Ii. основные цели бюджетной политики на 2013 год и среднесрочную перспективу
1. Эффективное и прозрачное использование бюджетных средств для достижения общественно значимых результатов.
- углубление и совершенствование созданной нормативно-правовой базы.
- систематический анализ эффективности расходов
- контроль за достижением целевых показателей
- все принятые бюджетные обязательства должны безусловно выполняться
- переход с 2014 года к «программному бюджету». Необходимо обеспечить корреляцию механизмов реализации и требуемых ресурсов для выполнения государственных программ с долгосрочными целями социально-экономической политики.
- внедрение единой интегрированной информационной системы управления бюджетным процессом.
- переход на новейшие WEB-технологии по сбору и своду отчетности, что значительно сократит сроки сбора отчетности и повысит качество взаимодействия с главными распорядителями средств бюджета, главными администраторами и администраторами доходов бюджета, финансовыми органами городских округов, муниципальных районов.
- усиление ответственности в использовании средств бюджета Республики Карелия
- необходимо привлекать заёмные средства как путем выпуска ценных бумаг, так и в виде банковских и бюджетных кредитов.
2. В области формирования доходов бюджета и налоговой политики предстоит продолжить работу по совершенствованию налогового законодательства республики, обеспечению прозрачности и предсказуемости налоговой политики, повышению эффективности администрирования доходов и привлечению дополнительных ресурсов в бюджеты республики.
2.1. Необходимо совершенствовать систему взаимодействия исполнительных органов власти Республики Карелия, территориальных федеральных органов исполнительной власти и органов местного самоуправления по улучшению собираемости доходов, поиску дополнительных финансовых ресурсов в бюджеты республики и определению резервов увеличения доходов бюджетов муниципальных образований. Должны быть определены конкретные меры противодействия уклонению от уплаты налогов и сборов.
Действия Правительства Республики Карелия должны быть направлены на увеличение доли в формировании доходов бюджета таких отраслей, как лесопромышленный и горнопромышленный комплексы, строительство.
Будет осуществлена разработка Плана мероприятий по увеличению доходов консолидированного бюджета Республики Карелия и повышению эффективности налогового администрирования на 2013 – 2015 годы. Составляющей основой данного плана станут мероприятия по увеличению доходов бюджета, разработанные каждым администратором доходов бюджета, независимо от ведомственной принадлежности, каждым органом местного самоуправления.
Предстоит провести работу по оценке доходного потенциала бюджета Республики Карелия и местных бюджетов по каждому муниципальному образованию. Будут разработаны программные мероприятия по его увеличению, которые должны быть увязаны с экономическим развитием территорий, в том числе диверсификацией экономики, расширением ее реального сектора, ростом налогооблагаемой базы.
В целях укрепления доходной базы местных бюджетов будет продолжено совершенствование практики стимулирования органов местного самоуправления, достигших наилучших результатов по увеличению доходного потенциала.
Отраслевым органам исполнительной власти будут доведены контрольные показатели поступления доходов по источникам, формирующим доходную часть бюджета Республики Карелия, в части курируемых отраслей и видов деятельности.
2.2. Особое значение приобретают вопросы повышения собираемости основного доходного источника формирования бюджетов – налога на доходы физических лиц. Учитывая существующую практику применения схем ухода от налогообложения, в том числе путем выплат «теневой» заработной платы, необходимо разработать комплекс мер, направленных на легализацию доходов, с участием всех органов власти, контролирующих и правоохранительных органов.
2.3. Сохраняют актуальность вопросы администрирования неналоговых доходов бюджета. Необходимо максимально эффективное использование и управление имущественными и природными ресурсами, в том числе за счет реализации непрофильных активов, объективной оценки активов, стимулирующих их вовлечение в оборот, ограничения доступа к природным ресурсам неэффективных пользователей.
2.4. В целях увеличения объемов производства и роста налоговых платежей будет продолжена системная работа с налогоплательщиками, в том числе сотрудничество Правительства Республики Карелия с крупнейшими предприятиями-налогоплательщиками, осуществляющими деятельность на территории республики, в рамках заключаемых Соглашений.
