Тема 5.2. Денежный (финансовый) рынок как регулятор экономики
Вопросы лекции:
1) Сущность и природа денег, функции денег. История возникновения денег.
2) Количественная теория денег / Тождество Инверга Фишера.
3) Модель спроса на деньги.
4) Равновесие на денежном рынке.
5) Денежная масса и ее агрегаты.
1. Деньги – это исторически логический результат развития производственных сил и производственных отношений.
Появление денег связано с развитием товарно-денежных отношений. Деньги – это особый товар, играющий роль всеобщего эквивалента. Временно роль денег выполняет различные товары. Деньги как всеобщий эквивалент позволяет сопоставить качественно- разнородные и количественно несопоставимые продукты труда.
На различных этапах исторического развития роль денег выполняли сначала товары (скот, меха, шкуры), затем благородные металлы, чему способствовали их однородность, делимость, сохраняемость, транспортабельность – качества, сделавшие их наиболее пригодными к выполнению функции денег. Однако деньги не являются обыкновенным товаром, выступающим как воплощение потребительской стоимости (полезность, способность удовлетворять человеческие потребности). Стоимость как воплощенный в товарах труд находится в них в скрытом виде и обнаруживается посредством приравнивания их к всеобщему эквиваленту – деньгам. Таким образом, в отличие от всех остальных товаров деньги выступают в качестве всеобщего и непосредственного воплощения стоимости.
Этапы развития денег:
1) деньги как товар.
2) заменители денег (золото, серебро)
3) бумажные деньги
4) кредитные деньги
5) электронные деньги.
2. Рассмотрим основные элементы рыночного механизма денежного рынка. Спрос на деньги - это спрос на эквивалент, который позволяет выполнять функцию сохранения стоимости, обращения и платежа.
Определение природы спроса на денег – является одним из центральных вопросов современной макроэкономики. Представители количественной теории денег попытались ответить на вопрос: – Какое количество денег необходимо экономике, и каковы причины роста цен в зависимости от изменения количества денег в экономике. Они считали, что количество денег в экономике зависит от уровня номинального дохода. По мнению Милтона Фридмана (представитель монетаризма), «количественная теория денег – это в первую очередь теория спроса на деньги...это не теория производства или денежного дохода, или уровня цен».
В основе количественной теории денег лежит уравнение И. Фишера.
M*V = P*Y,
Где M – количество денег в обращении (узкие деньги);
V - скорость обращения денег (количество оборотов, которое совершает денежная единица за определенный период)
P - уровень цен или индекс цен,
Y- объем выпуска (в реальном выражении)
P*Y - объем выпуска в номинальном выражении.
И.Фишер попытался выявить факторы, влияющие на покупательную способность денег (покупательная способность денег – это способность денежных единиц обмениваться на определенное количество товаров и услуг, которые можно приобрести за денежную единицу. Он утверждал, что перечислить все факторы невозможно, но выделил 5 основных:
1) полноценные деньги,
2) чековые депозиты (безпроцентный счет, дающий право на выписывание вкладчиком чека, подлежащего обязательной оплате, наличными деньгами),
3) скорость обращения денег,
4) скорость обращения депозитов,
5) объем торговли или товарных цен, куда включаются сделки, не влияющие на объем производства, в т.ч. покупка ценных бумаг.
В основе уравнения И.Фишера 2 условия:
o денежный рынок в равновесии.
o темп роста денег совпадает с темпом прироста объема выпуска.
Из уравнения И. Фишера можно выделить 3 причины инфляции:
M=P*Y
V
Þ Рост предложения денег,
Þ Рост скорости обращения денег,
Þ Снижение темпов роста производства.
Классическая школа, опираясь на посылки количественной теории денег , выводит следующие объяснения спроса на деньги: так как реальный ВВП (Y) меняется медленно и с постоянной скоростью в долгосрочном периоде, на коротких отрезках он постоянен, тогда все колебания номинального дохода (P*Y) будут отражаться главным образом на изменении уровня цен, поэтому и изменение количества денег в экономике не окажет влияния на реальные величины (Y), а отразится только на колебаниях номинальных переменных ( номинальный доход, P*Y, уровень цен, %-ая ставка). Это явление получило название Принцип «Нейтральности денег» (т.е. влияние денег только на номинальные величины и отсутствие влияния на реальные показатели).
Таким образом, классики считали, что спрос на деньги зависит от номинального дохода (P*Y), т.е. предложили Транзакционную версию денежного спроса.
Кембриджская версия развивает идеи представителей количественной теории денег. В работах А. Маршала, А. Пигу, Д.Робинсона учитываются предпочтения экономических агентов, которые предпочитают часть дохода хранить в форме наличных денег.
