Расчет среднемесячной заработной платы и фонда оплаты труда
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
по дисциплине «Менеджмент и экономика предприятий железнодорожного транспорта» для студентов специальностей «Подвижной состав» (специализация «Вагоны») и «Подвижной состав» (специализация «Технология производства и ремонта подвижного состава).
Курсовая работа по дисциплине «Менеджмент и экономика предприятий железнодорожного транспорта» состоит их следующих разделов:
1. Объемные и качественные показатели работы эксплуатационного вагонного депо
2. Трудовые ресурсы эксплуатационного вагонного депо
3. Расчёт среднемесячной заработной платы и фонда оплаты труда
4. Расчёт трудоемкости и производительности труда
5. Формирование бюджета производства эксплуатационного вагонного депо
6. Бюджет затрат эксплуатационного вагонного депо
1. Объёмные и качественные показатели работы эксплуатационного вагонного депо
Выполнение первого раздела курсовой работы следует начать с определения объёмных и качественных показателей работ эксплуатационного вагонного депо.
Объемные показатели – это количественные характеристики деятельности структурного подразделения транспортной компании, позволяющие судить о его экономическом развитии, производственном подъеме или спаде.
Объемные показатели (объем работ) эксплуатационного вагонного депо в планируемом периоде определяются на основании плана вагонооборота станций, обслуживаемых данным депо, и включает в себя:
- количество грузовых вагонов, проследовавших через пункты технического обслуживания (ПТО);
- количество вагонов, подготовленных под погрузку;
- количество вагонов, прошедших текущий отцепочный ремонт
- количество вагонов, обрабатываемых в пунктах подготовки (промывки) к перевозкам крытых и изотермических вагонов;
- количество вагонов, обрабатываемых в пунктах подготовки полувагонов и т.д.
В соответствии с исходными данными, содержащимися в задании на курсовую работу, в таблице 1 необходимо отразить плановые значения объемных показателей работы структурного подразделения транспортной компании – эксплуатационного вагонного депо на предстоящий год.
Таблица 1- Объемные показатели работы эксплуатационного вагонного депо
Наименование показателя | Единица измерения | Значение |
Количество вагонов, проследовавших через ПТО | ||
Количество вагонов отремонтированных текущим отцепочным ремонтом | ||
Количество вагонов обрабатываемых за год в пунктах промывки крытых и изотермических вагонов | ||
Количество порожних вагонов, обрабатываемых в пунктах подготовки под погрузку |
Качественную составляющую деятельности эксплуатационного вагонного депо характеризуют качественные показатели, к которым относятся:
- простой вагонов под обработкой на станционных путях, в текущем отцепочном и безотцепочном ремонтах;
- количество задержек грузовых поездов по вине вагонного депо;
- отказы технических средств;
- браки в работе.
Нормы простоя вагонов под обработкой на ПТО, в текущем отцепочном и безотцепочном ремонтах устанавливаются в соответствии с технологическим процессом работы пунктов технического обслуживания вагонов, а также принятой организацией текущего отцепочного ремонта вагонов с учётом передовых методов труда. Нормы простоя вагонов в парке отправления и прибытия, в текущем отцепочном ремонте устанавливается для каждого ПТО.
В связи с этим, в курсовой работе необходимо определить обеспеченность ПТО путями (при условии размещения на одном пути одного состава).
Расчет следует осуществить по формуле:
(1) |
N – объем обработки составов в парке, сост/год (формируется путем деления количества вагонов, проследовавших через ПТО, тыс. физ ваг/год на средний состав поезда, физ. ваг.) ;
Т – время обработки состава в парке, ч;
Фгод – годовой фонд рабочего времени ПТО, ч;
4,44 – коэффициент, характеризующий круглосуточный режим работы ПТО или количество смен при круглосуточной работе ПТО.
Полученное значение обеспеченности ПТО путями, необходимыми для обслуживания вагонов и составов, следует сравнить с фактическим значением обеспеченности и сделать соответствующие выводы по путевому развитию станции.
Таблица 2 – Сравнение показателей путевого развития станции
Наименование показателя | Фактическое значение | Расчетное значение | Изменение (+/-) |
Количество путей в парке, ед |
Выводы по путевому развитию станции:
2. Трудовые ресурсы эксплуатационного вагонного депо
При планировании производственной деятельности эксплуатационного вагонного депо в курсовой работе по каждой профессии необходимо рассчитать явочную и списочную численности.
Явочная численность – это количество рабочих, фактически находящихся на работе для выполнения производственного задания.