Данные соглашения, помимо вопросов социальной ответственности, должны быть направлены на увеличение налоговых поступлений, в том числе налога на доходы физических лиц, а также на обеспечение рентабельной работы и формирование налогооблагаемой прибыли.
На особом контроле должно быть осуществление налоговых и неналоговых перечислений организациями, находящимися в составе холдингов и групп, входящих в вертикально-интегрированные структуры.
Создание крупным бизнесом консолидированных групп налогоплательщиков несет риск в виде существенного снижения поступления налога на прибыль в отношении субъектов Российской Федерации, на территории которых расположены высокорентабельные производства. В целях сохранения сбалансированности бюджета в данных условиях будет осуществляться целенаправленная работа как с представителями бизнес-сообщества, так и в сфере совершенствования межбюджетных отношений. В этой работе необходимо участие Законодательного Собрания Республики Карелия, представителей республики в Государственной Думе и Совете Федерации Федерального Собрания Российской Федерации.
В этих условиях жизненно важным для республики является реализация конкретных мер, направленных на диверсификацию экономического потенциала республики, развитие частной инициативы в сфере малого и среднего бизнеса.
2.5. Руководствуясь положениями Бюджетного послания Президента Российской Федерации о необходимости расширения информационного взаимодействия между налоговыми органами, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и местного самоуправления в части формирования бюджета и оценки налоговой базы, Правительству Республики Карелия, органам местного самоуправления требуется провести более широкий анализ структуры всех составляющих бюджетного потенциала каждой территории.
Правительство Республики Карелия и налоговые органы должны усилить работу с налогоплательщиками и вести диалог с крупнейшими компаниями России, чьи подразделения расположены на территории республики, для поиска решения по существенному повышению бюджетной отдачи от их деятельности. Во исполнение задач, поставленных Президентом Российской Федерации и Правительством Российской Федерации, требуется повышение эффективности взаимодействия, в том числе информационного между финансовыми и налоговыми органами.
2.6. Будет продолжена работа по оптимизации льгот, в основном, за счет их отмены в случае отсутствия бюджетного и (или) социального эффекта. При этом основными приоритетами при предоставлении налоговых льгот должны стать улучшение качества инвестиционного климата, повышение предпринимательской активности, совершенствование структуры экономики, повышение ее конкурентноспособности, прежде всего, на рынках наукоемкой, высокотехнологичной продукции.
Особое внимание будет уделено мерам в отношении поддержки субъектов малого бизнеса, которые будут способствовать расширению налоговой базы за счет совершенствования специальных налоговых режимов и установления экономически оправданного уровня налоговой нагрузки.
В среднесрочной перспективе планируется последовательное снижение удельного веса объема региональных налоговых льгот в сумме налоговых доходов бюджета Республики Карелия, концентрация поддержки только на приоритетных направлениях развития экономики.
В качестве основных приоритетов расходов бюджета Республики Карелия планируются следующие направления.
3.1. Повышение качества предоставляемых населению Республики Карелия государственных и муниципальных услуг, прежде всего это относится к общественно-значимым сферам – к образованию, здравоохранению, культуре.
Механического наращивания бюджетных расходов в этих сферах происходить не должно. Несмотря на увеличение бюджетных расходов в последние годы, достигнутые результаты не всегда удовлетворяют граждан.
При предоставлении государственных и муниципальных услуг недопустимо ориентироваться исключительно на возможности государственных и муниципальных учреждений. Если необходимая услуга может быть предоставлена за те же бюджетные деньги и более качественно частными организациями, то у них ее и следует заказывать. Граждане республики должны иметь возможность выбора организации, предоставляющей услуги за счет бюджетных средств.
3.2. Продолжение работы по совершенствованию применяемых в Республике Карелия новых систем оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений с учетом разрабатываемых на уровне Российской Федерации механизмов применения системы «эффективного контракта».
