Глава 1. экономическая система общества

Вопросы темы 3.

Глава 1. Экономическая система общества

Глава 2. Социально-экономическая сущность отношений собствен­ности

Глава 3. Производство: основные черты, факторы и результаты. Воспроизводство и его фазы

Глава 4. Формы общественного хозяйства

Глава 5. Рынок: его функции и структура

Глава 6. Переходная экономика: сущность, особенности и тенденции развития. Роль государства в переходной экономике.

Глава 1. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СИСТЕМА ОБЩЕСТВА

Определение экономической системы.Существуют раз­ные подходы к определению экономической системы. Марк­систский подход основан на характеристике экономической системы как способа производства — единства и взаимодей­ствия двух составляющих: производительных сил, находя­щихся на определенном уровне развития, и соответствующе­го им типа производственных отношений. В этом единстве производственные отношения являются общественной фор­мой использования и развития производительных сил. Закон соответствия производственных отношений характеру и уровню развития производительных сил лежит в основе эволюции способов производства. Последняя выступает как закономерный процесс развития человеческого общества.

Одни экономисты определяют экономическую систему как сообщность людей (социум), объединенных общим экономическим интересом, другие считают ее совокупнос­тью производственных отношений. Третьи под экономичес­кой системой понимают общие закономерности деятельнос­ти и развития человека как индивида и члена общества.

Наиболее правильным нам представляется определение экономической системы как единства человека и общест­венного производства. При таком подходе во главу угла ставится человек как индивид и член общества.

Центральное место в экономической системе занимают отношения собственности. Именно собственность обусловли­вает цель функционирования и развития экономической системы. Отношения собственности определяют, в чьих ин­тересах ведется производство, кому принадлежат средства производства и производимый продукт. Собственник средств производства суверенно распоряжается ими, использует их для организации производства и извлечения дохода.

Каждый крупный этап общественного развития имеет свою особую, присущую ему систему отношений собствен­ности, которая и обусловливает качественное своеобразие, историческую специфику данного общества, его классовую и социальную структуру.

Технологические способы производства.В отличие от экономического способа производства, выражающего единство производительных сил и производственных отно­шений, технологический способ производства связан со сферой действия производительных сил.

Технологический способ производства представляет собой средства труда в единстве с материалами, техноло­гиями, энергией, информацией и организацией производ­ства. Именно от того, какие средства труда используются для производства, различают экономические формации.

В основе технологического способа производства лежит техника, в развитии которой выделяют три основных этапа: инструментализацию, механизацию, автоматизацию.

Первый этап основан на примитивных орудиях труда, связанных только с ручным трудом. Этот этап производ­ства и развития техники условно можно назвать инстру­ментально-ручным. Второй этап можно назвать машин­ным, механизированным, а третий — преимущественно автоматизированным.

Прогресс производительных сил общества (техничес­кая основа всего общественного прогресса) включает четы­ре этапа:

1) естественно-технический (средствами труда служи­ли только органы тела работника, которые он дополнял палкой, камнем, костью). Этот этап соответствует возник­новению и первоначальным стадиям становления перво­бытно-общинного способа производства;2) технический (связан с использованием огня и изго­товлением орудий труда из металлов — меди, бронзы, железа). Он охватывает период высшего развития и раз­ложения первобытно-общинного способа производства, ра­бовладельческий и феодальный способы производства;

3) научно-технический (возник в недрах феодализма и стал массовым при капитализме). Этот этап характеризу­ется техническим и промышленным переворотом, связан­ным с возникновением машинного производства и приме­нением науки в производстве;

4) научно-техническая революция (начало относится к 50-м гг. XX в.). На этом этапе возникло автоматизирован­ное производство, началось превращение науки в непо­средственную производительную силу общества.

Структура экономической системы общества.Основ­ными элементами экономической системы являются: соци­ально-экономические отношения, организационные формы хозяйственной деятельности, хозяйственный механизм, конкретные экономические связи между хозяйственными субъектами. В рамках той или иной экономической систе­мы существуют многообразные модели экономического развития отдельных стран и регионов. Поскольку эконо­мическую систему мы рассматриваем как единство челове­ка и общественного производства, ее структурными эле­ментами выступают человек и общественное производство.

Вся история общества — это, прежде всего история развития человека как первого элемента структуры эконо­мической системы. [На первых этапах развития общества существовали естественные производительные силы, кото­рые сводились к природе самого человека и силам окру­жающей его природы. Второй этап развития производи­тельных сил — подчинение естественных производитель­ных сил общественным — утвердил человека в качестве главной производительной силы. На этапе всеобщих про­изводительных сил, когда господство человека над приро­дой осуществляется с помощью науки, человеческий интел­лект входит в производство.

Человек — воплощение совокупности общественных отношений: экономических, политических, национальных, семейных, идеологических, нравственных. Он как носи­тель рабочей силы воплощает всю гамму общественных отношений и личных качеств, существенно влияющих на его потребности, интересы и мотивы к труду, отношение к работе и ответственность за результаты производства.

Общественный продукт, пройдя через распределение и обмен, завершает свой путь в потреблении. Без потребле­ния любое производство бессмысленно. Удовлетворение человеческих потребностей — всеобщее назначение произ­водства. В этом смысле человек — конечная цель любого производства.

Потребность в труде является главной формой самовы­ражения человеческой личности. Необходимым условием ее роста выступает превращение работника в хозяина производства. Благоприятная обстановка для этого созда­ется в условиях перехода к рыночной экономике, когда гарантируются равноправие всех форм собственности и хозяйствования, свобода предпринимательской деятель­ности. В этих условиях особенно важно формирование современного экономического мышления и поощрение предприимчивости и деловитости, без которых не преодо­леть социальной инертности масс, не добиться перелома в отношении к производству, труду и собственности.

