Стадии развития организации

Стадии Рождение Детство Отрочество Ранняя зрелость Расцвет сил Поздняя зрелость Старение Обновление
Факторы
Первичные цели Выживание Краткосрочная прибыль Ускоренный рост Систематический рост Сбалансированный рост Уникальность, образ Обслуживание Обновление
Тип лидера Новатор Оппортунист Консультант Участник Корпоратив­ный деятель Государственный деятель Админист­ратор Реорганизатор
Организационный характер Борьба Достижение Изменение Расширение, диверсифика­ция Системная ориентация Зрелость, самоудовлетворенность Ориентация на сложившиеся струк­туры Ориентация на перемены
Организационный образ В центре внимания -организация Местный Секционный Национальный Многонациональный Международный Самодо­вольный Самокритичный
Концентрация энергии на новом на конкуренции На завоеваниях На координации На интеграции, управлении На приспособлении На продол­жении суще­ствования На обновлении, развитии
Центральная проблема Выход на рынок Существование Удержание доли рынка Много сторонний рост Централизация и автономность Равновесие интересов Стабильность Омоло­жение
Тип планирования С предвидением Текущий Планирование продаж, бюд­жета Планирование заказов специализации Сложный, комп­лексный Социально политический Экстрапо­ляция Созида­тельный
Метод управления Единоличный Управление осуществляемое малой группой единомышленников Делегирование полномочий Децентрализованный Централизованный Коллегиальный Основанный на тради­циях Состяза­тельный, поощря­ющий
Организационная модель Максимизация прибыли Оптимизация прибыли Плановая прибыль Хорошее положение Социальная ответственность Социальный институт Бюро­кратия Подражание Фениксу

Детство. Это опасный период, поскольку наибольшее количест­во неудач происходит в течение первых лет после возникновения ор­ганизации. Из мировой статистики известно, что огромное число ор­ганизаций небольшого масштаба терпят неудачу из-за некомпетент­ности и неопытности руководства. Каждое второе предприятие ма­лого бизнеса терпит крах в течение двух лет, четыре из пяти пред­приятий — в течение пяти лет своего существования. Задачей этого периода является достижение быстрого успеха, а его целями — здо­ровое существование и развитие, а не простое выживание. Нередко вся работа выполняется на пределе возможностей, чтобы не потерять темп возрастающего успеха. Управление осуществляется деятельным и подготовленным руководителем и его первоначальной командой.

Отрочество. Во время этого переходного периода рост организа­ции осуществляется, как правило, не систематично, рывками. Орга­низация все больше набирает силу, однако координация проводится ниже оптимального уровня. Более организованные процедуры посте­пенно заменяют рискованную страсть к успеху. Налаживается плани­рование, разработка бюджетов, прогнозов. Расширяется прием на ра­боту новых специалистов, что вызывает трения с прежним кадровым составом. Основатели организации вынуждены больше выполнять роль непосредственных руководителей, а не предпринимателей, про­водя систематическое планирование, координацию, управление и кон­троль.

Ранняя зрелость. Отличительные признаки этого периода - экс­пансия, дифференциация и, возможно, диверсификация. Образуют­ся структурные подразделения, результаты деятельности которых из­меряются полученной прибылью. Используются многие общеприня­тые методы оценки эффективности, должностные инструкции, деле­гирование полномочий, нормы производительности, экспертиза, ор­ганизация обучения и развития. Однако начинают проявляться тен­денции к бюрократизму и борьбе за власть, местничеству и стремле­нию добиваться успеха любой ценой.

Расцвет сил. Имея в правлении акционеров, организация ставит на данном этапе цель сбалансированного роста. Структура, коорди­нация, стабильность и контроль должны иметь такое же значение, как и инновации, совершенствование всех частей организации и децент­рализация. Принимается концепция структурных подразделений, ре­зультаты деятельности которых измеряются полученной прибылью. Новая продукция, рынок сбыта и технологии должны быть управляе­мы, а квалификационные навыки управленческого персонала - бо­лее отточены. С ускорением темпов роста по сравнению с предыду­щими стадиями организация нередко переоценивает свои успехи и воз­можности.

