Стандартизация как основа системы управления качеством

Для предупреждения влияния случайных, местных и субъективных факторов существует система управления качеством, цель которой обеспечить требуемый уровень качества в течение всего периода изготовления продукции.

Процесс обеспечения качества состоит из следующих этапов:

-оценка уровня качества имеющихся на рынке аналогичных изделий, анализа требований покупателей;

-долгосрочного прогнозирования;

-планирования уровня качества;

-разработки стандартов;

-проектирование качества в процессе конструирования и разработки технологии;

-контроль качества исходного сырья и покупных материалов;

-пооперационного контроля в процессе производства;

-приемочного контроля;

-контроля качества изделий в условиях эксплуатации (после продажи);

-анализа отзывов и рекламаций покупателей.

Система качества представляет собой средства, позволяющие реализовать тот или иной вид политики качества.

В состав этой системы входит совокупность организационной структуры, процессов, ресурсов, обеспечивающих достижение поставленной цели в области качества.

В экономически развитых странах система качества строится в соответствии с международным стандартом серии ИСО 9000, которая базируется на принципах:

-ориентация на потребителя (понимание качества на предприятии совпадает с пониманием качества потребителя),

-продуктовый подход (система качества разрабатывается применительно к каждому виду продукции),

-охват всех стадий жизненного цикла продукции,

-принцип сочетания обеспечения, управления и улучшения качества (создание условий для выпуска продукции определенного уровня качества),

-предупреждение проблем (система качества должно обеспечивать предотвращение дефектов и несоответствия качества, требованиям заказчика). Обнаружить дефект, прекратить поставку.

Международной организацией в 1946г. создана 120 стран-членов по стандартизации (ИСО) разработаны стандарты 9000. Значимость международных стандартов (ИСО 9000) состоит в следующем:

1.В регулировании рыночных отношений между производителем и потребителем на основе сертификации гарантировать необходимое качество.

2.В упрощении международного товарообмена с тем, чтобы потребители оценили уровень качества.

3.В создании механизма массового давления на организации, для повышения качества продукции и услуг в личную сторону.

Международные стандарты применяются ;

1.Когда контрактом особо оговаривается, что требования к проектным работам и продукции были сформированы в виде эксплуатационных характеристик или была указана необходимость их определения.

2.Когда можно получить определенную уверенность в том, что поставляемая продукции соответствует установленным требованиям, если поставщик представит доказательства определенных возможностей в области проектирования, разработки, производства, монтажа и обслуживания.

Одной из основ, обеспечивающих качественный уровень продукции является стандартизация.

Стандартизация – это нормативный документ по стандартизации, разработанный, как правило, на основе согласия по существенным вопросам качества у большинства заинтересованных сторон и утвержденный признанным органом, в котором устанавливаются для всеобщего многократного использования правила, общие принципы, характеристика, требования и методы, касающиеся объектов стандартизации и который направлен на достижение наибольшей степени упорядочения в определенной области.

Все нормативные документы по стандартизации подразделяются:

-на государственные стандарты (ГОСТ),

-отраслевые стандарты (ОСТ),

-технические условия (ТУ),

-стандарты предприятия и объединения (СТП),

-стандарты научно-технических и инженерных обществ (СТО).

В зависимости от специфики объекта стандартизации и содержания устанавливаемых к нему требований разрабатываются стандарты:

-основополагающие,

-на продукцию и услуги,

-на процессы,

-на методы контроля.

В зависимости от масштабов распространения стандарты подразделяются:

-национальные,

-региональные,

межгосударственные,

-международные (ИСО).

Сертификация продукции.

Сертификация – это документальное подтверждение соответствия продукции определенным требованиям, конкретным стандартам или техническим условиям.

Сертификация продукции представляет собой комплекс мероприятий, проводимых с целью подтверждения посредством сертификации соответствия, что продукция отвечает определенным стандартам или требованиям.

