Основные задачи стандартизации
Для реализации целей отечественной стандартизации сформулированы основные задачи стандартизации:
- обеспечение взаимопонимания между разработчиками, изготовителями, продавцами и потребителями;
- установление требований к качеству продукции с учетом ее безопасности;
- установление метрологических норм и правил, требований по совместимости, взаимозаменяемости, требований к технологическим процессам, нормативно-техническое обеспечение контроля, испытаний, оценки качества продукции;
- обеспечение вопросов стандартизации по всем стадиям жизненного цикла продукции;
- совершенствование системы информационного обеспечения в области стандартизации.
Функции стандартизации
Эффективность стандартизации в условиях развитых рыночных отношений проявляется через ее функции.
Экономическая функциявключает следующие аспекты:
- формирование качества продукции, процессов и услуг в соответствии с Законом о техническом регулировании;
- предоставление информации о продукции и ее качестве, позволяющей участникам торговых операций правильно оценить и выбрать товар, оптимизировать капиталовложения;
- распространение в промышленности информации о новой технике, материалах и методах измерений и испытаний;
- повышение производительности труда и снижение себестоимости;
- содействие инновационным процессам при производстве продукции, работ и услуг;
- содействие конкуренции на основе стандартизации методов испытаний и унификации основных параметров продукции, что позволяет проводить ее объективное сравнение;
- обеспечение совместимости и взаимозаменяемости;
- рационализацию управления производственными процессами;
- обеспечение заданного уровня качества продукции.
Социальная функциястандартизации предусматривает формирование и фиксацию такого уровня параметров и показателей продукции, который соответствует требованиям безопасности продукции, обеспечивает охрану окружающей среды и безопасность людей при производстве, обращении, использовании и утилизации продукции.
Социальная функция реализует и гарантирует основные права граждан, единство в проведении международной, федеральной и региональной политики в области безопасности, охраны жизни, здоровья граждан и окружающей природной среды.
Коммуникативная функциястандартизации предусматривает создание с учетом международной практики базы информационных систем, стандартизацию терминов и определений, разработку классификаторов, методов измерений и испытаний, чертежей, условных знаков систем учета, статистики и финансово-бухгалтерской деятельности, систем конструкторско-технологической документации, систем управления процессами и др., обеспечивая необходимое взаимопонимание между всеми заинтересованными сторонами.
Стандартизация терминологии и приведение ее в соответствие с международной - одна из важнейших задач реализации коммуникативной функции.
Функция упорядочения-преодоление неразумного многообразия объектов (раздутая номенклатура продукции, ненужное многообразие документов). Она сводится к упрощению и ограничению.
Ресурсосберегающая функция обусловлена ограниченностью материальных, энергетических, трудовых и природных ресурсов и заключается в установлении в нормативной документации обоснованных ограничений на расходование ресурсов.
Цивилизующая функция направлена на повышение качества продукции и услуг как составляющей качества жизни. Реализация этой функции позволяет достичь целей научно-технического прогресса, повышения конкурентоспособности продукции, работ и услуг.
Информационная функция. Стандартизация обеспечивает материальное производство, науку и технику и другие сферы нормативными документами; эталонами, образцами - эталонами продукции как носителями ценной технической и управленческой информации.
Функция нормотворчества проявляется в задании норм и требований (правил, значений параметров, условий для выполнения) применительно к объекту стандартизации.
Доказательная функцияпроявляется в том, что гармонизированные с конкретным техническим регламентом стандарты раскрывают существенные требования регламентов.
Идентифицирующая функция позволяет соотнести название продукции с необходимым ее составом и набором показателей качества, являющихся признаками продукции. Стандарты предупреждают фальсификацию товаров.
Рассмотрев все вышеуказанные функции стандартизации, отметим, что в практике отечественной и зарубежной стандартизации в последнее время оперируют более укрупненными функциями, в частности выделяют:
1) коммуникативную;
2) экономическую;
3) социальную функцию.
В рамках фонда ГОСТов доля первой функции - 14,5% к общему фонду стандартов, второй - 73,5%, третьей - 12%. Указанные доли очень близки к распределению стандартов по функциям стандартизации в рамках ИСО и МЭК. Таким образом, более 70% стандартов выполняют экономическую функцию.