Методы и принципы государственного регулирования экономики
Литература
1. Економіка підприємства: Підручник /За заг. ред. С.Ф.Покропивного. –Вид. 2-ге, перероб. і доп. – К.: КНЕУ, 2001.
2. Экономика предприятия: Учеб. пособие /Под общ. ред. д.э.н., проф. Л.Г. Мельник: Сумы: ИТД «университетская книга», 2002.
3. Семернікова І.О., Мєшкова-Кравченко Н.В. Економіка підприємства: Навч. Посібник. – Херсон: ОЛДІ-плюс, 2003.
Методы и принципы государственного регулирования экономики
Главной целью государственного регулирование экономики является обеспечение экономической и социальной стабильности и укрепление экономической безопасности государства. К государственному регулированию также относят усовершенствование отраслевой и региональной (территориальной) структуры хозяйствования, улучшение окружающей среды, комплексное развитие областей народного хозяйства.
Под методами государственного регулирования экономики понимают способы влияния государства с помощью законодательных и исполнительных органов на сферу производственной и предпринимательской деятельности, инфраструктуру рынка, некоммерческий сектор экономики с целью создания или обеспечения условий их деятельности согласно национальной политики государства.
Методы государственного регулирования экономики классифицируются по двум признакам:
1. по формам влияния методы:
- прямого регулирования;
- непрямого регулирования.
2. по способам влияния методы:
- правовые;
- административные;
- экономические;
- пропагандистские.
Основным инструментом прямого государственного регулирования являются:
- нормативно-правовые акты;
- макроэкономические планы и целевые комплексные программы;
- государственные заказы;
- централизованно установленные цены, нормативы, лицензии, квоты;
- бюджетные затраты, лимиты и другое.
К косвенным методам регулирования зачисляют инструменты фискальных, бюджетных, денежно-кредитных, инвестиционных, амортизационной, инновационной и других направлений экономической политики, а также методы морального разуверения.
Правовые методы регулирования - это методы влияния, инструменты и процедуры реализации государственной власти. Предметом правового регулирования экономики являются:
- отношения между государством (государственными органами) и обществом, гражданами, субъектами хозяйственной деятельности;
- отношения «внутри» государства, между его органами по поводу разделения распоряжений, определение их правового статуса;
- отношения между субъектами хозяйственной деятельности (производитель - посредник, заказчик - подрядчик, должник - кредитор и др.);
- экономические отношения между людьми, задействованными в государственно-управленческих процессах для решения как государственных, так и собственных проблем.
Административные методы государственного регулирования экономики - это инструменты прямого влияния государства на деятельность субъектов рынка. Они вытекают из необходимости регулировать некоторые виды экономической деятельности с точки зрения защиты интересов граждан, общества в целом, естественной среды. Основными инструментами административного регулирования, как уже отмечалось, являются лицензии, квоты, санкции, нормы, стандарты, государственные заказы, цены и т.п..
Экономические методы ГРЭ создают экономические условия, которые побуждают субъектов рынка действовать в необходимом для общества направлении, решать любые задачи в интересах государства и народа. Регулирование с помощью экономических методов дает возможность субъектам рынка сохранить право на свободный выбор своего поведения. Экономическое регулирование осуществляется с помощью инструментария фискальных, бюджетных, налоговых, денежно-кредитных, амортизационных и других направлений государственной экономической политики.
Пропагандистские методы ГPЭ - это обращения государства к достоинству, чести и совести человека (предпринимателя, рабочего, служащего и др.).
Важнейшими принципами в государственном регулировании экономической политики должны быть такие.
1. Минимальное прямое вмешательство в экономические процессы, то есть содействие повышению самостоятельности в производственной деятельности предприятий.
2. Оптимальная децентрализация производства, усиление курса проведения региональной политики в развитии экономики и ответственность регионов за их развитие.
3. Опосредствованное влияние соответствующих властных структур на субъекты хозяйствования с помощью экономических регуляторов и нормативов.