Сертификат – это документ, удостоверяющий, что на предприятии выпускается продукция, соответствующая всем требованиям стандарта. Сертификация в общепринятой международной терминологии определяется как установление соответствия и является эффективным средством развития торгово-экономических связей страны, продвижение продукции предприятий на внешний и внутренний рынок сбыта.

Основные цели сертификации:

-обеспечение реализации прав граждан на безопасность продукции для жизни, здоровья, имущества и окружающей среды,

-создание условий для деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей на едином товарном рынке, а также для участия в международном экономическом, научно-техническом сотрудничестве и международной торговле, содействие потребителям в компетентном выборе продукции, защита потребителя от недобросовестности изготовителя (продавца),

-подтверждение характеристик продукции, заявленных изготовителем.

Принципы сертификации:

1.Обеспечение государственных интересов при оценке безопасности продукции и достоверности информации о ее качестве.

2.Добровольность либо обязательность.

3.Объективность, то есть независимость от изготовителя и потребителя.

4.Достоверность, то есть использование профессиональной

испытываемой базы.

5.Исключение дискриминации в сертификации продукции отечественных и зарубежных изготовителей.

6.Предоставлению изготовителю права выбора органа по сертификации и испытательной лаборатории.

7.Установление ответственности участников сертификации.

8.Правовое и техническое обеспечение, а также много функциональность использования результатов сертификации изготовителем, торговлей, потребителями, органами надзора, таможней, страховыми организациями, биржами, аукционами, арбитражем, судом.

9.Открытость информации о положительных результатах сертификации или о прекращении действия сертификаты.

10.Разнообразие форм и методов проведения сертификации продукции с учетом ее специфики, характера производства и потребления.

В 1990 г. создана и действует Европейская организация по испытаниям и сертификации (ЕОИС). Целью является рационализация деятельности органов по оценке в Европе, способствующей свободному распространению товаров и услуг.

В настоящее время в Европе 700 органов по сертификации. На уровне европейских стран взаимоотношение субъектов сертификации регулируются серией европейских стандартов EN45000.

Признаки системы сертификации продукции:

1.По заинтересованности сторон, существуют 3 системы:

-национальная (создается на национальном уровне правительственной или неправительственной организацией). Госстандарт РБ.

-региональная (создается на уровне некоторых стран одного региона). Европейская экономическая комиссия.

-международная (создается на уровне ряда стран из любых регионов мира правительственной международной организацией).

2.По правовому статусу:

-обязательная (создается для продукции, на которую в нормативно-технической документации должны содержать требования по охране окружающей среды, обеспечению безопасности жизни и здоровья людей).

-добровольная (предусматривает сертификацию продукции только по инициативе ее изготовителя). Он вправе сертифицировать свою продукцию на соответствие любым требованиям нормативно-технических документов, в том числе за рубеж.

-самостоятельная (создается предприятием изготовителем продукции). Сертификаты выдает само предприятие, под свою ответственность.

3..По участию сторонних организаций в исполнении процедуры сертификации – система сертификации продукции третьей стороной ( создается сторонней организацией, которая проверяет, оценивает и подтверждает соответствие выпускаемой изготовителем продукции требованиям нормативно0техничеких документов. В данной ситуации для проведения сертификации должны быть испытательные центры, лаборатории и т.д.

В руководстве международной организации по стандартизации (ИСО) определены 8 схем сертификации третьей стороной:

1.испытания образца продукции,

2.испытания образца продукции с последующим контролем на основе надзора за заводскими образцами, закупаемыми на открытом рынке,

3.испытания образца продукции с последующим контролем на основе надзора за заводскими образцами,

4. испытания образца продукции с последующим контролем на основе надзора за образцами, приобретенными на открытом рынке и полученными с завода,

5.испытания образца продукции и оценка заводского управления качеством с последующим контролем на основе надзора за заводским управлением качества и испытаний образцов, полученных с завода и открытого рынка,

6.оценка заводского управления качеством,

7.проверка партий изделий,

8. 100% - ый контроль.

Наши рекомендации