Основные экспортеры и импортеры услуг в 1996 г

Страна Экспорт Страна Импорт
млн. дол. % млн. дол. %
Всего Всего
1. США 18,88 США 12,27
2. Германия 6,83 Япония 10,43
3. Франция 6,72 Германия 10,32
4. Великобритания 6,30 Италия 5,42
5. Италия 5,62 Великобритания 5,41
6. Япония 5,45 Франция 5,40
7. Нидерланды 4,01 Нидерланды 3,69
8. Испания 3,56 Канада 2,87
9. БЛЭС 2,92 БЛЭС 2,70
10. Австрия 2,87 Австрия 2,47
11. Сингапур 2,42 Республика Корея 2,38
12. Канада 2,29 Испания 1,97
13. Швейцария 2,11 Китай 1,81
14. Республика Корея 1,88 Саудовская Аравия 1,77
15. Китай 1,66 Таиланд 1,57
16. Австралия 1,49 Швеция 1,51
17. Таиланд 1,37 Сингапур 1,50
18. Швеция 1,36 Австралия 1,49
19. Дания 1,33 Швейцария 1,24
20. Норвегия 1,12 Индонезия 1,22
21. Турция 1,05 Дания 1,20
22. Россия 1,04 Малайзия 1,13
23. Малайзия 0,97 Норвегия 1,08
24. Мексика 0,88 Ирландия 1,06
25. Польша 0,7 Россия   1,04

* HANDBOOK of International Trade and Development Statistics, 1996/7. Geneva, 1999.

В соответствии с положения ВТО все услуги подразделяют на 12 секторов:

· услуги для бизнеса;

· строительные услуги;

· услуги связи (почтовые, курьерские и телекоммуникационные);

· дистрибуционные услуги (услуги торговых агентов, розничная и оптовая торговля, франчайзинг);

· транспортные услуги;

· финансовые услуги;

· образовательные услуги;

· услуги здравоохранения;

· туристические услуги;

· рекреационные услуги;

· услуги по охране окружающей среды;

· услуги, в другом месте не классифицированные

Наиболее неоднородным является сектор услуг для бизнеса, вклю­чающий следующие услуги: профессиональные, компьютерные, в сфере исследований и разработок, в сфере оборота недвижимостью, по аренде оборудования без обслуживающего персонала и др.

К профессиональным услугам относятся: правовые, бухгалтерские, по налоговому консультированию, аудиторские, архитектурные,, ин­женерные, по градостроительному и ландшафтному планированию, услуги медперсонала, стоматологов и ветеринаров, по научно-техническому консультированию.

Услуги по аренде оборудования без обслуживающего персонала в зависимости от предмета аренды подразделяются на четыре группы, связанные: с судами, с самолетами, с иным транспортным оборудо­ванием, с иными машинами и оборудованием.

К прочим услугами для бизнеса относятся услуги: по аренде обо­рудования с обслуживающим персоналом, рекламные, по изучению рынка и общественного мнения, по консультированию в сфере уп­равления, по консультированию в сфере сельского хозяйства, охоты, лесничества, рыболовства, по консультированию в сфере добычи полезных ископаемых, посредничество в трудоустройстве, охранные, по ремонту оборудования, издательские, полиграфические, перевод­ческие, упаковочные, по уборке зданий, фотоуслуги, по организа­ции съездов и конференций, по проектированию интерьеров.

Сфера услуг обычно в большей степени защищена государством от иностранной конкуренции, чем сфера материального производ­ства. Урегулирование основных принципов международной торговли услугами было одним из дискуссионных вопросов Уругвайского раунда переговоров в рамках ГАТТ. До этого времени в международ­ном масштабе регулирование в этой сфере происходило только в рамках специализированных организаций, в том числе кодексов, выработанных в ОЭСР, т.е. практически отсутствовало.

Уже в начале переговоров проявилось противоречие между раз­витыми и развивающимися странами. Первая группа считала, что торговля услугами должна быть включена в общую систему регули­рования международной торговли, а вторая — придерживалась точки зрения, что услуги должны быть отделены от материальных товаров. В результате этого в начале Уругвайского раунда была создана от­дельная переговорная группа по услугам. В качестве образца и за основу для переговоров было взято ГАТТ, однако в связи со значи­тельными отличиями в перемещении через границу товаров и услуг было оформлено совершенно новое соглашение — Генеральное со­глашение по торговле услугами, ГАТС (General Agreement on Trade in Services,GATS).

ГАТС должно было функционировать отдельно от ГАТТ, но после создания ВТО оно стало одним из элементов этой организации, обязательным для выполнения всеми странами-членами.

В рамках Уругвайского раунда основное внимание уделялось об­щим вопросам: определение понятий, правовых и институциональ­ных принципов. В отличие от товаров в отношении услуг не сущест­вовало однозначного определения понятий «услуги» и «международная торговля услугами». Это вызвало существенные трудности в процессе переговоров, в частности по вопросам либерализации торговли услугами. В конечном счете понятие «услуги» не было определено, а были только уточнены способы международной торговли услугами и проведена их классификация.

В ходе переговоров каждая страна определила, в отношении ка­ких способов она связывает себя обязательствами по либерализации либо замораживанию ограничений на существующем уровне. Эти обязательства касаются не только барьеров на границе, но и ограни­чений в функционировании иностранных хозяйствующих субъектов на территории данной страны, а также ограничений свободы по­требителей в приобретении услуг от услугодателей, находящихся в другой стране, что существенно отличает принципы регулирования торговли услугами от принципов, действующих в отношении товаров, так как в ГАТТ либерализация касается только устранения барьеров на границе, а не внутри страны.

В соответствии с положениями ГАТС члены ВТО должны придер­живаться следующих принципов:

· обеспечение прозрачности системы регулирования сферы услуг на своей территории;

· гарантия доступа к национальным процедурам разрешения спо­ров, в особенности к кассационным процедурам в отношении административных решений;

· не увеличение ограничений в доступе на рынок и следование принципу национального режима, если такое обязательство было внесено в национальный список обязательств;

· соблюдение процедур разрешения споров во всех областях, регулируемых ВТО, что, среди прочего, означает, что данная страна должна быть готова к возможности ответных действий в ином секторе, чем тот, в котором был нанесен ущерб (cross-retaliation);

· участие в будущих переговорах о новых аспектах обмена в сфере услуг, а также о содержании национальных списков обяза­тельств.

В то же время каждая страна имеет право:

· сохранять национальную монополию на предоставление не­которых услуг либо выделять одного или несколько услугодателей, которым предоставляются исключительные или спе­циальные права;

· ужесточать регулирование сферы услуг в отношении всех услугодателей при соблюдении принципа не дискриминации;

· сохранять исключения в определенных ситуациях, включая отступления от принципа наибольшего благоприятствования;

· применять ограничения в целях защиты платежного баланса;

· использовать различное трактование отечественных и загра­ничных субъектов, если это продиктовано интересами защиты потребителей, акционеров и т.п., т,е. применять так называ­емые правила предусмотрительности (prudentials);

· участвовать в интеграционном объединении с более высоким уровнем либерализации в сфере торговли услугами.

В 2000 г. будет проведена первая оценка функционирования ГАТС и должны быть приняты решения по дальнейшей либерализации международной торговли услугами.

Наши рекомендации