Основные формы трансакционных издержек
Трансакционные издержки | Содержание издержек |
издержки поиска информации | Связаны с асимметричным распределением информации на рынке: на поиск потенциальных покупателей или продавцов приходится тратить время и деньги. Неполнота имеющейся информации оборачивается дополнительными расходами, связанными с покупкой товаров по относительно высоким ценам (или продажей по относительно низким ценам), с потерями, возникающими вследствие покупки товаров-заменителей. |
издержки ведения переговоров | Процесс заключения контрактов требует затрат времени и ресурсов. Издержки, связанные с переговорами об условиях продажи, юридическим оформлении сделки, нередко значительно увеличивают цену продаваемой вещи. |
издержки измерения | Связаны не только с прямыми затратами на измерительную технику и сам процесс измерения, но и с ошибками процесса. По ряду благ возможно лишь косвенное или неоднозначное измерение. |
издержки спецификации и защиты прав собственности | В обществе, где отсутствует надежная правовая защита, нередки случаи постоянного нарушения прав собственности. Затраты времени и средств на их восстановление могут быть чрезвычайно высоки. Сюда же следует отнести расходы на содержание судебных и других государственных органов. |
издержки оппортунистического поведения | Поведение после заключение контракта очень трудно предсказать. Существует риск, что индивиды будут выполнять условия договора по минимуму. |
Структура рынка –внутреннее строение, порядок отдельных элементов системы рынков, их удельный вес.
Основные критерии:
- по виду благ
- по географическому положению
- по уровню насыщения
- по степени зрелости
- по ограничению конкуренции
- по соответствию законодательству
- по отраслям
- по характеру продаж
- по объектам и субъектам
Замкнутая круговая модель рынка
Трансфертные платежи –расходы государства, в обмен на которые оно не получает никаких товаров и услуг (пенсии, пособия по безработице, стипендии, субсидии и т.д.).
Инфраструктура рынка –совокупность организационно-правовых форм, опосредствующих движение товаров и услуг, акты купли продажи.
Элементы рыночной инфраструктуры:
1. Биржи, аукционы, ярмарки
2. Кредитная система и коммерческие банки
3. Эмиссионная система и эмиссионные банки
4. Система регулирования занятости населения и центры государственного и негосударственного содействия занятости
5. Информационные технологии и средства деловой коммуникации
6. Налоговая система
7. Система страхования коммерческого и хозяйственного риска и страховые компании
8. Спец. рекламные агентства, информационные центы и агентства массовой информации
9. Торговые палаты и другие общественные, добровольные и государственные объединения деловых кругов
10. Таможенная система
11. Профсоюзы работающих по найму
12. Коммерческо-выставочные комплексы
13. Система высшего и среднего экономического образования
14. Аудиторские компании
15. Консультационные компании
16. Общественные и государственные фонды, предназначенные для стимулирования деловой активности
17. Специальные зоны свободного предпринимательства.
Тема 2. Спрос и предложение. Цена равновесия
Функции спроса и предложения раскрывают зависимости объема потребляемого и предлагаемого блага от изменения цены на это благо.
Спрос – количество товаров и услуг, которое потребители желают и имеют возможность приобрести по различным ценам в определенном месте и в определенное время.
Каждому значению цены товара соответствует определенное значение объема (величины) спроса.
Функция спроса от цены
Кривая спроса
Закон спроса:Чем выше цена на товар, тем меньше объем спроса на него.
Таким образом, в законе отражается обратная зависимость между ценой и величиной спроса.
Возражения
Предложение –количество товаров и услуг, которое продавцы предложат на продажу по различным ценам в определенном месте и в определенное время.