Списочная численность больше явочной на число рабочих, отсутствующих по болезни, находящихся в отпуске, временно выполняющих общественные поручения, государственные обязанности и др:
(2) |
где Чяв – явочная численность основных производственных рабочих эксплуатационного вагонного депо.
- коэффициент на замещение работников, находящихся в отпусках, выполняющих государственные и общественные обязанности. В коэффициент на замещения работников входят:
(3) |
где и – коэффициенты на замещение соответственно отпускников, больных и работников, выполняющих общественные и государственные обязанности.
Основными группами производственного контингента эксплуатационного вагонного депо являются рабочие занятые техническим обслуживанием грузовых вагонов на станциях (ст. 2015)[1], текущим ремонтом грузовых вагонов с отцепкой (ТР-2) (ст. 6002)1, промывкой крытых и изотермических вагонов (ст. 1030)1, текущим ремонтом порожних вагонов при подготовке под погрузку (ТР-1) (ст. 6001)1.
Наиболее многочисленной группой производственного контингента вагонного депо являются рабочие, занятые техническим обслуживанием грузовых вагонов на станциях (ст. 2015).
Численность работников ПТО грузовых вагонов определяется по технически обоснованным нормативам, которые зависят от количества поездов (составов), обрабатываемых за смену, количества вагонов в поезде (составе) и метода обслуживания поезда бригадой (с совмещением профессий осмотрщика и слесаря или без совмещения).
Нормативы численности для технического обслуживания вагонов поездов своего формирования без применения самоходных машин (см. исходные данные) установлены для состава длиной 55 физ. ваг. Если количество вагонов в поезде отклоняется в большую или меньшую сторону, то норматив численности корректируют на поправочный коэффициент, представленный в задании на курсовую работу.
Явочная численность работников ПТО следует определять нормативным методом, согласно формуле:
, | (4) |
где Чсм – численность работающих по нормативам в смену, чел;
Ссм – количество смен при круглосуточной работе.
Результаты расчетов численности работников по статье 2015 необходимо отразить в таблице 3. Следует отметить, что таблица 3 содержит в себе множители и произведение формулы 4.
Таблица 3 – Расчет явочной численности рабочих, занятые техническим обслуживанием грузовых вагонов на станциях (ст. 2015)
Профессия | Тарифный разряд работы | Явочная (технологическая) численность рабочих при количестве поездов, чел. | |||
В смену | расчетная в сутки (4,44 смены) | ||||
по нормативам | с учетом поправочного коэффициента | по технологии (с учетом округления) | |||
Парк прибытия | |||||
Осмотрщик – ремонтник вагонов | |||||
Оператор ПТО | |||||
Итого | |||||
Парк отправления | |||||
Осмотрщик – ремонтник вагонов | |||||
Слесарь по ремонту подвижного состава | |||||
Оператор ПТО | |||||
Итого | |||||
Всего расчетная явочная (технологическая) численность |
После расчета численности явочной, необходимо определить численность списочную.
Последовательность расчета таблицы 3 состоит в следующем:
1. При определении численности, необходимо рассчитать количество поездов, обрабатываемых за смену:
, | (5) |
где nваг – количество вагонов, прошедших через ПТО;
m – количество вагонов в поезде (средний состав поезда);
365 – количество дней в году (при круглосуточной и круглогодичной работе ПТО).
2. Полученное значение количества поездов следует сопоставить с нормативами численности по каждой профессии (см. исходные данные).
3. Скорректировать полученное значение нормативной численности на поправочный коэффициент, зависящий от длины состава.
4. Произвести округление полученного значения до целого числа.
5. Умножить получившееся значение численности на количество смен при круглосуточном и круглогодичном режиме работы ПТО. В данной ситуации на 4, 44 смены.
Явочную численность работников следует рассчитывать до двух знаков после запятой, это будет способствовать повышению точности расчета фонда оплаты труда эксплуатационного вагонного депо. Списочную же численность работников необходимо округлять до целого значения, соблюдая правила математики.
Явочную численность рабочих, занятых на текущем ремонте грузовых вагонов с отцепкой (ТР-2) (ст. 6002) следует рассчитать исходя из заданного объема работы и трудоемкости:
, | (6) |
где Nотц – годовая программа текущего ремонта с отцепкой, физ. ваг.
Тотц – трудоемкость текущего ремонта с отцепкой, чел.-ч/физ.ваг;
Фгод – среднегодовой фонд рабочего времени, ч;
Кпр – коэффициент роста производительности труда в планируемом периоде.