Предполагается, что использование этого нового инструмента позволит определить и прописать в контракте или договоре работника государственного или муниципального учреждения условия оплаты труда и «социальный пакет» в зависимости от качества и количества выполняемой им работы.
3.3. Постепенное смещение акцентов бюджетных расходов на направления, способствующие развитию социально-экономического потенциала Республики Карелия.
3.4. Обеспечение поэтапного перехода на «одноканальное финансирование» учреждений здравоохранения Республики Карелия через систему обязательного медицинского страхования.
3.5. В сфере социальной политики необходимо принять меры по усилению адресности в предоставлении мер социальной поддержки, установленных законодательством Республики Карелия, в зависимости от нуждаемости их получателей.
В целях реализации Указа Президента Российской Федерации по улучшению демографической ситуации с 2013 года в Республике Карелия будут установлены ежемесячные денежные выплаты малообеспеченным семьям в случае рождения после 31 декабря 2012 года третьего ребенка или последующих детей до достижения ребенком возраста трех лет.
3.6. В сфере культуры планируется расширение объема материального и нематериального историко-культурного наследия Карелии, создание условий для повышения значимости и эффективности использования ресурсов сферы культуры в деятельности местного самоуправления, повышение эффективности поддержки профессионального искусства и народного творчества, повышение качества образования в сфере культуры и искусства, повышение предпринимательской активности населения в сфере творческих индустрий, повышение привлекательности культурного потенциала Карелии в национальном и международном масштабе.
3.7. Создание современного конкурентоспособного туристского комплекса, обеспечивающего возможности для развития разнообразных туристских услуг путем содействия в реализации инфраструктурных проектов, реконструкции и строительства спортивных объектов, поддержки малого бизнеса.
3.8. В сфере сельского хозяйства планируется продолжить государственную поддержку, направленную на создание условий для успешной конкуренции продукции местных сельхозтоваропроизводителей с другими производителями сельскохозяйственной продукции, включая зарубежные.
3.9. В целях развития сектора малого предпринимательства, учитывая его уязвимость к изменению условий ведения бизнеса, в рамках Региональной программы развития малого и среднего предпринимательства в Республике Карелия продолжится предоставление субсидий бюджетам муниципальных образований для софинансирования муниципальных программ развития малого и среднего предпринимательства, в том числе в монопрофильных территориальных образованиях, субсидирование части затрат субъектов малого и среднего предпринимательства, связанных с приобретением оборудования в целях создания и (или) развития и (или) модернизации производства товаров (работ, услуг), а также проведение бесплатных образовательных программ для субъектов малого и среднего предпринимательства по вопросам открытия и ведения бизнеса.
На базе Бизнес-инкубатора Республики Карелия планируется организация объектов инфраструктуры поддержки предпринимательства в районах республики.
3.10. В 2013 году будет продолжено осуществление расходов на содержание и развитие сети автомобильных дорог за счет средств дорожного фонда. При этом первоочередной задачей должно стать повышение прозрачности, открытости и эффективности использования имеющихся ресурсов с целью приведения автомобильных дорог Республики Карелия в соответствие с установленными техническими характеристиками.
3.11. Деятельность Правительства в сфере жилищно-коммунального хозяйства и энергетики будет направлена на повышение качества и надежности оказываемых услуг потребителям.
В этих целях будет продолжена работа по модернизации объектов жилищно-коммунальной инфраструктуры, связанная с переводом источников теплоснабжения республики на экономически выгодные виды топлива (природный газ, древесина, торф), реализацией мероприятий по энергосбережению и повышению энергоэффективности, реконструкцией объектов водоснабжения и водоотведения.
3.12. Оказание государственной поддержки теплоснабжающим организациям будет осуществляться исключительно при условии разработки, утверждения и реализации инвестиционных программ субъектов регулирования, направленных на модернизацию процесса теплоснабжения.
3.13. Будет продолжена работа по реализации принятых программных документов в сфере жилищно-коммунальных услуг, предусматривающих реализацию мероприятий по энергосбережению и энергоэффективности, по модернизации объектов теплоэнергетики Северного Приладожья, водоснабжения и водоотведения в районах республики.
