Безопасность и здравоохранение
В начале этой главы мы видели, что существует убедительный довод в пользу регулирования деятельности, результатом которой может стать смерть. Однако, с точки зрения экономиста, реальное регулирование безопасности и здравоохранения оставляет желать лучшего. Сначала рассмотрим пример, когда при любом решении существует угроза для жизни людей. Законы, требующие от фармацевтических компаний длительных и дорогостоящих испытаний перед началом продажи новых лекарств, задерживают появление новых лекарств на рынке, а это приводит к смерти людей, которые могли бы быть спасены при более раннем появлении лекарств. В свете этого и других факторов исследования регулирования введения новых лекарств привели к выводу, что издержки регулирования превышают выгоды от него.8 Общий довод заключался в том, что там, где издержками регу-
7 Подтверждающие факты см. в работах Thomas A. Durkin. Consumer Awareness of Credit Terms: Review and New Evidence, 48 J. Bus. 253 (1975); George G. C. Parker & Robert P. Shay. Some Factors Affecting Awareness of Annual Percentage Rates in Consumer Installment Credit Transactions, 29 J. Fin. 217, 223 (1974). Об общей проблеме компетентности потребителей см. Chr. Hjorth-Andersen. The Concept of Quality and the Efficiency of Markets for Consumer Products, 11 J. Consumer Research 708 (1984).
8 Sam Peltzman. The Benefits and Costs of New Drug Development, in Regulating New Drugs 113 (Richard L. Landau ed. 1973); Henry G.Grabovski. Drug Regulation and Innovation (Am. Enterprise Institute 1976); см. также Grabovski, John M. Vernon & Lacy Glenn Thomas. Estimating the Effects of
Безопасность и здравоохранение
лирования безопасности является уменьшение безопасности, уменьшается смысл регулирования как альтернативы обращению пострадавших от опасных продуктов к рыночным и правовым средствам.
Более тонкие издержки, связанные с регулированием здравоохранения и безопасности, возникают из того факта, что подобное регулирование (и этому есть документальные подтверждения) иногда приписывает чрезмерно высокую ценность человеческой жизни в том смысле, что регулирование может обходиться в миллионы долларов на каждую спасенную жизнь.9 Поскольку доход и смертность находятся в обратном соотношении (богатые люди живут дольше, чем бедные) и поскольку издержки регулирования действуют как регрессивный налог, увеличивая цену рабочей силы и продуктов, постановления, направленные на спасение жизни, могут, сокращая чистые доходы, отправить на тот свет больше людей, чем спасти.10
Другая серьезная проблема прямого регулирования безопасности заключается в том, что регулирование, фокусирующееся на вкладывании одного какого-либо ресурса в безопасность, может быть безрезультатным или даже вредным. Требования по использованию автомобильных ремйей безопасности иллюстрируют этот тезис. Они сокращают издержки быстрой езды для водителя и его пассажиров, и резонно ожидать (по закону спроса), что водители ответят на эти требования повышением скорости вождения. Но это приведет к увеличению числа аварий, и, хотя издержки каждой аварии для водителя и его пассажиров могут оказаться ниже благодаря защите ремней безопасности, общие издержки аварий для пешеходов должны возрасти (и это подтверждается фактами) — число аварий возрастает, но пешеходы не защищены ремнями безопасности.11
Regulation on Innovation: An International Comparative Analysis of the Pharmaceutical Industry, 21 J. Law & Econ. 133 (1978).
9 cm. Cass R. Sunstein. Free Markets and Social Justice 304 (1997) (tab. 12.2).
10 Id. at 302-305; International Union v. OSHA, 928 F.2d 1310, 1326-27 (D. C. Cir. 1991) (мнение судьи, совпадающее с позицией большинства состава суда).
11 Sam Peltzman. The Effects of Automobile Safety Regulation, 83 J. Pol. Econ. 677 (1975). См. также Steven Peterson, George Hoffer & Edward Millner. Are Drivers of Air-Bag Equipped Cars More Agressive?A Test of the Offsetting Behavior Hypothesis, 38 J. Law & Econ. 251 (1995); Theodore E. Keeler. Highway Safety, Economic Behavior, and Driving Environment, 84 Am. Econ. Rev. 684 (1994); Christopher Garbacz. More Evidence on the Effectiveness of Seat Belt Laws, 24 Applied Economics 313 (1992).
С анализом Пельцмана согласуется исследование Philip L. Hersch & Jeffrey M. Netter. The Impact of Early Safety Legislation: The Case of the Safety Appliance Act of 1983, 10 Intl. Rev. Law & Econ. 61 (1990), авторы которого пришли к выводу, что, требуя использования более совершенных тормозных
Выбор между государственным регулированием и общим правом