||
7. Мнение клиентов | ||||
8. Наличие горячей линии | ||||
Итого: |
На основании данных таблицы 3 можно сделать вывод о том, что предприятие АО «Акконд» обладает следующими конкурентными преимуществами:
1) Приемлемая цена;
2) Высокий уровень сервисного обслуживания;
3) Наличие некоторых дополнительных услуг;
4) Прекрасная доступность;
5) Известность;
6) Хорошая репутация;
7) Возможность связи с общественностью.
В таблице 10 отразим слабые и сильные стороны АО «Акконд»
Таблица 10 - SWOT-анализ АО Акконд
Сильные стороны | Слабые стороны |
1. Доверие потребителей 2. Широкий ассортимент 3. Наличие целевой аудитории 4. Новые виды продукции 5. Диверсифицированная деятельность 6. Наличие собственной торговой сети 7. Близость к рынкам сбыта | 1. Неэффективная система мотивации 2. Отсутствие стратегии 3. Слабый маркетинг |
Возможности | Угрозы |
1. Расширение производства 2. Расширение рынков сбыта 3. Дальнейшая диверсификация деятельности | 1. Появление новых конкурентов 2. Экономический спад 3. Изменения в международной политике 4. Изменения в законодательстве |
Дерево целей АО «Акконд»
Диверсификация деятельности (горизонтальная)
Рисунок 4 – Дерево целей АО «Акконд»
Глава 3. Оценка сбытовой политики предприятия АО «Акконд»
Для оценки сбытовой политики предприятия АО «Акконд» приведём в таблице 11 динамику и анализ выручки предприятия за 2013-2015 годы.
Таблица 11 - Основные экономические показатели деятельности
АО «Акконд» за 2013-2015 годы
Показатели | Годы | Отклонение (+; -) | Темп изменения, % | ||||||
2014 г. от 2013 г. | 2015 г. от 2013 г. | 2015 г. от 2014 г | 2014 г. к 2013 г. | 2015 г. к 2013 г. | 2015 г. к 2014 г | ||||
1. Показатели ресурсного обеспечения | |||||||||
1.1.Основные фонды: | |||||||||
-среднегодовая стоимость | 2 564 122, 5 | 2 840 026, 5 | 3120346, 5 | 275 904 | 556 224 | 280 320 | 110, 8 | 121, 7 | 109, 9 |
-фондоотдача | 2, 7 | 2, 6 | 2, 6 | - 0, 1 | - 0, 1 | 0, 0 | - | - | - |
-фондорента-бельность | 0, 5 | 0, 5 | 0, 6 | 0, 0 | 0, 1 | 0, 1 | - | - | - |
-фондоемкость | 0, 4 | 0, 4 | 0, 4 | 0, 0 | 0, 0 | 0, 0 | - | - | - |
-фондовооружен-ность | 1 171, 9 | 1 261, 7 | 1357, 9 | 89, 8 | 96, 2 | - | - | - | |
1.2. Оборотные средства: | |||||||||
- среднегодовая сумма | 3732052, 5 | -659875,5 | -481346 | 178529,5 | 85, 0 | 89, 0 | 104, 8 | ||
2. Оборачиваемость (коэффициент оборачиваемости) | 1, 5 | 2, 0 | 2, 1 | 0, 5 | 0, 6 | 0, 1 | - | - | - |
Рентабельность оборотных средств, % | 28, 9 | 41, 0 | 46, 6 | 12, 1 | 17, 7 | 5, 6 | - | - | - |
3. Количество оборотов | 1, 9 | 1, 9 | 2, 0 | 0, 0 | 0, 1 | 0, 1 | 100, 0 | 105, 3 | 105, 3 |
4. .Трудовые ресурсы | |||||||||
Численность работников | 102, 9 | 105, 0 | 102, 1 | ||||||
Расходы на оплату труда | 546 636 | 633 136 | 720 395 | 86 500 | 173 759 | 87 259 | 115, 8 | 131, 8 | 113, 8 |
- доля в затратах | 10, 7 | 11, 0 | 11, 3 | 0, 3 | 0, 6 | 0, 3 | - | - | - |
Среднемесячная заработная плата | 892, 8 | 961, 6 | 1 033, 1 | 68, 8 | 140, 3 | 71, 5 | 107, 7 | 115, 7 | 107, 4 |
Производительность труда работников | 3 106, 1 | 3 299, 1 | 3 506, 6 | 400, 5 | 207, 5 | 106, 2 | 112, 9 | 106, 3 | |
2.1.Объем деятельности | |||||||||
а) в действующих ценах | 630 108 | 632 023 | 109, 3 | 118, 6 | 108, 5 | ||||
б) в сопоставимых ценах | 5 663 430 | 6 751 112, 7 | 7 325 679, 1 | 1 087 682, 7 | 1 662 249, 1 | 574 566, 4 | 119, 2 | 129, 4 | 108, 5 |
3.1. Затраты, издержки | |||||||||