3.14. Бюджетные инвестиции должны быть настроены на повышение качества предпринимательского и инвестиционного климата. За счет бюджетных средств не должны осуществляться инвестиционные расходы, создающие конкуренцию частным инвестициям. Бюджетные инвестиции в экономику должны стимулировать рост частных инвестиций, способствовать формированию современной транспортной и инженерной инфраструктуры.
В связи с необходимостью реализации региональных и муниципальных инвестиционных проектов по развитию транспортной, энергетической, коммунальной, а также социальной инфраструктуры особое внимание будет уделено формированию новых финансовых механизмов привлечения инвестиций на территорию региона. Это, прежде всего, создание республиканской системы государственно-частного партнерства, включая образование регионального инвестиционного фонда.
3.15. Особого внимания заслуживают вопросы обеспечения жилыми помещениями отдельных категорий граждан в соответствии с полномочиями, закрепленными действующим законодательством.
Государственная поддержка граждан будет продолжаться в форме предоставления социальных выплат на приобретение жилья молодым семьям, молодым специалистам и гражданам, проживающим в сельской местности, компенсации части процентной ставки по ипотечным жилищным кредитам, в том числе работникам общеобразовательных учреждений с одновременной компенсацией первоначального взноса.
В связи с изменением федерального законодательства, за счет жилых помещений маневренного фонда, планируется предоставлять во временное пользование помещения детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, не имеющим жилых помещений в собственности, не являющимся нанимателями, членами семей нанимателей жилых помещений по договору социального найма.
С учетом делегированных Республике Карелия полномочий Российской Федерации, за счет субвенций из федерального бюджета будет продолжена реализация мер по обеспечению жильем граждан, уволенных с военной службы, и приравненных к ним лиц, ветеранов Великой Отечественной войны, инвалидов и семей, имеющих детей инвалидов.
3.16. В сфере занятости, в рамках проводимой в Российской Федерации политики, в очередном году в Республике Карелия планируется продолжить стимулирование экономической активности населения и обеспечение всего спектра государственных услуг в области содействия занятости населения.
Будет продолжена разработка и реализация дополнительных мероприятий, направленных на снижение напряженности на рынке труда, таких как трудоустройство незанятых инвалидов на оборудованные (оснащенные) для них рабочие места, создание условий для совмещения женщинами обязанностей по воспитанию детей с трудовой занятостью, а также на организацию профессионального обучения (переобучения) женщин, находящихся в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет.
4. В области межбюджетных отношений Республики Карелия с муниципальными образованиями на 2013 год и плановый период 2014 и 2015 годов первоочередной задачей является повышение результативности межбюджетного регулирования, ответственности муниципальных образований за выполнение переданных полномочий, результаты использования средств бюджета Республики Карелия, определение приоритетов в распределении ресурсов.
В целях обеспечения данной задачи основными направлениями бюджетной политики в сфере межбюджетных отношений должны стать:
4.1. Повышение эффективности использования межбюджетных трансфертов – комплексная оценка эффективности в соответствии с принципами, согласно которым предоставление субсидий целесообразно и предусматривает повышение качества предоставления муниципальных услуг либо обусловлено неравномерным распределением потребителей отдельных муниципальных услуг. Сокращение наименее эффективных видов финансовой помощи и концентрация межбюджетных трансфертов на важнейших приоритетных направлениях.
При расчете субвенций для финансового обеспечения переданных отдельных государственных полномочий на муниципальный уровень усиление акцентов не на оценку ресурсов (издержек), необходимых для предоставления услуг, а результаты их оказания.
Очевидно, что система, когда органы исполнительной власти республики отвечают только за передачу финансовых ресурсов, а муниципальные органы автономно организуют исполнение переданных полномочий вне заданных рамок региональной политики в соответствующей сфере, приводит к неоправданному росту бюджетных расходов и дифференциации в исполнении государственных полномочий. Поэтому установление целевых прогнозных показателей при предоставлении субвенций должно стать не формальным, а действенным механизмом для решения этой задачи.
