Методы прогнозирования общего объема и товарно-групповой структуры спроса на товары

. Спрос – потребность, представленная на рынке в ден-м выражении, т.е это сумма денег, которую покупатель готов заплатить за т-р. Находится под влиянием множества факторов эк.порядка (объем произв-ва товаров, денежные доходы, цены), демогр, социал, историко-этнического, научно-техн и др.

Учитывая, что насел-е предъявляет спрос не вообще на т-ры, а на конкретные их разновидности, то возникает необходимость прогнозирования тов-х групп структуры спроса. К основным методам прог-я тов-х групп структуры спроса относят:

1) Экономико-математическое моделирование – основано на применении трендовых,оптимизированных моделей, позволяющих установить зависимость развития с-са от влияния одного или нес-их факторов (среднедуш-й доход, цена, числ-ть нас-я, размер семьи,среднедуш-е потребление отдел-х т-в и услуг;

2) Экономико-статестический м-д - основан на экстрополяции,т е предпол-т изучение тенденций и закономер-й развития величины и структуры спроса и построение на их основе прогноза с учётом специфики влияния отдельных факторов в предстоящем периоде;

3) Нормативный м-д - базир-ся на использовании рациональных норм потребления основных прод-х и непрод-х т-в для долгосрочного перспективного прогнозирования. Основной его недостаток в совру слов – рац-е нормы потр-я не увязаны с ден дох населения;

4) М-д экспертных оценок – базируется на использовании знаний специалистов, имеющих большой проф-й опыт;

5) М-д маркетинговых исслед-й –для изуч неудовл-го спроса, структурных измен-й, сезонности проявления спроса, испол-ся резул-ты проведения анкетных обследований семей, выборочных опросов населения, специальным наблюдением за спросом;

6) Балансовый м-д – испол-ся для уравновешивания источников образования денеж дох-в и направлений их расходования, в т ч и на покупку т-в и оплату услуг.

Товарное предложение как эк-ая категория, источники его формирования.

Составным элементом р-го механизма является предложение.

Товарное предложениепред. собой массу т-в определенного качества, предназначенных для реализации по удовл-щим производителя ценам.

Объем и структура П-я, качество представленных на р-ке т-в зависит в первую очередь от уровня развития, размещения, широты и глубины производственного ас-та, времени и периода производства, использование достижений. Кроме того, на величину П-я влияют цены на т-ры и ресурсы, себестоимость производства, гос-ое регул-ние посредством налогов и субсидий, число продавцов на р-ке.

Товарное П-е включает товарные ресурсы и товарные запасы. Его размер определяется величиной товарных запасов и поступления товаров из всех источников. Товарные запасы – это масса т-в, поступающих в течение определенного времени (год, квартал, месяц) от производства и из др источников (импорт, резервы) для удовл-ия личных и коллективных потребностей нас-я и нац экономики.

Товарные ресурсы складываются из различных источников, поступающих главным образом от промышленности, с/х, самой т-ли и по импорту, личных подсобных хозяйств, кооперативов, подсобных хозяйств производственных и торговых организаций, комиссионной торговли, совместных предприятий. Оснавная масса товарных ресурсов поступает от промышленности и с/х. Преобладающую часть в источниках фор-ния занимает прод-я отраслей пищевой и легкой пром-ти (мясомолочная, рыбная, швейная, меховая, обувная и др). основным источником ресурсов прод т-в явл продукция агропромышленного комплекса. Ему принадлежит решающая роль в обеспечении нас-я плодоовощной, мясной, молочной продукцией. Возврастает роль малого бизнеса в пополнении ресурсов тов-в народного потребления. Малые предприятия производят и поставляют на р-к продукты питания, посуду, обувь, одежду, игрушки и др товары.

Бизнес-планы торговой организации, их типология, структура, специфика разработки.

Бизнес-план - подробный план предпринимат. деят-ти на определ. период, устанавливающий показатели, которые д/о достичь предпр-ие. СМ РБ принял постановление 8.08.2005 «О прогнозах бизнес-планов (БП) развития и БП ком.орг» - рекомендации по разработке прогнозов развития орг на 5 лет и БП их развития на год. Должны осуществлять все УП, основанные на респуб и коммун собственности, все АО (ОАО и ЗАО), ООО и ОДО в имуществе которых есть доля гос-ва. На 5 лет явл-ся стратегическим планом орг на перспективу и определяет программу действий по его реализации. БП детализирует фин-эк программу деят-ти орг на ближайший период по достижению установ-х прогн-х параметров. В дальнейшем ежегодно в 2-мес срок после доведения показателей прогноза соц-эк развития на очередной год разраб-ся БПы. Убыточные орг разр-ют БП фин оздоровления. Прогноз на 5 лет сост-ся с разбивкой по годам и БП с поквартальной разбивкой.