а) в сумме | 5 127 478 | 5 756 759 | 6 387 112 | 629 281 | 1 259 634 | 630 353 | 112, 3 | 124, 6 | 110, 9 |
б) в % к объему деятельности | 75, 4 | 77, 5 | 79, 3 | 2, 1 | 3, 9 | 1, 8 | 102, 8 | 105, 2 | 102, 3 |
3.2. Прибыль: | |||||||||
- валовая | 1 958 662 | 2 015 940 | 2 074 282 | 57 278 | 115 620 | 102, 9 | 105, 9 | 102, 9 | |
- от продажи | 1 668 638 | 1 669 465 | 1 671 677 | 100, 0 | 100, 2 | 100, 1 | |||
- до налогообложения | 1 268 103 | 1 531 944 | 1 811 767 | 263 841 | 543 664 | 279 823 | 120, 8 | 142, 9 | 118, 3 |
- чистая | 1 019 131 | 1 225 140 | 1 519 643 | 206 009 | 500 512 | 294 503 | 120, 2 | 149, 1 | 124, 0 |
Проведённый анализ прибыли предприятия показывает, что сбытовая политика АО «Акконд» не в полной мере решает поставленные перед ней стратегические задачи по сбыту продукции. Рост прибыли от продаж составляет в 2015 году по сравнению с 2013 годом всего 0,2 процентных пункта. Необходимо принимать меры по совершенствованию сбытовой политики предприятия АО «Акконд». Направления совершенствования сбытовой политики данного предприятия отражены в 4 главе курсовой работы.
Глава 4. Направления совершенствования сбытовой политики предприятия АО «Акконд»
Современная экономика характеризуется жесткой конкуренцией на рынке, а также его динамичностью и постоянно происходящими изменениями. Одновременно должна совершенствоваться сбытовая политика организации, чтобы более полно отвечать требованиям изменяющегося рынка. Ведь именно эффективность деятельности компании на рынке составляется основу ее конкурентоспособности.
Чтобы быть конкурентоспособными и вести успешную экономическую деятельность, организациям необходимо применять высокоэффективные и результативные системы менеджмента и маркетинга своей деятельности. Использование таких систем должно вести к постоянному улучшению качества продукции, повышению удовлетворенности потребителей и других заинтересованных лиц (работников, владельцев, субподрядчиков, общества в целом).
Эффективность сбытовой политики организации полностью зависит от тех, кто ее разрабатывает и реализует на практике. Менеджеры в управлении сбытовой политикой должны постоянно самосовершенствоваться, повышать уровень своей квалификации, образовательный уровень, постоянно изучать зарубежный опыт организации сбытовой политики, применяемую методику в управлении.
В настоящее время методы организации сбыта продукции постоянно улучшаются за счёт применения более современных компьютеров, телекоммуникаций, способов организации сетей, а также благодаря более основательной подготовке специалистов для всех звеньев сбытовых сетей.
Оптимизация сбытовой политики становится основным фактором роста прибыли и рентабельности активов для иностранных компаний. Улучшая уровень обслуживания конечного потребителя, компании расширяют рынки сбыта и объем реализации. Обеспечивается сокращение цикла от начала производства до оплаты наличными и потребности в других активах. Сокращаются и относительные административные расходы. Производитель получает свежую информацию для целей планирования производства о движении новых товаров, о товарах, производство которых необходимо приостановить, о товарах, которые являются излишними и производство которых необходимо сократить, для расчета производственной программы и снабжения исходя из реального спроса.
Следует сделать акцент на рекламе продукции и самого предприятия.
Также нужно увеличить количество точек продажи продукции,
усовершенствовать структуру логистики и ужесточить кадровую политику.
