Государственные программы в социальной сфере
Лекция № 10. Социальные реформы и изменения в сфере образования (1991-2017 гг).
1. Государственные программы в социальной сфере
2. Развитие здравоохранения, спорта и физической культуры
3. Обновление содержания системы образования
Государственные программы в социальной сфере
Социальная модернизация – это новая социальная политика, нацеленная на повышение уровня и улучшение качества жизни всех граждан страны, укрепление социальной стабильности и защищенности населения.
Экономическая деятельность человека, в конечном счете, имеет целью создание материальной базы для улучшения условий жизни. Поскольку люди в своей экономической деятельности тесно связаны друг с другом, поскольку и изменения условий жизни отдельного индивида не может происходить в отрыве от изменения этих условий для других индивидов. В свою очередь, это требует согласования деятельности по обеспечению благоприятных условий жизни.
Ее суть – в регулировании социально-экономических условий жизни общества, в заботе о благосостоянии всех граждан, в превращении чисто рыночного хозяйства в социально-рыночное. Во все времена вопросы социальной защиты населения и улучшение благосостояния населения являются приоритетной задачей государства. Стратегической целью развития общества в большинстве стран декларируется реализация основных прав граждан и уменьшение социального неравенства.
С древнейших времен государства проводили социальную политику в интересах распределения ресурсов, поддержания социальной стабильности. Естественно, что в обществах с разным уровнем развития, разным политическим строем формировались и разные подходы и требования к социальной политике. Социальная ориентация экономики пока не стала свершившимся фактом в Казахстане.
Начало 90-х годов в Казахстане охарактеризовался разрушением командно-административной системы и переходом к рыночной экономике. В процессе проводимых реформ по сравнению с другими областями социальная сфера пострадала и подверглась деформациям в большей мере. Произошло изменение социальной структуры, социальных отношений, элементов социальной структуры. Поскольку перемены и преобразования в нашей стране определяются как революционные, можно говорить о коренной ломке социальной структуры.
Глубину происходящего кризиса и высокую степень деструктивности происходящих социальных процессов определяет резкое социально-имущественное расслоение общества. В новых условиях с особой силой проявилась необходимость усиления социальной направленности политики государства, создания эффективной системы социальной защиты населения от неблагоприятных воздействий поспешных и непродуманных рыночных преобразований. На сегодняшний день стала общепризнанной необходимость изменения социально-экономического курса политики государства с тем, чтобы обеспечить стабильность экономического роста, повышение жизненного уровня населения, гарантированную защищенность социально слабых слоев населения, особенно, не занятых в сфере материального производства.
За годы независимости Казахстан достиг немалых высот. Казахстан превращается из никому неизвестной страны в динамично развивающееся государство, имеющее свой собственный путь развития.
Одной из наиболее значимых особенностей Казахстана, свидетельствующих об успешности и грамотности реализуемой в стране стратегии развития, является политическая стабильность и межнациональное согласие.
27 января 2012 года Назарбаев выступил с ежегодным Посланием к народу Казахстана – «Социально-экономическая модернизация – главный вектор развития Казахстана».
Были выдвинуты 10 основных приоритетов:
1) Занятость казахстанцев:
- создание эффективной системы обучения и содействия трудоустройству;
- содействие развитию предпринимательства на селе;
- повышение мобильности трудовых ресурсов, приоритетное трудоустройство в центрах экономической активности Казахстана.
2) Доступное жилье – ежегодно вводить по 6 млн. квадратных метров нового жилья, арендное жилье для молодых семей.
В ноябре 2014 года была презентована Программа экономического развития «Нурлы Жол». По словам главы государства, строительство новой инфраструктуры в рамках неё поможет консолидировать все регионы страны и создать общий экономический рынок.
Традиционными способами приобретения жилья всегда были накопление и приобретение в кредит. В условиях стагнирующих зарплат и общей экономической неопределенности самым логичным вариантом кажется продолжать постепенное накопление – ставки по ипотеке, достигающие 16-20%, не сильно мотивируют брать её. Однако с валютными колебаниями, инфляцией и изменчивостью цен на недвижимость сложно прогнозировать сроки, к которым наберется нужная сумма.
Но с началом реализации «Нурлы Жол» появилась и третья возможность – получение жилья по госпрограммам. Казахстанцы могут получить доступное жилье сразу по нескольким направлениям, каждое из которых реализует определенная государственная структура: «Жилстройсбербанк», ФНБ «Самрук Казына», «Казахстанская Ипотечная Компания» и «Байтерек девелопмент».
Жилье по линии «Казахстанской Ипотечной Компании» и «Байтерек девелопмент» - социальное и предназначено для тех, кто встал в очередь на его получение в акимате. Претендовать на него могут многодетные и неполные семьи; семьи, имеющие или воспитывающие детей-инвалидов; дети-сироты; дети, оставшиеся без попечения родителей; оралманы; государственные служащие; военнослужащие; работники бюджетных организаций; инвалиды 1 и 2 группы.
Для них эта программа работает следующим образом: если человек подтверждает свою платежеспособность, то операторы программы заключают с ним 20-летний договор аренды, по окончанию которого квартира становится его собственностью. Для тех, кто не может подтвердить платежеспособность, операторы предлагают арендовать квартиру без выкупа в течение 10 лет с возможностью дальнейшего продления.
Арендные ставки на такое жилье колеблются от 923 до 1120 тенге в зависимости от региона. Плата за аренду 2-комнатной квартиры в 50 кв. м. в городах с самой дорогой недвижимостью – Алматы и Астане – составляют порядка 56 тыс. тенге в месяц.
3) Развитие регионов:
- выявление факторов, препятствующих социально-экономическому развитию регионов и поиск путей решения;
- развитие сельских регионов;
- развитие агломераций.
4) Повышение качества государственных услуг населению путем развития Электронного правительства и упрощения административных процедур.
5) Подготовка высококвалифицированного политического класса управленцев.
6) Совершенствование судебной и правоохранительной системы.
7) Качественный рост человеческого капитала, в фокусе которого вопросы образования и здравоохранения.
8) Реформы в сфере пенсионного обеспечения. Казахстан внедрил накопительную систему пенсионных отчислений, но вкладчики не могут влиять на инвестиционную политику пенсионных фондов.
9) Развитие индустриально-инновационных проектов, социальная значимость которых несомненна. Данное направление предполагает широкомасштабное строительство промышленных предприятий, мероприятия по развитию металлургии, обрабатывающей промышленности, поддержка и развитие науки в стране.
10) Развитие аграрной отрасли.
Свое окончательное оформление идея социальной модернизации приобрела в программной статье Н.А. Назарбаева от 27 января 2012 года «Социальная модернизация Казахстана: Двадцать шагов к Обществу Всеобщего Труда».