Полная зрелость. Имея компетентное, но не всегда ответственное руководство, организация действует практически сама по себе. Весь­ма часто устанавливается нежелательное состояние всеобщего благо­душия. Несмотря на то что уровень доходов вполне приемлемый, тем­пы роста замедляются. Организация может отклоняться от своих пер­воначальных целей под влиянием общественного мнения. Вместе с тем слабости слишком очевидны. Эти симптомы нередко игнориру­ются руководством.

Старение. Этот этап никогда бы не наступил, если бы руководство организации постоянно сознавало необходимость обновления. Кон­куренты неизменно претендуют на долю организации на рынке. Бюрократическая волокита, не всегда обоснованная стратегия, неэффек­тивная система мотиваций, громоздкая система контроля, закрытость к новым идеям — все это, вместе взятое, создает условия для «закупор­ки артерий». Как показывает практика, очень трудно остановиться и прекратить выполнение непродуктивной работы. В результате органи­зация постепенно начинает распадаться. Она вынуждена либо принять жесткую систему обновления, либо погибнуть как самостоятельная структура, влившись в приобретающую ее корпорацию. Организация откатывается назад, и вновь начинается борьба за ее выживание.

Обновление. Организация в состоянии подняться из пепла как Феникс. Это может сделать новая команда руководителей, уполно­моченных на проведение реорганизации и осуществление плановой программы внутреннего организационного развития.

Многочисленные исследования показывают, что организации в течение жизненного цикла уверенно развиваются, когда имеют обос­нованную стратегию и эффективно используют ресурсы; перестраи­ваются, когда перестают отвечать избранным целям; погибают, когда оказываются неспособными выполнять свои задачи.

На стадии создания организации руководитель должен:

· тщательно изучить потребительский спрос на данную продук­цию или услуги на конкретных рынках;

· собрать и оценить информацию о деятельности и намерениях конкурентов, сопоставить ее с возможностями, наличными ресурса­ми и стратегией компании;

· взвесить необходимость и целесообразность увеличения потен­циала компании и внесения соответствующих коррективов в ее стра­тегию;

· принять необходимые меры по привлечению дополнительных ресурсов за счет внутренних и внешних источников;

· рационально организовать управленческий процесс, включая расстановку кадров, создание системы ответственности, надежный механизм принятия решений, систему мотиваций и стимулов.

На стадии роста организации на первый план в деятельности ру­ководителя выступают:

· решение социальных проблем коллектива, позволяющее закреп­лять и развивать заинтересованность работников;

· обеспечение баланса между текущей и инновационной перспек­тивной деятельностью, между повышением качества выпускаемой продукции и услуг и поиском новых сфер приложения капитала;

· оптимизация соотношения между централизацией и децентра­лизацией в управлении компанией, внедрение прогрессивных струк­тур управления, информационных технологий и т. п.

На стадии зрелости руководитель организации должен:

· систематически и в первоочередном порядке следить за поведе­нием конкурентов и в необходимых случаях вносить изменения в пер­спективные планы организации;

· проанализировать необходимость и возможности технического перевооружения производства, повышения уровня технологической и конструкторской подготовки производства;

· совместно с потребителями определять производственную и научно-техническую политику организации;

· создать необходимые условия для поддержания и укрепления интеллектуального потенциала организации, эффективной работы целевых команд, использования матричных структур и т. п.

На стадии упадка организации происходит определенная центра­лизация управления компанией и в этих условиях руководитель:

· рассматривает возможности экономии всех видов ресурсов и со­средоточения деятельности компании на направлении, которое сулит наибольшую отдачу в кратчайшие сроки;

· изучает возможности слияния с другими компаниями, сужения номенклатуры производимой продукции, если это позволит сохранить и эффективно использовать имеющийся потенциал при минималь­ных потерях;

· приступает к осуществлению изменений в организации и мето­дах управления предприятием, в установлении связей с новыми рын­ками и поставщиками.

