Основные концепции денежно-кредитной политики
Государства
Неоклассическая теория господствовала до 30-х годов ХХ века и базировалась на следующих основных положениях:
1) рыночная экономика защищена от спада;
2) существуют механизмы саморегулирования, постоянно приводящие объём выпускаемой продукции к уровню, соответствующему полной занятости;
3) в случае спада производства цены, заработная плата и процентная ставка, являясь гибкими, вернут экономику в прежнее состояние равновесия. Конкуренция уравняет спрос и предложение не всех рынках;
4) нет необходимости государственного вмешательства в экономику.
Кейнсианская теорияпоявилась в 30-х годах ХХ века после выхода книги Джона Кейнса «Общая теория занятости, процента и денег» (1936 г.). Основные положения включают следующие моменты:
1) рыночная экономика – неустойчивая система, поэтому должна регулироваться государством;
2) изменение денежного предложения является причиной изменения уровня процентной ставки, а это приводит к изменению инвестиционного спроса и изменению номинального ВНП;
3) монетарная политика не столь эффективное средство стабилизации экономики как фискальная или бюджетная политика.
Монетаристская теория появляется в 50-60-х годах ХХ века и является – современным направлением неоклассической теории. Представитель этой теории – американский экономист Милтон Фридмен. Основные положения монетаризма:
1) рыночная экономика – внутренне устойчивая система. Все негативные моменты – это результат некомпетентного вмешательства государства в экономику, которое надо свести к минимуму;
2) существует определенная взаимосвязь между количеством денег в обращении и общем объемом проданных товаров и услуг;
3) зависимость между массой денег и объемом ВНП более тесная, чем между инвестициями и ВНП (как у кейнсианцев).
4) связь между предложением денег и номинальным объемом ВНП осуществляется не через процентную ставку (как у кейнсианцев), а непосредственно, причем механизм влияния денег скрыт.
Современные теоретические модели денежно-кредитной политики государства включают как черты кейнсианской теории, так и монетаристской. Как правило в долгосрочном периоде преобладает монетаристский подход, в краткосрочном – кейнсианский.
Тема 25: Бюджетно-налоговая система
Государства
План лекции:
1. Понятие о финансовой и фискальной политике государства.
2. Теория налогообложения.
2.1. Налоги и налоговые ставки.
2.2. Принципы налогообложения.
3. Практика налогообложения в России.
4.Государственный бюджет.
4.1.Доходы и расходы бюджета.
4.2. Концепции бюджетной политики.
Понятие о финансовой и фискальной политике
Государства
Финансы – обобщающий экономический термин, означающий:
1) денежные средства, финансовые ресурсы, рассматриваемые в их создании и движении, распределении и перераспределении, использовании;
2) экономические отношения, обусловленные взаимными расчетами между хозяйственными субъектами, движением денежных средств, денежным обращением, использованием денег.
Финансовая политика – часть экономической политики государства, курс, проявляющийся в использовании государственных финансовых ресурсов, регулировании доходов и расходов, формировании и исполнении государственного бюджета, в налоговом регулировании, в управлении денежным обращением, в воздействии на курс национальной валюты.
Фискальная политика является стержневой частью финансовой политики. Фискальная политика – политика правительства в области налогообложения, государственных расходов, государственного бюджета, направленная на обеспечение занятости населения и получение антиинфляционного валового национального продукта.
Фискальная политика выражается в манипулировании государственным бюджетом (правительственными доходами и расходами) для достижения увеличения производства и занятости, в целом для ускорения экономического роста. Фискальная политика бывает двух типов: дискреционная и автоматическая, между которыми практически невозможно провести черту.
Дискреционная фискальная политика предполагает сознательное манипулирование налогами и правительственными расходами. Если правительство сознательно борется с безработицей, то предусматривает рост правительственных расходов и сокращение налогов, то есть бюджетный дефицит. Если политика правительства ориентирована на коррекцию инфляции, то сокращаются правительственные расходы и растут налоги, то есть появляется бюджетный профицит (бюджетный излишек).
При автоматической фискальной политике (политике автоматических стабилизаторов) изменения в уровнях государственных расходов и налогов происходят автоматически. То есть в период спада в государственном бюджете автоматически формируется дефицит, оказывающий стабилизирующее влияние на экономику. А в период подъема в бюджете автоматически формируется антиинфляционный излишек (профицит).
Следует помнить, что выработка оптимальной фискальной политики – задача чрезвычайно сложная. Так как в реальной экономике действуют одновременно разнонаправленные факторы, которые изменяют абстрактную схему фискальной политики, приведенную выше.
Рассмотрим воздействие фискальной политики при помощи теории мультипликатора. Государственные расходы оказывают на совокупный спрос влияние, аналогичное инвестициям, и, подобно инвестициям, обладают мультипликативным эффектом.
Мультипликатор государственных расходов (МG) показывает, как изменяется объем ВНП в результате изменения государственных расходов.
МG = Приращение ВНП / Приращение государственных расходов = DВНП / DG(25.1)
DВНП = DG × МG(25.2)
Мультипликатор государственных расходов количественно можно выразить также через предельную склонность к потреблению (МРС) и предельную склонность к сбережению (MPS).
МG = 1 / (1 – МРС) = 1 / MPS(25.3)
Если планируемые расходы государства будут учитывать влияние подоходных налогов, то мультипликатор расходов будет выглядеть так:
МG = 1 / (1 – МРС (1 – t)),(25.4)
где t – предельная доля налога.