Осн разделы: 1).Резюме – формул-ся задачи для решения кот сост-ся прогноз развития и обосновываются осн выводы и предложения, опр-ся все осн. направлен. деятельности орган-и и дается краткая хар-ка задач по каждому направлению и перечень необходимых мероприятий. Резюме д.дать ответ, что получит орг при реализации прогноза. 2). Общие сведения об орг, правовое обеспечение ее деятельности. Дата создания и регистрации орг, где и кем зарегистрирована, форма собственности, виды деят-ти, орг структура упр-я, осн фин-эк показатели. В состав осн фин-эк показателей входят: 1. объем произв-ва, т/о в действ и сопост ценах 2.себест-ть продукции и ИО в торговле, в т.ч.по видам матер затраты, расходы на ОТ, отч-я на соц нужды, аморт-я осн ср-в, прочие в сумме и в %. 3.выручка от реализации, в т.ч.без НДС 4.налоги, сборы, платежи 5. чистый доход 6. рентабельность реал-й продукции (прибыль от реал-и / ИО) 7. рент-ть продаж 8. СЧР 9. выработка на 1 раб. 10. средняя ЗП на 1 раб 11. Ктек ликвидности 12. Кобесп-ти собств.обор.ср-ми.

3) Орг-я и управление производством – орг структура упр-я орг-ей, потребность в рабочих, кадровая стратегия орг-и, способы пополнения недостатков работников, предложения по усоверш-ю структуры штатов и система матер стимулир-я. 4) Рынок сбыта. Дается хар-ка зоны деят-ти орг, емкости рынка, степень насыщенности, тенденции изменения на ближ год и 5 лет по направлениям: положение орг на потреб рынке, виды деят-тиосущ-е орг, осн поставщики т-в, степень удовлетворения потребностей орг, ценовая политика орг, расчет прогнозных объема произ-ва, т/о (на основе след показателей: объем продаж в текущем году и прогноз на след год, уровень цен и их изменение, колич-во потребителей тов и перспективы их изменения, уровень конкуренции в данном сегменте рынка, возможности расширения рынка сбыта и реал-и тов-в внутри страны и за пределами)5)Производственный план – предусматривает произв план объема продажи т-в с указанием перечня в план периоде в стоимостном или натур выражении, выпуск продукции по годам, показатели товарной и реализованной продукции, опред-ся затраты и прибыль от реал-и. 6)Освоение пр-ва импортозамещаемой продукции – предложения по освоению выпуска т-в предприятиями-изг-ли с целью импортозамещения 7) Оценка степени риска деят-ти орг – оцен-ся и обосн-ся мера возможных рисков в деят-ти орг и разр-ся мероприятия по их снижению по осн видам риска: ком, фин и соц риску. Ком риск связан с определением потребности рынка в выпускаемой продукции или реализуемых т-в. Фин риск обусл-ся отношением заемных средств к собственным и возникает при недостатке собств об средств и изменениях конъюнктуры на фин рынках. Т.е.план-е риска представляет собой прогнозную оценку возможных потерь при наступлении неблагопр обстоятельств, а также оценку упущенных выгод при осущ-и фин операций. 8) Прогн-е фин-хоз деят-ти – хар-ка фин устойчивости орг. Для этого анализ-ся фин-эк показатели за ряд лет и исп-ся след коэф-ты: Ктек ликв-ти (>=1), Кобесп-ти собст обор ср-ми (>=0,1), Кплатежеспособности (>1) и сравниваются с нормативами. Подробно анализ-ся состояние дебет и кредит задолженности и сост-ся расчеты: потребности в об средствах, кредитах, расчет погашения кредитов, расчет денежных потоков, баланс доходов и расходов.

8. Понятие, состав, значение розничного товарооборота (р т/о) и факторы, определяющие его объем и структуру. Цель и задачи управления р т/о.

Розн. т/о – продажа товаров населению организациями розничной торговли и общественного питания, торговли сетью других министерств за наличный и безналичный расчет, продажа товаров на вещевых, прод и др.рынках, продажа с/х продуктов населению на рынке.

Состав рто определяется Постановление Нац. Стат. Комитета РБ.