После расчёта по ст.6002 явочной численности работников следует произвести расчёт списочной численности.
Численность рабочих в пунктах промывки крытых и изотермических вагонов (ст.1030), определяют на основе типовых нормативов, дифференцированных в зависимости от технического оснащения пункта (стационарной или передвижной вагономоечной машиной, приборами ОК ЦНИИ или гибкими шлангами) и количества физических вагонов, обрабатываемых в смену.
Расчёт численности основных производственных рабочих в пунктах промывки крытых и изотермических вагонов следует произвести на основе формулы 4 в табличной форме (табл. 4).
Таблица 4 - Расчет явочной численности рабочих в пунктах промывки крытых и изотермических вагонов (ст. 1030)
Профессия | Тарифный разряд | Число рабочих, чел. | |
при работе в одну смену (по типовым нормативам) | при круглосуточной работе (4,44 смены) | ||
Слесарь по ремонту подвижного состава: | |||
ходовых частей и кузова | 3,7 | ||
пневматического оборудования | 4,0 | ||
Столяр | 4,0 | ||
Маляр | 3,0 | ||
Электросварщик ручной сварки | 4,3 | ||
Газорезчик | 3,1 | ||
Мойщик-уборщик подвижного состава | 3,0 | ||
ИТОГО |
1. При определении численности, необходимо рассчитать количество вагонов, обрабатываемых в смену в пункте промывки крытых и изотермически вагонов:
, | (7) |
nгод – число вагонов, обрабатываемых за год в пункте промывки крытых и изотермических вагонов.
2. Полученное значение количества вагонов следует сопоставить с нормативами численности по каждой профессии (см. исходные данные).
Примечание: при промежуточных значениях количества физических вагонов, обрабатываемых за смену, нормативы численности работников по профессиям необходимо определить методом интерполяции, используя формулу:
, | (8) |
где yi – норматив численности по i-ой профессии для расчетного значения количества физических вагонов, обрабатываемых за смену, чел.;
y1 – норматив численности по i-ой профессии для нижнего значения диапазона количества физических вагонов, обрабатываемых за смену, в котором находится расчетное значение, чел.;
y2 – норматив численности по i-ой профессии для верхнего значения диапазона количества физических вагонов, обрабатываемых за смену, в котором находится расчетное значение, чел.;
xi –расчетное значение количества физических вагонов, обрабатываемых за смену, ваг.;
x1 – нижнее значение диапазона количества физических вагонов, обрабатываемых за смену, в котором находится расчетное значение, ваг.;
x2 – верхнее значение диапазона количества физических вагонов, обрабатываемых за смену, в котором находится расчетное значение, ваг.
3. Полученные нормативные значения явочной численности умножают на количество смен, значение округляют до двух знаков после запятой.
После расчета численности явочной, необходимо определить численность списочную (см. формулу 2).
Численность рабочих, занятых текущим ремонтом порожних вагонов при подготовке под погрузку (ТР-1) (ст. 6001), определяют на основе типовых нормативов и объёма выполняемых работы. В расчётах применяются нормативы численности рабочих установленных для подготовки полувагонов под погрузку при выполнении работ комплексными бригадами с совмещением и без совмещения профессий осмотрщика вагонов и слесаря и дифференцированы в зависимости от количества вагонов, обрабатываемых в смену (см. задание на курсовую работу).
Расчет явочной численности основных производственных рабочих, занятых на подготовке полувагонов к перевозкам производят в табличной форме (таблица 5).
Таблица 5 - Расчет явочной численности рабочих занятых текущим ремонтом порожних вагонов при подготовке под погрузку (ТР-1) (ст. 6001)
Профессия | Тарифный разряд | Число рабочих, чел. | |
при работе в одну смену (по типовым нормативам) | при круглосуточной работе (4,44 смены) | ||
Осмотрщик-ремонтник вагонов: | |||
Слесарь по ремонту подвижного состава вагонов | 3,5 | ||
Электросварщик ручной сварки | 3,9 | ||
ИТОГО |
1. При определении численности, необходимо рассчитать количество вагонов, ремонтируемых в текущем отцепочном ремонте за смену:
, | (9) |
– количество вагонов, отремонтированных текущим отцепочным ремонтом.
2. Полученное значение количества вагонов следует сопоставить с нормативами численности по каждой профессии (см. задание на курсовую работу).
3. Полученные нормативные значения явочной численности умножают на количество смен, значение округляют до двух знаков после запятой.
