Государственное регулирование денежного оборота

Современная экономическая мысль, независимо от её конкретной направленности, признаёт ответственность государства за состояние развития экономики государства, а также его право влиять на экономическую жизнь общества. Отличия во взглядах отдельных теоретиков касаются только степени и методов реализации такого влияния.

Законодательное обеспечение каждому экономическому субъекту таких прав и свобод:

· свободу предпринимательства, в т.ч. свободный перелив капитала;

· защита частной собственности, в т.ч. защита от монополизации цен и рынков;

· свободу при заключении договоров и защиту прав участников договорного процесса;

· свободу потребления, защиту прав потребителя;

· свободный выбор профессии и места работы.

Необходимость обеспечения государством определённых прав и свобод каждому экономическому субъекту определяется и монетаристами и кейнсианцами как общие предпосылки успешного функционирования рыночной экономики. Однако монетаристы считают, что рынок сам отрегулирует целесообразное поведение экономических субъектов, а кейнсианцы считают, что это может сделать только государство.

Сблизились позиции кейнсианцев и монетаристов относительно целей политики влияния государства на экономику страны. Этими целями признаются:

· обеспечение определённого уровня экономического роста;

· обеспечение максимальной занятости;

· контроль над инфляцией с целью её минимизации и стабилизации цен;

· уравновешевание активов и пассивов платёжного баланса.

Для достижения целей экономическая политика предусматривает широкий спектр мероприятий, которые будут влиять на экономическую жизнь общества. Условно их можно разделить на 4 группы:

· структурная политика;

· политика конкуренции;

· социальная политика;

· конъюнктурная политика.

Структурная политика предусматривает выдачу субсидий или других стимулов активизации развития относительно отсталых регионов или определённых областей, секторов производства (секторальная политика).

Политика конкуренциипредусматривает меры антимонопольного характера, свободного ценообразования, доступ на рынки всем предпринимателям, взаимоотношений там, где свободная конкуренция затруднена – в энергетике, сельском хозяйстве.

Социальная политикапредусматривает меры, направленные на обеспечение социального равенства и обеспеченности всех членов общества путём частичного перераспределения доходов.

Конъюнктурная политикареализуется через регулятивное влияние государства на рыночную конъюнктуру, на соотношение совокупного спроса и совокупного предложения на рынках. Поскольку совокупный платежеспособный спрос формируется и реализуется в денежной форме в процессе формирования, распределения и использования национального дохода, конъюнктурная политика обеспечивается, прежде всего, государственным регулированием денежного оборота.

Через регулирование отдельных денежных потоков, массы денег, уровня процента, скорости обращения денег государство имеет возможность влиять не только на изменение спроса, но и на изменение предложения на товарных рынках.

По способу и характеру влияния на поведение экономических субъектов все меры конъюнктурной политики, которые опираются на регулирование денежного оборота, можно разделить на 3 группы:

· меры фискальной политики;

· меры денежно-кредитной политики (монетарной);

· меры прямого влияния.

Фискальная политика сводится к экономическому регулированию через механизм налогообложения, других поступлений в централизованные фонды финансовых ресурсов, финансирование затрат государства, связанных с исполнением его общественных функций. Эта политика обеспечивает возможность влиять как на совокупный спрос, так и на совокупное предложение. Если уровень фискальных изъятий доходов экономических субъектов растёт, это уменьшает их возможности и ослабляет стимулы к наращиванию инвестиций, расширению производства, что уменьшает совокупное предложение и экономическую активность. Если возрастают затраты на финансирование государственного потребления, то это ведёт к увеличению номинального национального дохода и совокупного платежеспособного спроса на рынках, что активизирует их конъюнктуру и определённой мерой способствует развитию производства. Однако если государственное потребление растёт высокими темпами и длительное время, то производители не успевают отреагировать увеличением товарного предложения, что провоцирует рост цен и инфляцию.

Меры фискальной политики базируются на прямых безэквивалентных изъятиях финансовых средств у экономических субъектов или таких же безэквивалентных вливаний им финансовых средств.

Денежно-кредитная политика сводится к экономическому регулированию через механизмы изменения предложения (массы) денег и их цены (проценты) на денежном рынке. Увеличение предложения денег, при других равных условиях, обуславливает снижение процента и рост инвестиций, а также рост платежеспособного спроса на рынках. Всё это на коротких временных интервалах оживляет конъюнктуру рынков и усиливает стимулы к расширению производства.

В зависимости от направления и темпов изменения предложения денег и уровня процента различают такие виды денежно-кредитной политики:

· экспансивная;

· рестрикционная.

При экспансивной политике допускается не контролированный производственный рост предложения денег, из-за чего деньги стремительно «дешевеют». Последствиями такой политики неминуемо становится инфляция, темпы которой быстро растут, в связи, с чем её ещё называют политикой инфляции. Такой результат экспансивной политики имеет негативное влияние на экономику и поэтому правительства при нормальных обстоятельствах пытаются избежать такой денежно-кредитной политики.

Более целесообразно и широко применяется политика медленного, контролированного роста денежной массы и мягкого понижения процента, благодаря чему инфляция поддерживается на заданном уровне, становится контролированной и притворяется в действующий стимулятор экономического роста, увеличения занятости. Эту политику называют политикой дезинфляции.

При политике денежно-кредитной рестрикции допускается резкое, недостаточно взвешенное, обвальное сокращение предложения денег, вследствие чего деньги стремительно «дорожают», совокупный спрос сокращается, провоцируя снижение уровня цен и резкое падение экономической активности. Эту политику называют политикой дефляции. Принимая во внимание её негативные последствия, правительства стараются избежать открытой политики дефляции, а допускают только медленное и незначительное сокращение предложения денег и уровня процента, что мягко тормозит экономическую активность, без глубокого спада производства. Такая политика получила название политики рефляции.

Прямое вмешательство государства в экономическую жизнь допускается в тех случаях, когда меры фискальной и монетарной политики не могут дать ожидаемых результатов или этот результат наступит позже. К таким мерам можно отнести:

· ограничение (замораживание) цен и доходов с целью торможения высокой инфляции;

· рационирование потребления, когда товары и услуги распределяются не по платежеспособности покупателей, а по установленным государством нормам.

Меры прямого вмешательства противоречат закономерностям рыночного хозяйствования и поэтому применяются не часто, как исключение.

Государственное регулирование денежного оборота - student2.ru
Главной задачей конъюнктурной политики является сглаживание колебаний рыночных процессов с целью поддержания общего состояния рыночной конъюнктуры на уровне, который обеспечивал бы достижение определённых целей экономической политики. Такое регулирование рыночной конъюнктуры можно обеспечить мерами, как денежно-кредитной политики, так и фискальной, или же мерами обеих политик одновременно.

Рис.5.2. Схема взаимодействия мер фискальной и монетарной политики в системе государственного регулирования экономики.

Кроме общих целей влияния на рыночную конъюнктуру, меры монетарной и фискальной политики связаны между собой механизмами действия. Так рост бюджетных затрат при стабильности налогообложения вызовет рост спроса на денежный рынок и повышение является важным инструментом монетарной политики. И наоборот, снижение учётной ставки составе монетарной политики приведёт к росту курсовой стоимости облигаций государственных займов, увеличения спроса на них, что расширит возможности правительства относительно выпуска и размещения новых займов и роста на этой основе бюджетных затрат.

Наши рекомендации