Глава 5. ОРГАНИЗАЦИОННАЯ КУЛЬТУРА

Рассмотрение организаций как сообществ, имеющих единообраз­ное понимание своих целей, значения и места, ценностей и поведе­ния, вызвало к жизни понятие организационной культуры. Организа­ция формирует собственный облик, в основе которого лежат специ­фическое качество производимой продукции и оказываемых услуг, правила поведения и нравственные принципы работников, репутация в деловом мире и т. п. Это система общепринятых в организации пред­ставлений и подходов к постановке дела, к формам отношений и к достижению результатов деятельности, которые отличают данную ор­ганизацию от всех других.

Характеристика организационной культуры охватывает:

· индивидуальную автономность - степень ответственности, неза­висимости и возможностей выражения инициативы в организации;

· структуру - взаимодействие органов и лиц, действующих пра­вил, прямого руководства и контроля;

· направление — степень формирования целей и перспектив дея­тельности организации;

· интеграция - степень, до которой части (субъекты) в рамках организации пользуются поддержкой в интересах осуществления ско­ординированной деятельности;

· управленческое обеспечение - степень, относительно которой менеджеры обеспечивают четкие коммуникационные связи, помощь и поддержку своим подчиненным;

· поддержку - уровень помощи, оказываемой руководителями своим подчиненным;

· стимулирование - степень зависимости вознаграждения от ре­зультатов труда;

· идентифицированность - степень отождествления работников с организацией в целом;

· управление конфликтами - степень разрешаемости конфликтов;

· управление рисками - степень, до которой работники поощря­ются в инновациях и принятии на себя риска.

Эти характеристики включают как структурные, так и поведенче­ские измерения. Та или иная организация может быть подвергнута анализу и подробно описана на основе перечисленных выше параме­тров и свойств.

Доминирующие культуры и субкультуры. В организациях можно выделить доминирующие культуры и субкультуры. Доминирующая культура выражает основные (центральные) ценности, которые при­нимаются большинством членов организации. Это макроподход к культуре, который выражает отличительную характеристику органи­зации.

Субкультуры получают развитие в крупных организациях и отра­жают общие проблемы, ситуации, с которыми сталкиваются работ­ники, или опыт их разрешения. Они развиваются географически или по отдельным подразделениям, вертикально или горизонтально. Когда одно производственное отделение какого-то конгломерата имеет уникальную культуру, отличающуюся от других отделений организации, то существует вертикальная субкультура. Когда специфический отдел функциональных специалистов (такой, как бухгалтерский или торго­вый) имеет набор общепринятых понятий, то формируется горизон­тальная субкультура. Любая группа в организации может создать суб­культуру, однако большей частью субкультуры определяются депар­таментской (отдельческой) структурной схемой или географическим разделением. Она будет включать основные ценности доминирующей культуры плюс дополнительные ценности, присущие только членам этого отдела.

В успешно работающих организациях существует собственная культура, которая приводит их к достижению положительных резуль­татов. Организационная культура позволяет отличать одну организа­цию от другой, создает атмосферу идентифицированности для чле­нов организации, генерирует приверженность целям организации;

укрепляет социальную стабильность; служит контролирующим ме­ханизмом, который направляет и формирует отношения и поведение работников.

Сильная и слабая культура. Необходимо различать сильную и сла­бую культуру Сильная культура характеризуется главными (стержневы­ми) ценностями организации, которые интенсивно поддерживаются, четко определены и широко распространяются. Чем больше членов организации, которые разделяют эти главные ценности, признают сте­пень их важности и привержены им, тем сильнее культура. Молодые организации или организации, характеризующиеся постоянной рота­цией мнений (понятий) среди своих членов, имеют слабую культуру. Члены таких организаций не имеют достаточного совместного опыта для формирования общепринятых ценностей. Однако не все зрелые ор­ганизации со стабильным кадровым составом характеризуются силь­ной культурой: главные ценности организации должны постоянно под­держиваться.

