Понятие и алгоритм оценки конкурентоспособности товара

Конкурентоспособность — это комплексная характеристика товара, определяющая его предпочтение на рынке по сравнению с аналогичными товарами-конкурентами.

При планировании объема продаж необходимо четко пред­ставлять, почему потребитель отдает предпочтение тому или ино­му товару. Это предпочтение определяется степенью удовлетворе­ния потребностей потребителя и затратами на приобретение и использование товара. Конкурентоспособность продукции тесно привязана к конкретному товарному рынку и требованиям опреде­ленных групп потребителей.

Конкурентоспособность — величина относительная. Под воз­действием научно-технологического процесса, моды и возрастаю­щих потребностей потребителей уровень конкурентоспособности конкретного товара постоянно снижается, что необходимо учиты­вать при его планировании. Поэтому вновь выводимая на рынок продукция должна иметь «запас» конкурентоспособности. Он дол­жен быть тем больше, чем длиннее жизненный цикл товара.

Конкурентоспособность предприятия определяется следующими факторами:

1. Качество продукции и услуг;

2. Наличие эффективной стратегии маркетинга и сбыта;

3. Уровень квалификации персонала и менеджмента;

4. Технологический уровень производства;

5. Налоговая среда, в которой действует предприятие;

6. Доступность источников финансирования.

При планировании и оценке конкурентоспособности применя­ется система показателей, среди которых выделяют качественные и экономические.

Качественные показатели конкурентоспособности характе­ризуют потребительские свойства и научно-технический уровень товара. Они подразделяются на классификационные и оценочные. Классификационные показатели характеризуют принадлежность изделия к определенной классификационной группе и определяют назначение, область применения и условия использования данно­го товара. Оценочные показатели характеризуют качество товара. Они применяются для нормирования требований к качеству и сравнения различных образцов товаров, отнесенных к одному классу по квалификационным показателям. Набор оценочных показателей может быть разнообразным. Однако при планировании конкурентоспособности в первую очередь следует выделять такие параметры продукции, которые характеризуют ее соответствие ут­вержденным или принятым в торговой практике стандартам качес­тва, например экологическую чистоту, безопасность для здоровья человека и т.д.

Экономические показатели конкурентоспособности характери­зуют суммарные затраты потребителя на удовлетворение его пот­ребности посредством данного товара, составляющие цену потреб­ления. Цена потребления включает затраты на приобретение товара (покупку, аренду) и расходы на эксплуатацию изделия в период сро­ка его службы (ремонт, обслуживание, энергообеспечение).

Цена потребления является для потребителя решающим моти­вом покупки и основным показателем конкурентоспособности. Структура цены потребления зависит от особенностей товара. Рас­четы показывают, что расходы, возникающие в процессе потреб­ления, по многим видам изделий существенно превышают про­дажную цену.

Система показателей, адекватно отражающая уровень конкурентоспособности товара, служит важнейшим условием планиро­вания и оценки товара. Рассмотрим основные этапы алгоритм оценки и планирования конку­рентоспособности товара.

Начинается процесс оценки или планирования с определения цели. В зависимости от конкретных условий такими целями могут быть:

1. определение положения вновь разрабатываемого изделия
в параметрическом ряду предприятия, отрасли;

2. оценка перспектив сбыта изделия на конкретном рынке;

3. разработка мероприятий по повышению уровня конкурентоспособности товара;

4. установление цены на товар.

На втором этапе формируются требования к товару и выбору образца (эталона, аналога) в качестве базы для сравнения.

На третьем этапе определяется перечень параметров, подле­жащих сравнению и оценке с их количественным выражением и установлением «весомости». При их выборе следует учитывать только те параметры, которые представляют интерес для конкрет­ного потребителя.

Показатели, определяющие конкурентоспособность товара, могут иметь для потребителя различную значимость, что находит свое отражение в иерархии показателей. Расчет значимости (коэф­фициентов весомости) осуществляется, как правило, экспертным путем в долях единицы или процентах. Их сумма должна быть рав­на единице или 100%.

Суть четвертого этапа состоит в расчете параметрических ин­дексов (единичных или простых, сводных) с учетом выбранных из­мерителей (натуральных, стоимостных, в баллах, процентах, долях, весах). Для этого осуществляется формирование группы аналогов и установление значений их показателей, а затем сопоставление оце­ниваемого и базового образцов отдельно по качественным и эконо­мическим показателям.

Решение о включении того или иного изделия в планируемый ассортимент продукции принимается на основе интегрального по­казателя относительной конкурентоспособности товара.


Наши рекомендации