После расчета численности явочной, необходимо определить численность списочную (см. формулу 2).
Расчет среднемесячной заработной платы и фонда оплаты труда
Фонд заработной платы работников эксплуатационного вагонного депо рассчитывают исходя из расчётной явочной численности работников по отдельным профессиям и среднемесячной заработной платы. В состав среднемесячной заработной платы рабочего входят тарифная ставка, сдельный приработок (если оплата труда сдельная), премии и доплаты. Среднемесячная заработная плата рабочего, служащего, инженерно-технического или руководящего состава состоит из месячного должностного оклада, доплат и премии.
Уровень тарифной ставки рабочего определяют на основе разряда квалификации, действующей системы оплаты труда (сдельно-премиальная; или повременно-премиальная) и условий труда (нормальные, тяжелые и вредные, особо тяжелые и особо вредные).
Месячная тарифная ставка одного основного производственного рабочего определяется по формуле:
, | (10) |
где 164,25 – среднемесячное число рабочих часов;
Тчас – часовая тарифная ставка согласно отраслевой единой тарифной сетке по оплате труда работников, занятых в основной деятельности ОАО «РЖД», руб.
Для промежуточных значений разрядов тарифные ставки необходимо определить, используя метод интерполяции (см. формулу 8). Переменная yi будет характеризовать в данном случае величину тарифной ставки, переменная xi будет характеризовать разряд квалификации.
По ставкам для рабочих, занятых в тяжелых и вредных условиях труда, оплачивают труд осмотрщиков-ремонтников вагонов и слесарей по ремонту подвижного состава в пунктах технического обслуживания и подготовки вагонов, газорезчиков, электрогазосварщиков. Часовые тарифные ставки при работах в тяжелых и вредных условиях увеличиваются на 12%.
По ставкам для рабочих, занятых в нормальных условиях труда, оплачивают труд операторов ПТО, столяров, мойщиков-уборщиков подвижного состава, трактористов, подсобных рабочих.
В эксплуатационном вагонном депо сдельно-премиальная система оплаты труда применяется для рабочих, занятых в пунктах промывки крытых и изотермических вагонов (ст. 1030), рабочих, занятых текущим ремонтом порожних вагонов при подготовке под погрузку (ТР-1) (ст. 6001), рабочих, занятых на текущем ремонте грузовых вагонов с отцепкой (ТР-2) (ст. 6002). Труд остальных рабочих оплачивается по повременно-премиальной системе оплаты труда.
Следует отметить, что размер сдельного приработка, включаемого в среднемесячную заработную плату при сдельной оплате труда, определяют исходя из тарифной ставки и процента выполнения норм выработки. Уровень выполнения норм выработки планируют по каждой профессии или группе работников исходя из анализа отчетных данных за прошлые периоды, квалификации работников и разработанных мероприятий по совершенствованию технологии производства и организации труда.
К доплатам относят надбавки за работу в ночное время и праздничные дни, класс квалификации, совмещение профессий, работу в отдаленных районах, руководство бригадой.
В работе предусматривается доплата за работу в ночное время и праздничные дни.
За работу в ночное время за каждый час ночной работы доплачивается 40% от часовой тарифной ставки, т.е. за 8 ч. Это увеличивает месячную тарифную ставку на 20%, т.е:
, | (11) |
Доплата за работу в праздничные дни планируется в размере 2,4% месячной тарифной ставки:
, | (12) |
Доплату за работу в ночное время и в праздничные дни получают рабочие, занятые на круглосуточной работе. К ним относятся рабочие в пунктах подготовки вагонов к перевозкам и пунктах технического обслуживания вагонов.
В состав среднемесячной заработной платы входит также премия, предусмотренная для производственных рабочих на основных и вспомогательных работах. Ее устанавливают в процентах от сдельного заработка, тарифной ставки или оклада (в зависимости от формы оплаты труда) с учетом доплаты за работу в ночное время, совмещение профессий, за работу в праздничные дни в графике, класс квалификации. Исходя из условий работы, при расчете премии учитывают доплату за работу в ночное время и праздничные дни:
, | (13) |
или
, | (14) |
где a – процент премии, %.
Расчет среднемесячной заработной платы работникам вагонного депо рекомендуется провести в табличной форме (таблица 6).