Каким образом культура влияет на эффективность организации? Эффективность требует, чтобы культура организации, ее стратегия, окружение (внешняя среда) и технология (внутренняя среда) были приведены в соответствие. Стратегия организации, опирающаяся на требования рынка и более подходящая при динамичном окружении, предполагает культуру, основывающуюся на индивидуальной иници­ативе, риске, высокой интеграции, нормальном восприятии конфлик­тов и широком горизонтальном общении. Стратегия, диктуемая пер­спективами развития производства продукции, фокусируется на эф­фективности, лучшей работе при стабильном окружении. Она более успешна, когда культура организации предусматривает ответственный контроль, минимизирует риск и конфликты.

Организации всегда будут добиваться стабильности и эффектив­ности деятельности, если культура организации адекватна применяе­мой технологии. Регулярные формализованные (рутинные) техноло­гические процессы обеспечивают стабильность и эффективность ор­ганизации, когда культура организации акцентирует внимание на цен­трализации в принятии решений и сдерживает (ограничивает) инди­видуальную инициативу. Нерегулярные (нерутинные) технологии эф­фективны, когда они заполняются культурой организации, которая поддерживает индивидуальную инициативу и ослабляет контроль.

Сильная культура определяет последовательность поведения ра­ботников. Работники четко знают, какому поведению они должны сле­довать. Предсказуемость, упорядоченность и последовательность де­ятельности в организации формируются с помощью высокой форма­лизации. Сильная культура достигает того же результата без ведения какой-либо документации и распределений. Более того, сильная куль­тура может быть более эффективной, чем любой формальный струк­турный контроль. Чем сильнее культура организации, тем меньше ме­неджменту нужно уделять внимания развитию формальных правил и положений для управления поведением работника. Это все будет в под­сознании работника, принимающего культуру организации.

Культуру организации можно рассматривать как производную двух составляющих: 1) допущений и предпочтений тех, кто ее создал;

2) опыта, привнесенного их последователями. Ее поддержание на не­обходимом уровне непосредственно зависит от подбора работников, действий высших руководителей и методов социализации.

Цель подбора работников — выявить и принять в организацию лю­дей со знаниями и навыками успешного выполнения соответствующей работы. Окончательный выбор кандидата определяется субъективной оценкой того, кто принимает решение, насколько данный кандидат будет отвечать требованиям организации. Эта субъективная оценка ча­сто предопределяется культурой, существующей в организации.

Действия высших руководителей оказывают значительное влияние на организационную культуру. Их поведение и провозглашаемая ими стратегия организации устанавливают некие нормы, которые затем воспринимаются всей организацией.

Социализация представляет собой процесс адаптации новых членов в организации, процесс восприятия ее культуры. Нередко организаци­онная культура может служить более важным фактором предвидения поведения организации, чем ее объективные характеристики. Органи­зация заинтересована в восприятии культуры каждым ее сотрудником. Социализация наиболее очевидна при поступлении на работу нового сотрудника, когда его информируют о том, как обстоят дела в органи­зации, каковы принятые в ней правила и традиции. В некоторых случа­ях предлагается формальная программа обучения с тем, чтобы работ­ники организации изучали ее культуру.

Способы передачи культуры. В дополнение к очевидной ориента­ции и программам обучения культура передается работникам и дру­гими способами. Самые эффективные — это информация, традиции, символы и язык.

Информация содержит описание событий, связанных с образова­нием организации; ключевых решений, которые определяют страте­гию организации в будущем; высшего звена управления. Она позво­ляет соизмерять прошлое с настоящим, обеспечивает объяснение те­кущей практической деятельности организации.

Традиции. Соблюдение сложившихся традиций является средст­вом для передачи культуры, так как с традициями связаны главные ценности организации.

Символы. Дизайн и планировка территории и зданий, мебели, стиль руководства, одежда являются материальными символами, ко­торые передаются работникам. Важна и степень равноправия в ор­ганизации, обеспечиваемая высшим менеджментом, виды и типы по­ведения (т. е. рискованность, консерватизм, авторитарность, участие, индивидуализм, социальность), которые считаются приемлемыми.

