Теория потребительского поведения на рынке

Систему предпочтений потребителя можно представить с помощью кривых одинаковой полезности. Каждая такая кривая представляет наборы потребительских товаров, которые обеспечивают одинаковый уровень удовлетворения потребности. Следовательно, потребитель безразличен к выбору любого из них, представленного точкой на конкретной кривой. По этой причине она названа «кривая безразличия», а множество кривых безразличия названо картой безразличия.

Рисунок 5 – Кривые безразличия
Теория потребительского поведения на рынке - student2.ru Кривые безразличия имеют нисходящий характер и вогнутую форму, что объяс-няется уменьшающейся пре-дельной нормой замещения. Предельной нормой замещеия (MRS) называется количество блага у, которое должно быть сокращено в обмен на увели-чение блага х на единицу с тем, чтобы полезность набора осталась прежней:

MRSxy = - Dу/Dх.

Множество кривых безразличия составляют карту безразличия, где более высокая кривая отображает относительно большую полезность.

Если кривые безразличия характеризуют предпочтения потребителя, то бюджетная линия определяет его возможности.

Кривые безразличия обладают рядом свойств: имеют отрицательный наклон и выпуклость к началу координат; не могут пересекаться (иначе возникнет противоречие 2-й аксиоме); могут быть проведены через любую точку пространства товаров (Та – по оси ординат и Тb – по оси абсцисс); кривая безразличия, лежащая выше и правее другой кривой, представляет более предпочтительные товарные наборы. Так, если обозначить U0 – кривую безразличия, самую близкую к началу координат, то полезность U0 < U1 < U2 < U3 и т. д. (рисунок 5).

На графике кривая безразличия (U0) имеет разную «кривизну» – угол наклона касательной к кривой в различных её точках не одинаков. Это отражает разную возможность замены потребителем одного товара другим, при сохранении полезности набора неизменным. Такая характеристика получила название «предельная норма замещения» например, товаром B товара A, и обозначается MRS(ba).

Теория потребительского поведения на рынке - student2.ru ,

где ∆Tx – изменение (уменьшение) в объеме потребления товара X,

∆Ty – изменение (увеличение) в объеме потребления товара Y.

При анализе потребительского поведения следует учитывать и доход (I) –(бюджет потребителя), определяющий его платежеспособность. Покупатель может купить любой набор товаров, отвечающий требованию:

Теория потребительского поведения на рынке - student2.ru (1).

Выражение (1) названо бюджетным ограничением потребителя.При графическом изображении оно представляет бюджетную линию, например, АВ (рис. 6, a), все точки которойявляются разными наборами одинаковой стоимости. Наклон линии АВ к оси абсцисс определяется соотношением цен товаров: Px и Pу. Изменение цены на один из товаров, например, Х, изменяет угол наклона бюджетной линии.

Теория потребительского поведения на рынке - student2.ru

На положение бюджетной линии влияет изменение величины дохода потребителя. Если денежный доход потребителя увеличивается, то бюджетная линия смещается вверх и вправо. Если денежный доход сокращается, то бюджетная линия – смещается вниз и влево.

Теория потребительского поведения на рынке - student2.ru Таким образом, потребительский выбор зависит от предпочтений потребителя и его бюджета, а опти-мальный выбор – условие, при котором каждая денежная единица дохода приносит потребителю мак-симальную полез-ность. Точка касания бюджет-ной линии и кривой безраз-личия показывает равновесие потре-бителя – его оптимальный выбор (см. рисунок 7).

Вопросы для самоконтроля

1 Что такое «спрос» и какие факторы на него влияют?

2 Сформулируйте «закон спроса» и объясните «сдвиги» кривой спроса?

3 Что такое «предложение» и какие факторы на него влияют?

4 Сформулируйте «закон предложения» и объясните «сдвиги» кривой предложения?

5 Что такое «равновесие» на рынке? Проиллюстрируйте свой ответ.

6 Что такое «эластичность» и какие факторы на нее влияют?

7 Какие виды эластичности знаете?

8 Сформулируйте законы убывающей предельной полезности.