Md= K*P*Y,
Где K – коэффициент кассовых остатков, показывающий долю номинального дохода, которую экономические агенты предпочитают держать в форме наличных денег, т.е. предполагалось наличие разных видов финансовых активов с разной доходностью.
Кембриджская версия расширила представления о Md, предполагая, что деньги нужны не только для сделок, но и для того, чтобы их накапливать. Однако хранение денег предполагалось для целей будущих сделок, т.е. они соглашались с выводами количественной теории денег и в конечном итоге сводили денежный спрос к транзакционной версии.
Кейнс поставил под сомнение тезис классической школы о нейтральности денег экономике. Он создает теорию Предпочтения ликвидности и выделяет 3 мотива, побуждающие людей хранить часть денег в виде наличности:
1) транзакционный мотив (операционный спрос на деньги) – это потребность в наличности для обслуживания текущих сделок.
2) мотив предосторожности – хранение определенной суммы наличности на случай непредвиденных обстоятельств в будущем.
3) Спекулятивный мотив, связанный с выполнением деньгами функций средства накопления.
Это намерение приберечь некоторый резерв, чтобы с выгодой воспользоваться лучшим по сравнению с рынком знанием того, что принесет доход в будущем.
Он находится в обратнопропорцианальной зависимости от %-ой ставки. Для объяснения этой зависимости Кейнс упростил анализ и предложил:
ü На денежном рынке существует только 2 вида финансовых активов – наличность и облигации.
ü Эта зависимость объясняется специфичностью ценной бумаги- облигации, у которой при ↑ % ставки курс (цена облигации) ↓, а при ↓ % ставки курс облигации ↑
Поэтому субъекты: при ↑ % ставки → цена облигации ↓, → спрос на более дешевые облигации ↑, т.к. субъекты ожидают в будущем снижение % ставки, а следовательно ↑ курсовой цены облигации, что дает возможность продать подороже купленные ранее облигации по более низкой цене и получить дополнительный доход по курсовой разнице → спрос на наличность ↓.
При ↓ % ставки → цена облигации ↑, → спрос на более дорогие облигации ↓, т.к. субъекты ожидают в будущем ↑ % ставки, а следовательно и снижение цены облигации, поэтому не выгодно их покупать, следовательно → спрос на наличность ↑.
Таким образом, если обобщить 2 подхода, классический и кейнсианский, то можно выделить следующие факторы, влияющие на Md:
2) уровень номинального дохода, P*Y,
3) скорость обращения денег,
4) %.
3.Предложение денег характеризует общий объем предлагаемых денег в экономике. Оно формируется:
Þ Через выпуск денег ЦБ (эмиссия денег и управление активами коммерческих банков)
Þ На денежную массу воздействуют коммерческие банки.
Модель Ms. Ms = C + D
Где C – наличность внебанковской системы,
D - депозиты, которые можно использовать для сделок.
Денежное предложение может быть представлено: Ms = mg * MB,
MB – денежная база – это сильные деньги или деньги с повышенной эффективности.
MB = C + R, R– это избыточные резервы банков. R = фактические резервы – обязательные резервы.
mg – денежный мультипликатор, показывающий на сколько меняется денежная масса в экономике при изменении денежной базы на единицу.
mg = cr +1
cr + rr
cr = C -коэффициент депонирования определяется главным образом поведением населения
Dт.к. именно оно решает какую часть денег держать в виде наличности, а какую в виде депозитов.
Факторы, влияющие на cr:
- привычки населения, которые связаны с доступностью вкладов в банках , т.е. формируются самим развитием банковской системы,
- доверие населения к банкам,
- доля потребления ВВП,
- сезонные колебания спроса на наличность
- колебания % и другие.
rr = R – это коэффициент резервирования, зависит от ДКП ЦБ, от политики коммерческих
Dбанков, которые определяют размеры своих избыточных резервов, причем при нестабильной экономике, когда существует неопределенность между объемом, поступивших на счетах банков средств и объемом, снятых со счетов средств. Если избыточные резервы начинают ↑, то → rr↑, → mg↓, → Ms↓.
На объем избыточных резервов коммерческих банков влияют издержки, получение банками кредитов на межбанковском рынке или ЦБ, а также потери % по выдаваемым банкам кредитам, которые растут при увеличении избыточных резервов.
Коммерческий банк – это уникальный финансовый институт, который обладает способностью изменять денежную массу через эффект кредитной мультипликации.
Рассмотрим процесс кредитной мультипликации на примере:
Норма обязательного резервирования – 20 %
R
Банк1
. Банк2.