Язык. Многие организации и их подразделения используют язык как способ идентификации членов организации с ее культурой или субкультурой. Изучая его, члены организации свидетельствуют о сво­ем принятии этой культуры и таким путем помогают ее сохранять. Принятая в организации терминология действует как общий знаме­натель, который объединяет членов организации на основе признан­ной культуры или субкультуры.

Изменение культуры организации. Культура организации может ока­заться приемлемой для определенного периода времени и условий. Изменение условий внешней конкуренции, государственного регули­рования, стремительные экономические перемены и новые техноло­гии требуют изменений культуры организации, сдерживающей повышение ее эффективности. Для создания новой культуры организа­ции требуется много времени, поскольку старая организационная культура укореняется в сознании людей, сохраняющих привержен­ность ей. Эта работа включает в себя формирование новой миссии, целей организации и ее идеологии, модели эффективного руководст­ва, использование опыта предыдущей деятельности, укоренившихся традиций и процедур, оценку эффективности организации, ее фор­мальной структуры, проектировку помещений и зданий и т. д.

На возможность изменения культуры влияют следующие факто­ры: организационный кризис, смена руководства, стадии жизненно­го цикла организации, ее возраст, размер, уровень культуры, наличие субкультур.

Организационный кризис. Он подвергает сомнению имеющуюся практику и открывает возможности для принятия новых ценностей. Примерами кризиса могут быть ухудшение положения организации, ее финансовое поглощение какой-то другой организацией, потеря глав­ных клиентов, резкий прорыв конкурентов на рынок организации.

Смена руководства. Поскольку высшее руководство является глав­ным фактором в формировании культуры организации, замена ее глав­ных руководителей способствует введению новых ценностей. Но но­вое руководство само по себе не является гарантией того, что работ­ники примут новые ценности. Новые лидеры должны иметь четкое альтернативное видение того, какой может быть организация, и обла­дать авторитетом.

Стадии жизненного цикла организации. Изменить культуру органи­зации легче в переходные периоды от ее создания к росту и от зрелос­ти к упадку. Когда организация вступает в стадию роста, основные из­менения организационной культуры будут необходимы. Культура ор­ганизации еще не укоренилась, и работники примут ее изменения, если:

· предыдущий успех организации не отвечает современным усло­виям;

· работники не удовлетворены общим состоянием дел в органи­зации;

· образ основателя (учредителя) организации и его репутация под сомнением.

Другая возможность изменения культуры появляется, когда орга­низация вступает в стадию упадка. На этой стадии обычно необходи­мы сокращение персонала, снижение затрат и принятие других по­добных мер, которые драматизируют настроения работников и сви­детельствуют о том, что организация переживает кризис.

Возраст организации. Независимо от стадии жизненного цикла организации, чем меньше ее возраст, тем менее устоявшимися будут ее ценности. Изменение культуры более вероятно в молодой органи­зации.

Размер организации. Изменить культуру легче в малой организации, так как в ней общение руководителей с работниками более тесное, что увеличивает возможности распространения новых ценностей.

Уровень культуры. Чем шире распространена культура в организа­ции и выше сплоченность коллектива, разделяющего общие ценнос­ти, тем сложнее изменить культуру Слабая культура более подверже­на изменениям, чем сильная.

Наличие субкультур. Чем больше существует субкультур, тем силь­нее сопротивление изменению доминирующей культуры.

Для изменения культуры необходима особая стратегия управления культурой в организации. Она предполагает:

· анализ культуры, который включает аудит культуры для оценки ее текущего состояния, сравнение с предполагаемой (желаемой) куль­турой и промежуточную оценку ее элементов, нуждающихся в изме­нении;

· разработку специальных предложений и мер.

Даже там, где условия для изменений благоприятны, руководите­лям не следует ожидать быстрой адаптации в организации новых куль­турных ценностей. Процесс изменения культуры в организации мо­жет занять длительное время.

ВОПРОСЫ ДЛЯ ОБСУЖДЕНИЯ

1. Дайте краткую характеристику теории организаций и смежных наук.

