История валютных систем. Современная валютная система.
Для того чтобы понять современную МВФС, обратимся к истории валютных систем. Человечеству известны три валютные системы. С XVIII и до начала XX в. господствовал золотой, или золотомонетный, стандарт. Основными его чертами являлись:
1) свободное обращение валют отдельных стран в золото внутри страны;
2) регулирование валютных курсов притоком и оттоком золота;
3) установление твердого золотого содержания национальной валюты. Отсюда – устойчивость национальных валют. Согласно международным соглашениям устанавливались «золотые точки» - предельно допустимые отклонения валютных курсов от золотого паритета – содержания золота в валюте.
При этой валютной системе международная торговля велась на крепкой материальной базе и внешняя торговля была точным и самым верным индикатором состояния экономики страны. Однако в конце XIX и начале XX в. в главных державах-метрополиях (Великобритании, США, Франции, Германии, России) добыча золота не поспевала за быстрорастущей международной торговлей и, естественно, тормозила ее развитие. Например, с 1850 по 1914 г. (1850 г. = 100%) объем международной торговли вырос на 370% в 1880 г. и еще на 1000% к 1913 г. Кроме того, все расширяющийся вывоз капитала ломал привычный механизм золотого стандарта. Названные страны осуществляли 90% мировой торговли.
Великая депрессия 1929-1933гг. нанесла мощный удар по золотому стандарту, и мировая валютная система ослабла, а многие национальные валютные системы пришли в совершенное расстройство. Вторая мировая война окончательно похоронила золотой стандарт тем, что национальные валютные системы ведущих держав рухнули. Сохранилась, развилась и укрепилась только американская национальная валютная система, так как, во-первых, на территории этой страны не велись военные действия, во-вторых, на военных поставках союзникам США заработали 330 млрд долларов золотом, наконец, в-третьих, все союзники США (кроме СССР) свезли туда свои золотые запасы. В итоге к 1 июля 1944 г. на территории США сконцентрировалось 84% мировых запасов золота (без учета золотого запаса СССР).
24 июля 1944 г. будущие державы победительницы собрались в небольшом американском городке Бреттон-Вудсе и положили начало новой международной финансовой системе – золотовалютной, или золотодевизной. По той невероятной до сих пор в мировой экономике причине, что международные расчеты (функция мировых денег) можно было осуществлять бумажными деньгами – девизами.
Центральной идеей Бреттон-Вудской системы была следующая: «Паритет валюты каждой страны-члена будет выражен в золоте как общем знаменателе или в американских долларах веса и пробы, существовавших на 1 июля 1944 г.» Страны – учредительницы данной валютной системы – исходили из крепости (или твердости) американской валюты и крушения их собственных национальных валют.
Согласно Бреттон-Вудсу, 1 тройская унция золота (31,2) продавалась за 35 американских долларов. И США обязались поддерживать этот курс. На этих условиях считалась равноценной обеспеченность национальной валюты золотом или долларами. Ведь национальные валюты приравнивались к доллару, а через него – к золоту. США обязывались строго следить за количеством долларов в обращении. Однако только за послевоенные 20 лет США отпечатали 800 млрд ничем не обеспеченных долларов. В итоге они обеспечили американскую экономическую экспансию во всем мире, так как «США расплачивались долларами – валютой, которая им ничего не стоила. За бумажные доллары, печатаемые казначейством США, они приобретали не бумажные, а реальные ценности» (Р.Седийо).
За 26 лет цена 1 тройской унции золота выросла в 10 раз и в 1970 г. составила 350 долларов, а в 1974 г. США прекратили обмен золота на доллары, т.е. перестали выполнять основное условие успешного существования и функционирования золотодолларового стандарта. Стал очевидным крах этой системы. Но она сделала свое дело. Доллар захватил такие твердые позиции, столько их вращается в мировом товарообороте, что поддержка его твердого курса стала делом всего мирового содружества, ибо падение доллара означало разорение стран содружества.
Весь послевоенный период международных валютных отношений – это устойчивое падение курса американского доллара, главной международной валютной единицы, следовательно, нарастание путаницы и несбалансированности в международных расчетах. Свидетельством того является и попытка создания новой международной наднациональной валютной единицы – СДР (специальные права заимствования).
СДР – специальные счетные деньги, разработанные МВФ в 1970 г. Покупательская способность СДР оценивается по специальной «корзине» валют, состоящей на 45% из валют стран Европейского сообщества, на 42% - из долларов США и на 13% - из японских иен.
Но с другой точки зрения результат такого падения очень выгоден США. Собственно, как и любой стране, которая применяет именно такой способ падения курса национальной валюты.