Затраты по оплате труда производственного персонала за непроработанное время (ст. 0757) предусматривают затраты на оплату труда в соответствии с действующим законодательством очередных (ежегодных) и дополнительных отпусков, времени, связанного с прохождением медицинских осмотров, выполнением государственных обязанностей и др. основных производственных
Таблица 6 - Расчет среднемесячной заработной платы, руб
Профессия | Численность работников (явочная), чел | Разряд квалификации | Среднемесячная заработная плата одного работника, руб | Среднемесячная заработная плата, руб | Годовой фонд оплаты труда, тыс. руб | ||||
Месячная тарифная ставка или оклад | Сдельный приработок | Доплата за работу | Премии | ||||||
в ночное время | в празднич ные | ||||||||
Техническое обслуживание грузовых вагонов на станциях (ст.2015) | |||||||||
Парк прибытия | |||||||||
Осмотрщик – ремонтник вагонов | |||||||||
Оператор ПТО | |||||||||
Парк отправления | |||||||||
Осмотрщик – ремонтник вагонов | |||||||||
Слесарь по ремонту подвижного состава | |||||||||
Оператор ПТО | |||||||||
Итого: | |||||||||
Промывка крытых и изотермических вагонов (ст.1030) | |||||||||
Слесарь по ремонту подвижного состава: | |||||||||
Столяр | |||||||||
Маляр | |||||||||
Электросварщик ручной сварки | |||||||||
Газорезчик | |||||||||
Мойщик-уборщик подвижного состава | |||||||||
Итого: | |||||||||
Текущий ремонт порожних вагонов при подготовке под погрузку (ТР-1) (ст. 6001) | |||||||||
Осмотрщик-ремонтник вагонов | |||||||||
Слесарь по ремонту подвижного состава | |||||||||
Электросварщик ручной работы | |||||||||
Итого: | |||||||||
Текущий ремонт грузовых вагонов с отцепкой (ТР-2) (ст. 6002) | |||||||||
Слесарь по ремонту подвижного состава | |||||||||
Всего: |
рабочих. Затраты на оплату труда производственного персонала за непроработанное время определяют по процентам от годового фонда заработной платы каждой группы рабочих и рассчитывают как:
, | (15) |
где ФОТ – годовой фонд оплаты труда основных производственных рабочих, тыс. руб (итог табл.6).
В контингент вагонного депо включают оперативно-производственный и цеховой персонал, не относящийся к аппарату управления, а также аппарат управления участков и оперативно-производственный персонал, фонд заработной платы которого входит в расходы на содержание аппарата управления. К оперативно-производственному и цеховому персоналу, не входящему в аппарат управления, относится контингент по статьям общепроизводственных расходов (статьи 0768, 0766, 0765, 0778), к аппарату управления участков и оперативно-производственному персоналу, фонд заработной платы которых включается в расходы на содержание аппарата управления, относится контингент по статьям общехозяйственных расходов (ст. 0785, 0830). По этим статьям необходимо рассчитать заработную плату за месяц, среднемесячную заработную плату и величину годового фонда оплаты труда.
Расчет заработной платы и фонда оплаты труда необходимо отразить в таблице 7.
Таблица 7 - Расчёт среднемесячной заработной платы и годового фонда заработной платы по ст. 0768, 0766, 0765, 0778, 0785, 0830
№ статьи | Наименование статьи | Численность работников (явочная), чел | Месячная тарифная ставка или должностной оклад, руб. | Премия, руб | Среднемесячная заработная плата, руб/ чел | Годовой фонд оплаты труда, тыс. руб |
Обслуживание и текущий ремонт зданий, сооружений и инвентаря производственного назначения | ||||||
Содержание и эксплуатация оборудования и объектов природоохранного назначения | ||||||
Содержание и эксплуатация оборудования, кроме оборудования и объектов природоохранного назначения | ||||||
Содержание внутреннего транспорта, кроме автомобильного | ||||||
Итого | ||||||
Содержание персонала, не относящегося к аппарату управления | ||||||
Затраты по оплате труда работников аппарата управления | ||||||
Итого |
Для групп работников, заработная плата которых планируется по статьям 0768, 0766, 0765, 0778, необходимо определить величину оплаты труда за непроработанное время – статья 0757 (см. формулу 15). Для работников, заработная плата которых планируемых по статьям 0785, 0830 расчет оплаты труда за непроработанное время не производится, так как характер выполняемой ими работы предусматривает не замещение, а совмещение должностей. В этой связи, по статьям 0785 и 0830 численность явочная будет равна численности списочной.
На основании всех произведенных расчетов следует заполнить сводную таблицу по определению фонда заработной платы эксплуатационного вагонного депо (табл. 8).
Таблица 8 - Расчет годового фонда заработной платы эксплуатационного вагонного депо