2. Назовите основные тенденции в изменении организационных структур. Раскройте их содержание.

3. В чем сущность теории научного управления?

4. Каковы основные черты классической теории организации? Приведите принципы организации по Файолю.

5. Как можно охарактеризовать бюрократическую теорию орга­низации?

6. Охарактеризуйте факторы эффективной организации («Система-4») и теорию административного поведения.

7. В чем сходство и различие разделения организационной сис­темы на подсистемы в теории Гласиер и в традиционных пред­ставлениях о внутренней среде организации?

8. В чем сущность и каково значение теории организационного потенциала?

9. Раскройте содержание теории институтов и институциональных изменений.

10. Каковы основные особенности системного подхода к опреде­лению сущности организаций?

11. В чем заключается миссия организации? Приведите примеры миссии известных вам организаций.

12. В чем заключается связь между миссией и целями организации? Как и для чего формулируется общая цель (цели) организации?

13. Приведите примеры относительно закрытых организационных систем.

14. Каковы принципиальные отличия закрытых и открытых органи­зационных систем?

15. Назовите основные различия между статичной и динамической организациями. Приведите примеры таких организаций.

16. Как можно классифицировать компоненты внутренней среды организации?

17. Назовите основания классификации организаций.

18. Что такое жизненный цикл продукта и организации? Какие основные изменения происходят в управлении организацией в ходе ее жизненного цикла?

19. Каково содержание понятия «организационная структура»? Охарактеризуйте процесс ее формирования и развития.

20. Дайте периодизацию организационных изменений в течение XX века.

21. Объясните взаимосвязь между целями организации, структурой задач и власти и принципами организации управления?

22. В чем заключается основное воздействие стратегии организа­ции на ее структуру?

23. Что такое организационная культура, каковы ее компоненты?

Часть II. СТРУКТУРЫ

Глава 6. СТРУКТУРНЫЙ ПОДХОД К ОРГАНИЗАЦИИ

Организации создают структуры для того, чтобы обеспечивать координацию и контроль деятельности своих подразделений и работ­ников. Структуры организации отличаются друг от друга сложностью (т. е. степенью разделения деятельности на различные функции), формализацией (т. е. степенью использования заранее установленных правил и процедур), соотношением централизации и децентрализации (т. е. уровнями, на которых принимаются управленческие решения).

Структурные взаимосвязи в организациях находятся в центре вни­мания многих исследователей и руководителей. Для того чтобы эф­фективно достигались цели, необходимо понимание структуры работ, подразделений и функциональных единиц. Организация работы и людей во многом влияет на поведение работников. Структурные и поведенческие взаимосвязи, в свою очередь, помогают установить цели организации, влияют на отношения и поведение работников. Структурный подход применяется в организациях для обеспечения основных элементов деятельности и взаимосвязей между ними. Он предполагает использование разделения труда, охвата контролем, де­централизации и департаментализации.

Структура организации - это фиксированные взаимосвязи, кото­рые существуют между подразделениями и работниками организации. Ее можно понимать как установленную схему взаимодействия и ко­ординации технологических элементов и персонала. Схема любой организации показывает состав отделов, секторов и других линей­ных и функциональных единиц. Однако она не учитывает такой фак­тор, как человеческое поведение, который влияет на порядок взаи­модействия и его координацию. Именно поведение персонала оп­ределяет эффективность функционирования организационной структуры в большей мере, чем формальное распределение функций между подразделениями.

Организационную структуру любой коммерческой фирмы, боль­ницы, банка, правительственного учреждения и т. п. следует рассмат­ривать с учетом разных критериев. На эффективность деятельности организации влияют:

1) реальные взаимосвязи между людьми и их работой, отражаемые в схемах организационных структур и должностных обязанностях;

2) политика руководства и методы, воздействующие на поведение персонала;

3) полномочия и функции работников организации на различных уровнях управления (низшем, среднем и высшем).

Рациональная структура организации предполагает комбинацию указанных трех факторов, обеспечивающую высокий уровень эффек­тивности производства.

Наши рекомендации