Состав р т/о торговли: продажа товаров населению за нал, безнал, в кредти, по почте, через электр.ср-ва связи, продажа лесоматериалов и топлива, форменного обмундирования оплачиваемого работником, стоимость товарных выигрышей по всем видам лотерей, стоимость подписки на периодические издания, стоимость стеклянной посуды за вычетом возвращенной.

В р т/о не включается: продажа прод и непрод товаров по безналу юрид.лицам, выдача товаров рабочим и служащим в счет зарплаты, продажа товаров произв.предприятиям для профилактич.питания(молоко), выдача подарков работникам за счет прибыли. Р т/о учитывается и планируется в розн.ценах включая НДС, торг.надбавку, Нп, акцизы.

Фактически объем т/о определяется: сумма торг.выручки, сданной в банк(выписка)+ продажа по безналу+остаток в кассе (в пределах лимита).

Факторы: связанные со спросом населения (ден.доходы, численность, состав нас-я); с тов.предложением (объем произв-ва, ассортимент и качество товаров, развитие внешних связей); с организацией торговли; с организацией, условиями и оплатой труда работников; с ценами и ценовой политикой и др.

В процессе анализа устанавливается влияние 3 групп факторов: 1) связанные с товарным обеспечением (Зн и П –прямая связь, Зк и прочее выбытие – обратная связь); 2)связанные с использованием производственной мощности предприятия. Показателем мощности р т/о является торговая площадь, а показателем эффективности использования – т/о на 1 кв.м.

Влияние изменения площади на т/о = т/о баз.периода*изменение торг.площади

Влияние изменения товарооборона на 1м2 на т/о = изменение т/о на 1м2 * торг.площадь отчетного периода.

3) связанные с использованием труд.ресурсов

Влияние изменение численности на т/о = произв.труда баз.периода*изменение средней численности работников

Влияние изменения производительн. труда на т/о = изменение произв.труда * средней численности работников отч. периода.

Цель управления т/о– обеспечить рост т/о с учетом динамики производства товаров и спроса потребителей (учесть изменения происходящие на потребительском рынке).

9. Методы прогн-я общего объема р т/о торговой организации:

1. метод сглаживания динамич.ряда с помощью скользящей средней. Рекомендуется использовать сопоставимые показатели. Определяются выравненные темпы прироста Кср

Кср1 = (К123)/3; Кср2 = (К234)/3; Кср3 = (К345)/3. Среднегодовое изменение темпа прироста Методы прогнозирования общего объема и товарно-групповой структуры спроса на товары - student2.ru , где n – число выровненных показателей. Прогн. темп прироста товарооборота К6 = Кср n +2 Методы прогнозирования общего объема и товарно-групповой структуры спроса на товары - student2.ru .

2. Уравнение простой регрессии вида у=а+bt, где у – темп прироста т/о, t –порядковый номер года, а и b –параметры уравнения. а = Методы прогнозирования общего объема и товарно-групповой структуры спроса на товары - student2.ru b = Методы прогнозирования общего объема и товарно-групповой структуры спроса на товары - student2.ru

3. Экстремумов

4.Удвоенных средних

5.Уменьшенных средних

6. Многофакторные эк-мат.модели, кот.учитывают зависимость т/о от целого ряда существ.факторов. Обычно испол-ся линейное уравнение множеств.регрессии вида у= а01х12х2нхн, где у – объем т/о; х1,х2,хн – факторы, влияющие на т/о, а1,а2,ан – коэф.регрессии при х, характеризуют зависимость т/о от данного фактора. ЭММ могут применяться при стабильной эк.ситуации и в условиях насыщенного рынка, требуют профессионализма специалиста.

7. Прогноз т/о исходя из потребности прибыли

1. Итоговая прибыль = чистая прибыль *100 / (100-24)

2. Валовый доход нетто = итоговая прибыль + расходы на реализацию.

3. Валовый доход брутто = валовый доход нетто * 100 / (100-3)

4. Торговая надбавка = 28%

5. Товарооборот в отпускных ценах = валовый доход брутто * 100 / торговая надбавка

6. Товарооборот в розничных ценах без НДС = товарооборот в отпускных ценах + валовый доход брутто

7. Товарооборот в розничных ценах с НДС = товарооборот в розничных ценах без НДС * 100 / (100 – 15,25 (средний НДС))

8.Нормативный – предполагает использование нормативов т/о на 1 кв.м торг.площади.

9.Балансовый.

Наши рекомендации