Формула (25.4) позволяет определить мультипликатор расходов в закрытой экономике. Мультипликатор расходов в открытой экономике определяется формулой (25.5.).
МG = 1 / (1 – (МРС – МРМ) × (1 – t)),(25.5)
где МРМ – предельная склонность к импорту.
Действие налогов также обладает мультипликативным эффектом. Мультипликатор налогов (Мт)показывает во сколько раз конечная сумма прироста или сокращения планируемых расходов превысит первоначальную, инициирующую прирост или сокращение, сумму изменения чистых налогов (25.6).
Мт = МG – 1 = 1 / (1 – МРС) – 1 = МРС / (1 – МРС) = МРС / MPS(25.6)
Теория налогообложения
Налоги и налоговые ставки
Налоги – обязательные платежи, взимаемые центральными, региональными и местными органами власти с физических и юридических лиц, поступающие в государственный, региональный и местный бюджеты. Налоги служат одним из способов регулирования экономических процессов хозяйственной жизни.
Система налогов обладает разветвленной структурой, в ней представлено множество разнообразных видов налогов, каждый из которых имеет свою налоговую ставку. Налоги и налоговые ставки различны и разных странах, они периодически изменяются, устанавливаются обычно в законодательном порядке, взимаются в основном в денежной форме (но возможны и натуральные налоги). В России различают:
· прямые налоги, которые взимаются непосредственно с дохода (подоходный налог, налог на прибыль и др.);
· косвенные налоги – налоги в виде надбавок к цене товаров и услуг (акцизные сборы, НДС, налог с продаж и др.).
Налоговая ставка – величина налога в расчете на единицу налогообложения, то есть доля от стоимости объекта налогообложения, которую подлежит уплатить в виде налога или величина налога, приходящаяся на единицу земельной площади, веса, количества товара или на другую единицу, в которой измеряется величина объекта налогообложения.
Налоговая ставка может устанавливаться в виде процента с облагаемого налогом дохода, а также в виде денежной суммы, приходящейся на один объект или на показатель, характеризующий этот объект. Например, налог на транспортное средство, или с кубического сантиметра объема двигательной установки, или с 1 тонны нефти и т.д.
Следует различать следующие процентные налоговые ставки:
· прогрессивные ставки – увеличиваются ступенчатым образом при росте величины облагаемого дохода (чем больше доход, тем выше налог);
· пропорциональные ставки – действуют в одинаковом процентном отношении к объекту налогообложения без учета дифференциации его величины, т.е. сумма налога пропорциональна доходу;
· регрессивные ставки – уменьшаются с ростом величины облагаемого дохода.
При подоходном налогообложении важно установить оптимальную ставку налогообложения. Низкие ставки не выгодны государству, а высокие ставки могут подорвать стимулы к производству. Зависимость получаемых государством сумм подоходного налога от ставки налога отражает кривая Лаффера.
R, сумма
Налоговых
Поступлений
В бюджет
В
С
А D
r0 r1 r
Ставка налога, %
Рис. 25.1. Кривая Лаффера
Комментарии к рис. 25.1. Точка А – ставка налога равна нулю процентов, поступлений в бюджет нет. Точка D – ставка налога равна 100%, поступлений в бюджет нет, так как нет легальной экономики, все уходит в «теневую» экономику. Точка В – при ставке налога r0 – поступления в бюджет максимальные, r0 – является оптимальной ставкой. Точка С – ставка налога превышает оптимальную (r1 > r0), происходит уменьшение суммы налоговых поступлений в бюджет.
В настоящее время найти теоретическую оптимальную величину r0 не удается, попытки вычислить r0 опытным путем пока ни к чему не привели. Построить идеальную шкалу налогообложения не удалось ни в одной стране мира. На величину r0 в разных странах влияют национальные, культурные, психологические, экономические и политические факторы.
Принципы налогообложения
Рациональные основы налоговой политики нашли отражение в трёх принципах налогообложения – горизонтальной и вертикальной справедливости, а также простоты и доступности.
Принцип горизонтальной справедливости предполагает, что находящиеся в равном положении должны трактоваться налоговыми законами одинаково. Например, работник по найму, получающий заработную плату, и владелец частной фирмы, извлекающий прибыль, отработали по 40 часов в неделю. Величина заработной платы и прибыли равны, тогда эти люди должны выплачивать налог одинаковой величины. Если заработная плата и прибыль облагается налогом по разным ставкам, то этот принцип нарушается.
Принцип вертикальной справедливостипредполагает, что находящиеся в неравном положении должны трактоваться неодинаково. То есть, тот кто получает больше, должен и платить в виде налогов больше. Аргументируя существование этого принципа, обратимся к закону Энгеля. Согласно закону, чем меньше доход, тем больше составляет доля расходов на предметы первой необходимости (в основном на питание), а чем больше доход, тем меньше составляет доля расходов на предметы первой необходимости и больше на предметы роскоши. Из этого следует, что налоги, не основанные на платежеспособности (величине дохода) приведут к тому, что бедные слои населения не смогут купить предметы первой необходимости, в то время как группа населения с высокими доходами не откажется от предметов роскоши.
Принцип простоты и доступности налогообложения означает, что система налогов не должна быть слишком сложной, а содержание налоговых и контролирующих органов слишком дорогим.
Современная налоговая политика базируется не только на этих принципах, но и учитывает социально-экономические потребности государства. Например, разграничивает налоговые уровни (федеральный, региональный, местный), учитывает национальные и территориальные интересы регионов и др.