4. Государственный заказ на продукцию, производство которой зависит от территориальных факторов (зерно, сахар, масло и т.п.).
5. Осуществление надлежащего контроля за внешнеэкономической деятельностью субъектов хозяйствования.
2. Государственная финансовая поддержка субъектов хозяйствования.
Важнейшим в государственном регулировании развития экономики является финансовая политика государства.
Финансы в общем их трактовании означают применение разнообразных способов распределения внутреннего валового продукта (ВВП) на централизованные и децентрализованные фонды денежных ресурсов.
В Украине финансовую систему образовывают: государственный и местные бюджеты, или так называемый консолидированный бюджет; финансы предприятий всех форм собственности; централизованные государственные и прочие фонды; фондовый рынок.
Государственный бюджет - это годовой план государственных затрат и источников их покрытия. Взаимосвязи бюджета с другими звеньями финансовой системы регулируются действующим законодательством. Совокупность всех бюджетов, которые входят в состав бюджетной системы, являются сведенным бюджетом Украины.
Основным источником формирования государственного бюджета Украины является ее национальный доход.
Национальный доход – это та часть стоимости совокупного общественного продукта, которая остается после возмещения материальных затрат.
Бюджет государства формируется через систему налогообложения юридических и физических лиц, поступлений от внешнеэкономической деятельности субъектов хозяйствования, от приватизации государственных предприятий (организаций), взносов предприятий и организаций в специальные общегосударственные фонды.
Основными направлениями использования расходов государственного бюджета является финансирование потребностей народного хозяйства. Сюда включают:
- развитие приоритетных областей экономики и их структурную перестройку;
- финансирование государственных услуг общего назначения (государственное управление, удержание законодательных, исполнительных и судебных органов; международную деятельность, национальную оборону, обеспечение общественного порядка и безопасности и т.п.);
- финансирование производства общественных товаров (затраты на науку, образование, культуру, искусство, здравоохранение, физическую культуру и спорт, социальную защиту и социальное обеспечение, жилищно-коммунальное хозяйство, средства массовой информации и т.п.);
- финансирование государственных услуг, связанных с экономической деятельностью (затраты на развитие областей: промышленности, сельского и лесного хозяйства, капитального строительства, транспорта, связи и др.);
- расходы государственных целевых фондов;
- расходы, связанные с обслуживанием государственного долга (создание резервных фондов, трансферты общего характера и т.п.).
По экономическим характеристикам расходы всех бюджетов делятся на текущие расходы и расходы развития.
Текущие расходы - это затраты бюджетов на финансирование сети предприятий (учреждений, организаций, органов) и финансирование мероприятий социальной защиты населения и т.п.
Расходы развития - финансирование инвестиционной и инновационной деятельности (капитальные вложения, финансирование структурной перестройки экономики, субвенции и прочие затраты, связанные с расширенным воспроизведением).
Также поддержка субъектов хозяйствования осуществляется в следующих формах:
Дотации (лат. dotare - поставлять) осуществляются для сбалансирования доходов и расходов местных бюджетов и покрытия кассовых убытков отдельных государственных предприятий.
Субсидии (лат. subsidium - помощь) - помощь, которая выплачивается из государственного бюджета с целью поддержки населения, а также определенных видов предпринимательской деятельности, сфер и областей народного хозяйства, развитие которых имеет большое значение для развития экономики.
Субвенции (лат. subvenire - приходить на помощь) - один из видов государственной финансовой помощи центральным или местным органам власти, которая предоставляется для конкретных целей. Субвенции могут использоваться также для санации предприятий, которым угрожает банкротство.
3. Налоговое регулирование производственно-хозяйственной деятельности.
Налог – это обязательный платеж, который взымается в бюджет с юридических и физических лиц.