Заключение
Сбыт готовой продукции − завершающая стадия хозяйственной деятельности товаропроизводителя. Неумение управлять сбытом в современных условиях хозяйствования рождает цепочку: переполненные склады, неплатежи, отсутствие оборотных средств на закупку сырья, остановка производства.
Проведённый анализ прибыли предприятия показывает, что сбытовая политика АО «Акконд» не в полной мере решает поставленные перед ней стратегические задачи по сбыту продукции. Рост прибыли от продаж составляет в 2015 году по сравнению с 2013 годом всего 0,2 процентных пункта. Необходимо принимать меры по совершенствованию сбытовой политики предприятия АО «Акконд».
Следует сделать акцент на рекламе продукции и самого предприятия.
Также нужно увеличить количество точек продажи продукции,
усовершенствовать структуру логистики и ужесточить кадровую политику.
Список использованных источников
1. Блэйк Р.Р., Мутон Д.С. Научные методы управления / Р.Р., Блэйк, Д.С. Мутон [пер. с англ. И. Ющенко]. – Киев: Вышейшая школа, 2013. – 274 с. 2. Балашов, А.П. Основы менеджмента: Учебное пособие / А.П. Балашов. - М.: Вузовский учебник, ИНФРА-М, 2012. - 288 c.
3. Басовский, Л.Е. Менеджмент: учеб. пособие для студ. вузов, обуч. по экон. и упр. спец. / Л.Е.Басовский. - М.: ИНФРА-М, 2008. - 214 с.
4. Вердиева, Ю.Н. Менеджмент: учеб. пособие для студ. вузов, обуч. по спец. 080503.65 "Антикризисное управление" / Ю.Н.Вердиева; Дальневост. федер. ун-т, Шк. экономики и менеджмента. - [2-е изд. перераб. и доп.]. - Владивосток: ДВФУ, 2012. - 311 с.
5. Веснин В.Р. Основы менеджмента: учебник / В.Р.Веснин. – М.: Проспект, 2013. – 320 с. Виханский, О.С. Менеджмент: учеб. для студ. вузов, обуч. по экон. спец. и по направлению 521600 Экономика / О.С.Виханский, А.И.Наумов. - 4-е изд., перераб. и доп. - М.: Экономистъ, 2008. - 669 с.
6. Глухов, В. В. Менеджмент: для экономических специальностей / В. В. Глухов. – Санкт-Петербург: Питер Пресс, 2009. – 600 с.
7. Гончаров, В. И. Менеджмент: учебное пособие / В. И. Гончаров. – Минск : Современная школа, 2010. – 635 с.
8. Дафт, Ричард Л. Менеджмент: [перевод с английского] / Л. Дафт. – Спб.: Питер, 2012. – 863 с.
9. Данько, Т.П., Голубев, М.П. Менеджмент и маркетинг, ориентированный на стоимость: Учебник / Т.П. Данько, М.П. Голубев. - М.: ИНФРА-М, 2014. - 416 c.
10. Казначевская, Г. Б. Менеджмент: учебник / Г. Б. Казначевская. – Ростов-н-Дону: Феникс, 2012. – 452 с.
11. Теория управления: учебник / [Ю. П. Алексеев и др.]; под общей редакцией: А. Л. Гапоненко, А. П. Панкрухина. – М.: Издательство РАГС, 2010. – 557 с.
12. Электронный ресурс: Википедия/ http://ru.wikipedia.org
[1] Блэйк Р.Р., Мутон Д.С. Научные методы управления / Р.Р., Блэйк, Д.С. Мутон [пер. с англ. И. Ющенко]. – Киев: Вышейшая школа, 2013. – стр. 17
[2] Глухов, В. В. Менеджмент: для экономических специальностей / В. В. Глухов. – Санкт-Петербург: Питер Пресс, 2009. – стр. 54.
[3] Вердиева, Ю.Н. Менеджмент: учеб. пособие для студ. вузов, обуч. по спец. 080503.65 "Антикризисное управление" / Ю.Н.Вердиева; Дальневост. федер. ун-т, Шк. экономики и менеджмента. - [2-е изд. перераб. и доп.]. - Владивосток: ДВФУ, 2012. - 62.
[4] Казначевская, Г. Б. Менеджмент: учебник / Г. Б. Казначевская. – Ростов-н-Дону: Феникс, 2012. – стр. 37