Перспективы развития денежной системы России

Рассмотрев основные тенденции, связанные с денежной системой России мы можем рассмотреть перспективы её развития.

Банк России принимает решения в области денежно-кредитной политики на основе оценки текущей экономической ситуации и среднесрочного макроэкономического прогноза. Прогноз охватывает трехлетний период, что одновременно позволяет учитывать лаги влияния денежно-кредитной политики на экономику и дает субъектам экономики ориентиры для принятия решений на среднесрочном горизонте планирования. При этом Банк России рассматривает наиболее вероятный (базовый) сценарий развития экономики[15].

Сценарий I (базовый сценарий), который рассматривается как наиболее вероятный, основан на предположениях о том, что заметного изменения конъюнктуры мировых сырьевых рынков не произойдет и цена на нефть марки «Юралс» на всем прогноз- ном горизонте будет находиться вблизи средних значений 2016 г. – около 40 долл. США за баррель в условиях сохранения высокого уровня предложения на рынке энергоносителей, совершенствования технологий добычи нефти, а также низких темпов роста мировой экономики. Достигнутые в сентябре 2016 г. договоренности стран – членов ОПЕК о снижении добычи нефти окажут лишь временную поддержку ценам, учитывая возможное ответное расширение добычи сланцевой нефти.

Базовый сценарий Банка России по своим основным параметрам близок к базовому прогнозу Министерства экономического развития России. В дополнение к базовому сценарию Банк России рассматривает сценарий II и сценарий III, предполагающие соответственно более медленное и более быстрое восстановление роста мировой экономики, что приведет к формированию более низкой или более высокой траектории цен на нефть. В базовом сценарии (сценарий I) ожидается, что несмотря на действие указанных выше сдерживающих внешних и внутренних факторов, сохранение стабильности в финансовой сфере, предсказуемость и последовательность денежно-кредитной и бюджетной политики и адаптация субъектов экономики к изменению внешних условий, в том числе за счет свободного курсообразования, создаст условия для постепенного улучшения настроений, оживления потребительского и инвестиционного спроса и восстановления экономического роста. Вместе с тем потенциальные темпы роста российской экономики будут невысокими с учетом имеющихся структурных ограничений, обозначенных ранее[6; c.526].

Как ожидается, в базовом сценарии темп роста экономики составит около 0,5–1,0% в 2017 г., а затем повысится до 1,5–2,0% в 2018–2019 годах. Ожидаемое замедление инфляции до 4% в 2017 г. и ее стабилизация вблизи целевого уровня создадут во второй поло вине трехлетнего прогнозного периода условия для постепенного смягчения денежно-кредитной политики. На его фоне будет происходить снижение кратко- и долгосрочных рыночных процентных ставок как в номинальном, так и в реальном выражении. Вместе с тем уровень реальных процентных ставок останется в положительной области, что с учетом текущих характеристик развития экономики необходимо для сохранения сбалансированной сберегательной и кредитной активности. Дополнительным фактором смягчения ценовых и неценовых условий кредитования станет ожидаемая нормализация долговой нагрузки и соответствующее последовательное снижение кредитных рисков, что будет обеспечиваться консервативным подходом к изменению соотношения кредитной задолженности и доходов заемщиков [16].