Пример. Допустим, фирмы США продали на рынках России товаров на 1 млрд р. Соотношение курсов американской и российской валют: 1$ = 25р. Естественно, в Центробанке России вырученный 1 млрд р. Американцы поменяли по этому курсу и увезли домой 40 млн долл. Представим теперь, что во взаимной торговле этих стран положительное сальдо у России. Но вот США снизили курс доллара на 20%. По всем нашим предыдущим рассуждениям, это плохо для американской национальной валюты. Но внимание нашему примеру: США снова продают на рынках России товаров на 1 млрд р., снова идет обмен валют, но теперь из соотношения 1$ = 20 р., так как доллар подешевел. Фирмы США увозят домой не 40 млн долларов, как раньше, а 50 млн (1 млрд : 20). Выигрыш в 10 млн долларов очевиден.
В 1976 г. на Ямайке мировое сообщество положило конец Бреттон-Вудской валютно-финансовой системе и утвердило новую, получившую название Ямайской системы по месту проведения встречи.
Ямайская система действует и сегодня. Именно она является современной мировой валютно-финансовой системой. Чем же она отличается от предыдущих?
1. Отменой официальной цены золота.
2. Отменой всякого золотого обеспечения национальных валют. Деньги потеряли собственную внутреннюю стоимость, так как оторвались от своей золотой основы.
3. Использованием золота в расчетах только в условиях войны, когда оно переводится в виде золотых займов и для пополнения резервов денег, кроме того, золотом компенсируется пассив платежного баланса страны в конце года.
4. Окончательным огосударствлением золотовалютных ресурсов (см. выше).
5. Ростом весомости в международных экономических отношениях таких неэкономических факторов, как дипломатическое давление, провокации, политические потрясения, эмбарго, санкции и т.д.
6. Ростом значения ТНК – транснациональных корпораций в международной валютно-финансовой системе. Их товарооборот оценивался в 2002 г. более, чем в 3 трлн долларов. Эти деньги кочуют из страны в страну, и в случае «необходимости» ТНК могут раздавить буквально любую национальную валюту.
7. Ростом инфляционного потенциала всех валют без исключения. Теперь инфляция является избытком денег не над количеством золота, а над количеством товаров, когда производство полностью зависит от рыночной конъюнктуры. Лишние бумажные деньги целиком ложатся на левую чашу весов равенства:
∑ цен = ∑ товарных стоимостей,
обесценивая сами себя, так как ничем, кроме товаров, деньги не обеспечены.
8. Появлением «плавающих» курсов валют. Если раньше курсы валют были долгие годы устойчивыми, теперь они могут меняться каждую неделю или даже каждый день. Чтобы исключить выигрыш одной стороны от игры на разнице курсов валют, центральный или Федеральный банк автоматически повышает-понижает курс своей валюты в зависимости от изменения курсов иностранных валют.
9. Появлением ничейных «нейтральных» денег, за которые отвечает группа стран (коллективно), но ни одна страна конкретно не несет за нее ответственности. Например, уже упоминавшееся европейское ЭКЮ или современное евро. Коллективные валюты появились потому, что практика показала зыбкость национальной валюты в качестве резервной, она не совершенна, к тому же дает преимущества одной стороне.
С 1979 г. в ранг настоящей валюты был введен ЭКЮ – европейская счетная единица, созданная странами Европейского содружества. Оценка ее покупательской способности осуществлялась на базе курса валют всех стран-участниц ЕЭС. Но что особенно важно в контексте нашей темы, в ее основу было положено 2800 т золота. Согласно Маастрихтскому соглашению к 2000 г. все расчеты между странами Европейского содружества должны были осуществляться в ЭКЮ (появились уже реальные образцы самих денег, так что они становились не только счетными деньгами). ЭКЮ превращалось в настоящую евровалюту и даже участвовало в рынке ссудных капиталов. С 1 января 1999 г. ЭКЮ трансформировалось в новую валютную единицу евро.
Существует еще ряд коллективных валют как счетных денежных единиц. Это арабский расчетный динар (Арабский валютный фонд), андское песо (Андский пакт), французский франк – денежная единица группы африканских стран, входящих в его зону (КФА). Можно с уверенностью предположить, что эти коллективные валюты, хотя и в форме счетных денег, являются провозвестниками единой наднациональной валютной системы, сердцевиной которой будут единые мировые деньги.
10. Появлением полицентризма в международной валютной системе. Существует зона влияния доллара, зоны влияния иены, фунта стерлингов и т.д., что приводит к известному их противостоянию, а в целом – к усилению неустойчивости современной международной валютно-финансовой системы.
В целом современная валютная система исключительно ранима и ненадежна, а значит, недолговечна.
Существует мнение, что будущая обновленная валютно-финансовая система должна отвечать следующим требованиям:
1. Сердцевиной ее должна стать новая международная наднациональная валюта, система которой управлялась бы и регулировалась бы всем мировым сообществом.
2. Такая валюта должна быть обязательно привязана к золоту. Как, в каком отношении или в какой степени, определит будущее, но привязанность к золоту – обязательна.
3. В свою очередь, наднациональные валюты должны быть привязанными к чему-то одному (общему знаменателю): золоту ли, международной валюте ли, неважно. Плавающие курсы, дестабилизирующие валютные расчеты между странами, должны исчезнуть.