Налоговая система базируется на таких принципах:
- стабильности налоговой системы;
- обязательности уплаты налогов;
- социальной справедливости при определении налогов, сборов и обязательных платежей;
- предусмотрение соответствующих льгот для определенной категории плательщиков;
- едином подходе к разработке законов о налогообложении.
Система налогообложения в Украине внедрена соответственно закону Украины «О системе налогообложения». Этим законом определены налогоплательщики, их права и обязанности, объекты налогообложения, виды налогов, сборов и других обязательных платежей в бюджет, взносов в государственные целевые фонды, а также порядок взыскания установленных налоговых платежей, сборов и взносов.
К общегосударственным налогам и сборам принадлежат: подоходный налог с граждан; налог на прибыль предприятий; налог на добавленную стоимость; акцизный сбор; плата за землю; плата за использование лесных ресурсов; плата за специальное пользование водными ресурсами; за пользование недрами; сбор за загрязнение окружающей естественной среды; гербовый сбор и др.
Подоходный налог с граждан платится по месту получения источника дохода или по месту проживания. Объектом налогообложения у граждан, которые имеют постоянное местожительство в Украине, есть совокупный налогооблагаемый доход за календарный год (он состоит из месячных совокупных налогооблагаемых доходов), полученный ими из разных источников как в Украине, так и за ее пределами.
Налог на прибыль предприятия обеспечивает приблизительно 5,5 % доходов бюджета. Налогоплательщиками на прибыль являются субъекты хозяйствования, которые являются юридическими лицами и получают доходы от коммерческой деятельности. Объектом налогообложения является прибыль, которая определяется путем уменьшения суммы скорректированного валового дохода отчетного периода на суму валовых затрат налогоплательщика и на суму амортизационных отчислений.
От уплаты налогов освобождаются:
1. Предприятия или новые производства, созданные специально для изготовления новой техники с использованием запатентованного изобретения, приобретенной лицензии (на протяжении пяти лет).
2. Предприятия, которые изготовляют новую продукцию, которая не изготовлялась другими предприятиями Украины или может быть заменителем импортных машин и оснащения (в первый год производства - полностью, на второй год - 50 % от ставки налога).
3. Малые предприятия (на протяжении первого года функционирования - на 50 % от ставки налога).
Налог на добавленную стоимость (НДС) - косвенный налог, включенный в цену товара, который составляет часть прироста стоимости, которая создается на всех стадиях производства и предоставления услуг или после таможенного оформления.
Налогоплательщиками на добавленную стоимость являются предприятия, международные организации, которые расположены на территории Украины, граждане Украины, а также иностранные граждане, которые занимаются предпринимательской деятельностью.
Объектами налогообложения являются обороты от реализации товаров (работ, услуг) как собственного производства, так и подверженных обработке, переработке или приобретенных.
Налог на добавленную стоимость включается в цену товаров в размере 20 % к налогооблагаемому обороту.
От налога на добавленную стоимость освобождаются:
1) научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы, которые проводятся за счет государственного бюджета;
2) экспорт товаров и связанные с этим транспортные услуги, транзит иностранных грузов через территорию Украины;
3) уголь и электроэнергия;
4) стоимость работ по строительству объектов социальной сферы и жилья;
5) театрально-зрелищные, культурно-образовательные и спортивные мероприятия.
Акцизный сбор - это косвенный налог на высокорентабельные и монопольные товары (продукцию), которая включается в цену этих товаров (услуг). Перечень подакцизных товаров и размеры ставок акцизного сбора утверждаются Кабинетом Министров Украины. К подакцизным товарам зачисляют: ювелирные изделия, алкогольные напитки, табачные изделия, кофе, шоколад, продукты из ценных видов рыбы и морепродуктов, оргтехнику, автомобили, бензин и т.п.
Современная налоговая система Украины не отвечает переходному состоянию экономики к рыночным условиям хозяйствования и находится только на начальной стадии. Государством на сегодня установлено свыше четырех десятков разного рода налогов, сборов и обязательных платежей.