9 Как влияет уровень дохода на потребление и поведение потребителя. Обоснуйте свой ответ.

10. Объясните сущность теории потребительского поведения.

Рефераты:

1 Исключения закона спроса: эффект Гиффена, эффект Веблена (http://www.grandars.ru/student/ekonomicheskaya-teoriya/paradoks-giffena.html)

2 Функциональный и нефункциональный спрос (http://www.grandars.ru/student/ekonomicheskaya-teoriya/nefunkcionalnyy-spros.html)

3 Развитие теории предельной полезности.

4 Экономический фетишизм К. Маркса.

Задачи:

1 Допустим, функция спроса равна Qd = 100 - Р, а функция предложения: Qs = 2Р - 50,

где Р — это цена в рублях,

величина спроса Qd в тысячах штук,

величинапредложения Qs в тысячах штук.

а) Найдите равновесную цену и равновесное количество.

б) Если правительство решит снизить цену до 40 рублей, стремясь стимулировать потребителя, к чему это приведет? Определите величины спроса и предложения, наблюдается ли избыточное предложение (перепроизводство, затоваривание) или избыточный спрос (дефицит), каков объем потребления?

Решение:

а) Точку равновесия до вмешательства правительства в работу данного рынка находим из уравнения:

Qs = Qd или 100 - Р = 2Р - 50.

Следовательно, Р0 = 50, Q0 = 50.

б) Если правительство снизит цену до 40 руб., то величина спроса достигнет 60 (Qd=100-40=60), но предложение сократится до 30 (Qs=2*40-50=30). Имеем избыточный спрос, равный 30 при таком же объеме продаж: Q = min(Qd, Qs) = 30.

2 Функции спроса и предложения: Qd=200–4Р и Qs=6Р-100.

а) Найдите равновесную цену и равновесное количество.

б) Определите параметры нового равновесия, если правительство введет налог в размере 5 ден.ед. с каждой единицы продукции.

в) Определите параметры нового равновесия, если правительство введет дотацию, выплачиваемую производителю в размере 10 ден.ед. на каждую единицу продукции.

Решение:

а) Точку равновесия до вмешательства правительства в работу данного рынка находим из уравнения:

Qs = Qd или 200–4Р=6Р-100.

Следовательно, Р0 = 30, Q0 = 80.

б) Если правительство введет налог, то это снизит цену для производителя на величину налога, а для покупателя цена останется неизменной. Для определения нового равновесия необходимо приравнять Qs = Qd. При этом формула производителя изменится200–4Р=6(Р-5)-100. Отсюда Р1 = 33, Q1 = 67.

При введении налога в размере 5 ден.ед. с каждой единицы продукции цена на рынке увеличится на 3 ден.ед., а количество сократится на 13 ед.

в) Если правительство введет дотацию, то это увеличит цену для производителя на величину дотации, а для покупателя цена останется неизменной. Для определения нового равновесия необходимо приравнять Qs = Qd. При этом формула производителя изменится200–4Р=6(Р+10)-100. Отсюда Р2= 24, Q2 = 104.

При введении дотации в размере 10 ден.ед. цена на рынке снизится на 6 ден.ед., а количество увеличится на 24 ед.

Задачи для решения

1Спрос и предложение на некий товар описывается уравнениями:

Qd=2500-200P,

Qs=1000+100P,

Вычислите параметры равновесия на рынке данного товара.

Государство установило на данный товар фиксированную цену в размере 3 денежные единицы за единицу товара. Охарактеризуйте последствия такого решения.

2. Спрос и предложение некоторого товара описываются уравнениями:

Qd =600-25P, Qs=100+100P,

Найдите параметры равновесия на рынке данного товара.

Государство установило налог с продажи на единицу данного товара в размере 5 денежных единиц.

Найдите, сколько потеряют при этом покупатели, а сколько продавцы.

3. Известны функции рыночного спроса Qd=10-P и предложения Qs=-5+2P.

Государство за каждую проданную единицу продукции ввело дотацию производителю в размере 1,5 ден.ед. Найдите новые параметры равновесия на рынке.

Наши рекомендации