Проведение мониторинга соблюдения органами местного самоуправления муниципальных районов и городских округов требований Бюджетного кодекса Российской Федерации и условий предоставления межбюджетных трансфертов из бюджета Республики Карелия, контроль за выполнением целевых показателей, а также за эффективным расходованием бюджетных средств, направленный на выявление и предотвращение фактов финансовых нарушений, недопущение кредиторской задолженности по принятым обязательствам, в первую очередь, по заработной плате и социальным выплатам.
4.2. Создание стимулов для повышения качества управления бюджетным процессом в муниципальных образованиях. Необходимо продолжить проведение мониторинга реализации принятых органами местного самоуправления программ мобилизации дополнительных доходов, реформирования муниципальных финансов, повышения эффективности бюджетных расходов. Совершенствование показателей интегральной оценки качества и эффективности управления муниципальными финансами с применением механизмов поощрения муниципальных образований, добившихся значительных результатов.
4.3. Поддержание сбалансированности бюджета Республики Карелия и местных бюджетов.
Разграничение доходов и расходов бюджетов в Республике Карелия должно основываться на принципах бюджетной системы Российской Федерации, а также на положениях законодательства Российской Федерации по разграничению полномочий между органами государственной власти и органами местного самоуправления.
Основной задачей по выравниванию бюджетной обеспеченности муниципальных образований является сокращение различий в уровне обеспеченности потребностей граждан соответствующими финансовыми ресурсами для их удовлетворения. Сохранение различий в доходах муниципальных образований является необходимым условием для стимулирования органов местного самоуправления к увеличению налоговых доходов.
Необходимо совершенствовать методику расчета налогового потенциала муниципальных образований, применяемую при распределении межбюджетных трансфертов муниципальным районам (городским округам).
Оценка налогового потенциала территорий муниципальных образований должна в большей степени соответствовать оценке поступления налоговых доходов с учетом объективных экономических факторов и условий. Основой расчетов должен стать не один базовый год, а как минимум период в два – три года, включающий и показатели, характеризующие как потенциал за истекший период текущего года, так и потенциальные возможности территорий.
Следует продолжить практику консолидации субсидий с учетом взаимосвязи между целями предоставления субсидий и основными направлениями социально-экономического развития Республики Карелия, а также усилить механизмы финансового администрирования, предусматривающие подписание соглашений с органами местного самоуправления по повышению эффективности и результативности использования средств бюджетов.
Необходимо обеспечить режим экономного и рационального использования бюджетных средств, оптимизацию расходов на содержание органов местного самоуправления, а также усилить ответственность, в том числе финансовую, за качество и объемы предоставляемых муниципальных услуг.
4.4. Продолжение практики стимулирования муниципальных образований к увеличению доходов местных бюджетов с учетом максимальной мобилизации органами местного самоуправления имеющихся резервов роста.
Местные органы власти должны принимать самое непосредственное и активное участие в решении вопросов экономического развития территорий, поддержки малого бизнеса, и, как следствие, в расширении налогового потенциала муниципалитетов.
Необходимо сосредоточить внимание на повышении эффективности управления муниципальным имуществом и земельными ресурсами, повышении качества администрирования доходов от их использования, принятии мер, направленных на совершенствование арендных отношений.
Кроме того, в целях реализации имеющихся резервов роста территорий муниципальных образований требуется повышение эффективности взаимодействия как с налогоплательщиками, так и с администраторами доходов.
Решение поставленных в настоящем послании задач будет осуществляться в условиях направленности бюджетной политики на обеспечение долгосрочной сбалансированности и устойчивости бюджетной системы. Усилия необходимо сконцентрировать на реализации основной задачи долгосрочного бюджетного планирования, состоящей в увязке проводимой бюджетной политики с задачами по созданию условий для долговременного устойчивого роста экономики и повышению уровня и качества жизни населения.