В базовом сценарии прогнозируется, что годовой темп прироста кредита экономике со стороны банковского сектора составит 4–6% в 2017 г., а затем ускорится до 7–11% в 2018–2019 годах. Смягчение кредитных условий наряду с улучшением экономических настроений и ожиданий внесет вклад в постепенное восстановление роста как потребительского, так и инвестиционного спроса. В разрезе компонентов совокупного спроса прогнозируется, что восстановление экономики будет происходить постепенно и относительно равномерно, что приведет к сохранению относительно стабильной структуры ВВП. Ожидается, что годовые темпы прироста расходов на конечное потребление составят 0,2–0,6% в 2017 г., 1,7–2,5% – в 2018–2019 годах. По мере укрепления уверенности производителей в восстановлении спроса, а так- же на фоне постепенного смягчения финансовых условий будет осуществляться оживление инвестиционной активности. Годовые темпы прироста валового накопления основного капитала в 2017 г. составят 1,2–1,7%, а в 2018–2019 гг. увеличатся до 2,7–3,2 и 3,2–3,7% соответственно. Вместе с тем после восстановительного роста инвестиционного спроса, компенсирующего его глубокое падение в предыдущие периоды, темп роста инвестиций, сдерживаемый особенностями экономики, может вновь замедлиться. Динамика запасов в условиях ожидаемого постепенного восстановления потребительского спроса будет вносить дополнительный вклад в прирост валового накопления в 2017–2018 годах. Постепенное оживление потребительского и инвестиционного спроса при ожидаемой стабильности курсовой динамики будет сопровождаться восстановительным ростом импорта. В то же время с учетом предполагаемых показателей роста стран – торговых партнеров России, а также действующих объективных ограничений для наращивания сырьевого экспорта, имеющего большой вес в структуре экспорта России, годовые темпы роста экспорта в реальном выражении останутся устойчивыми, но невысокими – 1-2%. При указанной динамике физических объемов экспорта и импорта товаров и услуг, а также с учетом стабилизации цен на энергоносители положительное сальдо текущего счета платежного баланса в течение прогнозного периода будет постепенно сокращаться. Вместе с тем, как ожидается, чистый отток частного капитала на трехлетнем горизонте также сохранится на низком уровне – около 2% ВВП[6; c.457].

Банк России продолжит постепенно сворачивать операции рефинансирования в иностранной валюте и ожидает, что кредитные организации смогут полностью погасить задолженность по данным операциям до конца 2017 года. С учетом сочетания указанных тенденций на прогнозном горизонте ожидается сохранение в целом стабильной динамики курса рубля, что обусловит отсутствие дополнительного инфляционного давления со стороны этого фактора.

Банк России не исключает возможности реализации дополнительных рисков, которые могут повлиять на инфляционную динамику. Значимыми рисками для прогноза инфляции на горизонте трех лет могут являться не предусмотренные скачки внутренних и внешних продовольственных цен (под влиянием факторов предложения), изменения бюджетной политики, включающие возможное ускорение индексации расходов или повышение налогов, а также ускорение роста административно регулируемых цен и тарифов. Необходимая степень реакции денежно-кредитной политики в ответ на реализацию указанных рисков будет определяться с учетом оценки масштаба и длительности их воздействия на инфляционные процессы. В частности, в случае отклонения от заявленных планов консолидации бюджета и увеличения его дефицита Банк России будет вынужден проводить более жесткую денежно-кредитную политику. Банк России на регулярной основе по мере поступления новых данных осуществляет оценку и уточнение параметров прогноза макроэкономического развития, которые могут оказать влияние на решения в области реализации денежно-кредитной политики[17].

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Подводя итог из вышесказанного, нужно отметить, что денежная система представляет собой подсистему общего образования экономической системы. Она функционирует в рамках общих и специфических денежных законов, подчинена общим юридическим нормам общества.

Основными приоритетами современной денежно-кредитной политики в ближайшие годы являются: снижение инфляции до 4—6% в год, улучшение структуры денежной массы, сокращение до минимума не денежных расчетов, эффективное управление государственными финансовыми резервами и резервными фондами, укрепление платежной дисциплины, создание конкурентоспособной банковской системы в условиях глобализации финансов, обеспечение внешней конвертируемости рубля, сокращение государственного долга и внешних заимствований компаний, находящихся под контролем государства, легализация налично-денежных расчетов и платежей, дальнейшее развитие системы государственного страхования вкладов населения в коммерческих банках и распространение этой системы на добровольное пенсионное страхование в негосударственных пенсионных фондах.
В процессе реализации денежно-кредитной политики Банк России контролирует объем и структуру денежной массы в обращении, используя специальные показатели, характеризующие процесс ее формирования.

Одним из таких показателей является денежная база, включающая:
наличные деньги в обращении, в том числе в кассах коммерческих банков; средства в фонде обязательных резервов; средства корреспондентских счетах

коммерческих банков в Банке России. Кроме денежной базы Банк России использует такие показатели, как состояние торгового баланса, динамика цен на основные российские экспортные товары, затраты на обслуживание государственного долга и т.д.