Актив | Пассив |
200 рез. 800 ссуда | 1000 ден.ед |
Актив | Пассив |
160 рез 640 ссуд | 800 ден. ед. |
Актив | Пассив |
128 рез. 512 ссуда | 640 ден.ед. |
Банк 3.
И.т.д.
mб = 1* 100 % , где mб – банковский мультипликатор
R R – норма обязательного резервирования
mб = 1/ 20 * 100 % = 5. Ms = 1000 * 5 = 5000 (новые деньги). Таким образом, коммерческие банки увеличили денежную массу с 1000 до 5000.
Таким образом, процесс изменения объема денежного предложения можно разделить на 2 этапа:
1) первоначальная модификация денежной базы путем изменения обязательств ЦБ перед населением и банковской системой (воздействие на наличность внебанковской системы и резервов коммерческих банков). Однако ЦБ не может в полной мере контролировать Ms, т.к. денежный мультипликатор не является постоянной и предсказуемой величиной. ЦБ может влиять на Ms, но только в ограниченном размере следующими способами:
- задавая величину денежной базы,
- определяя ставку рефинансирования,
- устанавливая нормативы обязательных резервов.
Денежный мультипликатор реагирует на изменение рыночного %, который управляется многообразными факторами, не всегда поддающимися контролю со стороны ЦБ.
2) Этап, где идет последующее изменение Ms через процесс кредитной мультипликации в системе коммерческих банков. Коммерческие банки обладают способностью через предоставление ссуд менять ↑ Ms.
4. Достигается при равенстве спроса и предложения денег.
Md1 – спекулятивный спрос
Md2 – операционный спрос
I. изменение %. (ценовой фактор)
r ↑, → Ms › Md → экономические агенты, у которых накопилась денежная наличность избавляются от нее, т.к. деньги стали дороже, → ↑ спрос на другие финансовые активы: акции, облигации, срочные вклады, т.к. высокий % соответствует низкому курсу облигации, поэтому агенты рассчитывают на получение дополнительного дохода при следующем ↑ курса облигации, т.е. дополнительного дохода от курсовой разницы, → банки и другие финансовые учреждения , когда Ms › Md начинают снижать % → постепенно через изменение экономическими агентами структуры своих активов и снижении банками %, равновесный % ↓, а равновесие восстанавливается.
r ↓, → Md › Ms → экономические агенты не избавлються от денег, а будут их копить, т.к. деньги стали дешевле, → ↓ спрос на другие финансовые активы: акции, облигации, срочные вклады, т.к. низкий процент соответствует высокому курсу облигации и они будут ожидать ↑ r, а следовательно ↓ курса облигации, чтобы купить ее по более низких ценах, а уже при дальнейшем ↓ r продать эти облигации и получить доход от дополнительной разницы, → банки и другие финансовые учреждения , когда Md › Ms, начинают ↑ % → постепенно через изменение экономическими агентами структуры своих активов и ↑ банки %, равновесный % ↑ , а равновесие восстанавливается.
Таким образом, %-ая ставка - это эндогенная переменная, т.е. внутренний фактор денежного рынка. На равновесие денежного рынка оказывают влияние и экзогенные переменные (внешние переменные):
- y – уровень дохода,
- Ms – предложение денег со стороны ЦБ.
1) Влияние y.
а) Если y ↑→ ↑ Md → r ↑; y↓ → ↓ Md → r ↓
б) ↑ Ms → ↓ r → Me ↑.
Таким образом, в краткосрочном периоде существует теснейшая зависимость между %, Md, Ms, поэтому ЦБ в краткосрочном периоде может влиять на денежную массу и контролировать ее через %.Однако, если правительство будет увлекаться чрезмерным ↑ денежной массы с целью снижения % оно может создать ситуацию «Ликвидная ловушка».
% ↓ в любой экономике только до определенного уровня, т.е. существует минимальный предел значений %, ниже которого он не снижается. Если экономика достигает данного предела, а ЦБ продолжает ↑ денежную массу, то возможна ситуация, когда % не реагирует, инвестиционный спрос не меняется, а следовательно не меняется y, но денег становится больше, т.е. это провоцирует инфляционный рост цен. Если в экономике отсутствуют инфляционные ожидания, субъекты сократят спрос, ожидая снижение цен, что в конечном итоге сократит совокупный спрос, снизит уровень цен. Если же в экономике существуют инфляционные ожидания, то правительству необходимо применить антиинфляционные меры регулирования.
В долгосрочном периоде связь % с Md и Ms утрачивается (эффект Фишера). Начинают действовать долгосрочные факторы: объем выпуска и уровень цен. Это показано в уравнении Милтона Фридмана, где Me = Pe + Ye