Б3.В.ДВ.9.1 «Региональная экономика»__________________

Рабочая программа учебной дисциплины Б3.В.ДВ.9.1 «Региональная экономика» является частью основной образовательной программы ФГБОУ ВПО ДГАУ по направлению – 080200.62 «Менеджмент», разработанной в соответствии с ФГОС ВПО, утверждённым приказом Министерства образования и науки РФ от «19» декабря 2013 г. регистрационный номер 1367

Предназначена для очной формы обучения.

2. Место дисциплины в структуре ООП:

2.1 Дисциплина «Региональная экономика» входит в перечень курсов базовой части «профессиональный цикл». Чтобы сформировать у студентов теоретические знания и практические навыки по региональной экономике.

2.2 Необходимыми условиями для освоения дисциплины являются: ПК-27; ПК-29.

2.3 Содержание дисциплины является логическим продолжением содержания дисциплин : «Экономическая география и регионалистика» и служит основой для освоения дисциплин: «Управление интеграционными процессами».

3.Требования к результатам освоения дисциплины:

Планируемые результаты обучения по дисциплине «Региональная экономика»

Планируемые результаты обучения (этапы формирования компетенций) Компетенции
Знание
-новое содержание региональной экономической политики, трехуровневый характер ее формирования; - основные проблемы региональной экономики на современном этапе и практику их разрешения, методы практического анализа потенциала региональной экономики, степени его использования; - особенности взаимодействия федеральных и региональных органов власти, а также их взаимоотношения с органами местного самоуправления; - схему управления региональной экономикой; - основные критерии эффективности управления; ПК-27; ПК-29.
Умение
- анализировать внутреннюю и внешнюю среду региона; - характеризовать нормативно-законодательную базу его финансово-экономической самостоятельности; - обосновывать те или иные принимаемые решения прямого и косвенного регулирования отдельных сфер экономики; - дать характеристику комплексности развития региона, степени эффективности использования отдельных составляющих экономики; - формировать Концепцию и программу социально-экономического развития приоритетных направлений и региона в целом; ПК-27; ПК-29.
Навык
- выявления сильных и слабых сторон экономики региона, использования существующих методов для сбалансированного, комплексного ее развития; - разработки социально-экономического прогноза региона, использования его преимуществ и уменьшения риска; - моделирования взаимоотношений различных уровней власти и управления; - оценки результативности принимаемых управленческих решений. ПК-27; ПК-29.
Опыт деятельности
Использовать теоретические знания и практические навыки, полученные при изучении дисциплины «Региональная экономика», для решения соответствующих профессиональных задач. ПК-27; ПК-29.

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование профессиональных компетенций: ПК-27; ПК-29.

Содержание программы учебной дисциплины

Региональная экономика — прикладная экономическая наука, изучающая основы рационального размещения производства и рынков сбыта продукции. Региональная экономика возникла в Соединенных Штатах в 50-е годы двадцатого столетия на стыке экономики и экономической географии в трудах основателя региональной науки Уолтера Айзарда. С 60-х годов двадцатого столетия региональная экономика получила развитие в СССР, где трактовалась как отраслевая экономическая наука, исследующая экономическое развитие регионов в целях планирования территориальной организации хозяйства. В Российской Федерации учебная дисциплина «региональная экономика» изучает размещение производительных сил и экономику регионов. За счет расширения базисных факторов региональная экономика трансформировалась в «регионалистику», на основе которой в российских вузах изучается междисциплинарный курс «Регионоведение».

Главная задача региональной экономики заключается в научном обосновании разумного компромисса между экономическими интересами страны в целом и отдельных ее регионов.

В рамках региональной экономики исследуются следующие проблемы:

- экономика отдельного региона

- экономические связи между регионами;

- региональные системы (национальная экономика как система взаимодействующих регионов);

- размещение производительных сил;

- региональные аспекты экономической жизни;

- моделирование системы управления регионом

- совершенствование механизмов и методов управления и регулирования хозяйственной деятельности в регионе.

5. Образовательные технологии:

Учебная работа проводится с использованием, как традиционных технологий, так и современных интерактивных. Лекции проводятся в традиционной форме (18 часов). Практические занятия проводятся в традиционной форме (10 часов) и интерактивной форме (8 часов). Виды используемых интерактивных форм: деловые и имитационные игры, метод работы в малых группах.

6. Общая трудоемкость дисциплинысоставляет 2 зачетные единицы.

7. Форма контроля: 1 семестр – зачет.

8. Разработчик:к.э.н.,доцент кафедры отраслевой и мировой экономики Владимирова А.В.

Наши рекомендации