Важнейшие инструменты денежно-кредитного регулирования в мировой финансовой практике выступают: процентные ставки, ставка рефинансирования, официальная учетная (переучетная) ставка, ломбардная ставка, обязательные банковские резервы, операции с государственными ценными бумагами на открытом рынке, рефинансирование банков, установление ориентиров роста денежной массы.

Проведя анализ динамики денежной массы, не так сильно наблюдалось ярко выраженных тенденций. Совокупный спрос не будет оказывать повышающего давления на инфляцию. Выявлено, что регулирование денежного обращения, возлагаемое на Банк России, осуществляется в соответствии с основными направлениями денежно-кредитной политики, которая разрабатывается и утверждается в порядке, установленном банковским законодательством.

Основной проблемой развития не только денежной системы, но и экономики в целом, несовершенство законодательной базы. Зачастую, проверить «как работает» тот или иной закон можно только путем проб и ошибок на практике. Не смотря на всю не совершенность существующей денежной системы РФ на данный момент для неё нет оптимальной альтернативы. Её развитие и видоизменение продолжается согласно переходам от одного типа денежной системы к другому, за счёт несовершенства предыдущей и постоянного роста потребности расширения её функций.

Так же в работе раскрыты некоторые перспективы развития денежной системы Российской Федерации: Банк России принимает решения в области денежно-кредитной политики на основе оценки текущей экономической ситуации и среднесрочного макроэкономического прогноза. Прогноз охватывает трехлетний период, что одновременно позволяет учитывать лаги влияния денежно-кредитной политики на экономику и дает субъектам экономики ориентиры для принятия решений на среднесрочном горизонте планирования.

Совершенствованию платежной системы России будет способствовать разработка Банком России системы валовых расчетов, осуществляемых в режиме реального времени.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Федеральный закон от 10.07. 2002г. №86-ФЗ

2. Федеральный закон от 21.07.2014г. № 218-ФЗ.

3. Федеральный закон от 21.11.2011г. № 327-ФЗ.

4. Федеральный закон от 25.11.2009г. № 281-ФЗ.

5. Современный экономический словарь. / Под ред. Райсберга Б.А. - М.: ИНФРА-М, 2003.

6. Никонова Ю. С., Власенко Р. Д. Анализ структуры и динамики денежной массы России // Молодой ученый. — 2016. — №10. — С. 797-800.

7. Серегина, С. Ф. Макроэкономика: учебник для бакалавров / Аносова А. В., Ким И. А., Серегина С. Ф. и др. 3-е изд., перераб. и доп. М.: Юрайт, 2011. 522

8. Финансы, деньги, кредит: учебное пособие под ред.Е.Г. Черновой. - М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2005.

9. Жуков Е. Ф. Деньги. Кредит. Банки: учебник для вузов / Жуков Е. Ф., Максимова Л. М., Печникова А. В. и др.; 4-е изд., перераб. и доп. М.: ЮНИТИ, 2011.783.

10. Финансы: учебник под ред.В. В. Ковалева. - М.: 2001

11. Барулин С.В. Финансы: учебник/С.В.Барулин. – М.: КНОРУС, 2010, -С.256.

12. Экономика: учеб/под ред.А.И.Архипова, А.К.Большакова. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2007. –С.275

13. Грачева Е.Ю., Куфакова Н.А., Пепеляев С.Г. "Финансовое право России", Учебник. - М.: ТЕИС, 2004.

14. Мартыненко В. Социально-политическая изнанка монополии денежной власти в России / В.Мартынекно/ Наука.Культура.Общество. – 2009.

15. Сайт Центрального Банка России. Режим доступа: http://www.cbr.ru/publ

16. Сайт экспертно о экономике. Режим доступа: http://www.eexperts.ru

17. Сайт роль финансов. Режим доступа: http://www.finmasters.ru

18. Сайт Законодательства РФ. Режим доступа: http://www.consultant.ru

Наши рекомендации