Эффективной становится такая система управления, которая опирается на точное знание и умелое использова­ние интересов работников. Социально развитый человек является более сложным объектом управления.

В структуре экономической системы выделяют и такой важный элемент, как общественное производство, состоя­щее из сфер и фаз. Его сферами являются материальное, духовное и социальное производство, а также производство общественного человека. Разграничение четырех основ­ных сфер общественного производства относительно. Оно обусловлено спецификой объектов труда, способов его осуществления, получаемых результатов. Особенности ма­териального, духовного, социального производства, а также производства общественного человека не исключа­ют, а, наоборот, предполагают их единство и неразрывную связь. Все они направлены на конечную цель — функци­онирование экономической системы общества.

Общественное производство имеет четыре фазы непо­средственное производство, распределение, обмен и по­требление.

Исходной фазой является непосредственное производ­ство — процесс создания полезного продукта. В изменении производства — ключ ко всем изменениям в распределе­нии, обмене и потреблении. Эта фаза экономики имеет решающее значение. Ведь если ничего не создано, то нечего и распределять, обменивать и потреблять, распределение выявляет долю каждого человека в созданном богатстве. Оно играет огромную роль в формиро­вании отношений между людьми, в определении матери­ального положения различных слоев общества. От того, как распределяются результаты труда, во многом зависит эффективность и самого производственного процесса.

Обмен- — процесс, во время которого одни продукты обмениваются на другие. Он подобно распределению, во-первых, играет огромную роль в доведении произведенной продукции до потребителя; во-вторых, оказывает сильное обратное воздействие на производство.

Потребление — использование изготовленных благ для удовлетворения человеческих потребностей. Оно является конечной целью любого производства. Без производства не может быть потребления, так как производство создает объект для потребления, определяет его уровень и струк­туру. В свою очередь потребление, формируя потребность в новых продуктах, влияет на развитие производства.

Хозяйственный механизм и его место в экономичес­кой системе.Важное место в экономической системе об­щества принадлежит хозяйственному механизму.

Хозяйственный механизм — это совокупность форм и методов организации общественного производства. В лите­ратуре встречаются и другие определения. Хозяйственный механизм рассматривается как способ ведения хозяйства со свойственной ему системой конкретных форм и методов хозяйствования, правовых норм, форм экономических свя­зей, организационных структур управления, с помощью которых общество использует экономические законы. Структура хозяйственного механизма включает фазы воспроизводства: /(производство, распределение, обмен и потребление. По уровню управления различают следую­щие элементы хозяйственного механизма -потребитель, у семья, район (город), предприятие (организация), объеди­нение, отрасль, народное хозяйство.

Хозяйственный механизм непосредственно связан с экономическими отношениями. Он включает в себя такие конкретные формы этих отношений, как нормы и норма­тивы, экономические оценки ресурсов, финансы и кредит, цена, прибыль, заработная плата, премия и т.д.

Хозяйственный механизм тесно связан с социальными, политическими отношениями, способствует активизации их роли по отношению к производству.

Так как хозяйственный механизм неотделим от производительных сил, он включает в себя организационные структуры производства, которые отражают уровень раз­вития производительных сил, конкретные формы разделе­ния труда и др.

В состав хозяйственного механизма входят и надстро­ечные явления — правовые нормы, регулирующие много­образные отношения, возникающие на предприятиях и между ними, их взаимосвязи с органами управления.

Хозяйственный механизм — это, прежде всего механизм использования экономических законов. В силу этого он предполагает, во-первых, их познание, во-вторых, разра­ботку четкой, научно обоснованной программы действий, в-третьих, реальное общественное действие в процессе хозяйствования.

Каждый экономический закон в механизме хозяйство­вания имеет определенное функциональное значение. На­пример, объем производства устанавливается законом спроса и предложения; структура производства — законом пропорций; качество продукции — законом возвышения потребностей; общие стимулы предпринимательства — законом прибыли; побуждения каждого работника к актив­ным действиям — законом оплаты по труду.

Важнейшая функция хозяйственного механизма — поддержание динамического соответствия между уровнем развития производительных сил и конкретными формами экономических отношений. Это достигается путем созда­ния необходимых условий для технического совершенст­вования производства и роста его эффективности.

/.Обновление отношений собственности преодоление от­чуждения трудящихся от собственности и управления?, созда­ние действенных стимулов к плодотворному труду —' это тоже функции хозяйственного механизма. Функциями хо­зяйственного механизма также являются экономическое сти­мулирование, организация производства, организация уп­равления, регулирование финансово-кредитных отношений, регулирование материально-технических связей, учет и кон­троль, правовое регулирование хозяйственной жизни, соци­ально-психологическое воздействие на хозяйствование.

К функциям хозяйственного механизма относится регу­лирование социально-экономических отношений как систе­мы. Это регулирование необходимо, с одной стороны, для сохранения определенной стабильности в экономике и нор­мальной жизнедеятельности всех членов общества. С другой стороны, в процессе регулирования не менее важно своевременно вносить в систему изменения, которые назревают под воздействием прогресса в производительных силах.

В странах СНГ осуществляются радикальные реформы хозяйственного механизма. Сущность их — переход к рыночной экономике. Цель реформ — оздоровление эко­номики стран: придание хозяйственному механизму про­тивозатратной направленности; активизация экономичес­ких стимулов научно-технического прогресса; повышение материальной заинтересованности коллективов в высоких конечных результатах хозяйствования; расширение демо­кратизма в управлении; переход трудовых коллективов на самоуправление.

В мировой экономической литературе существуют раз­ные подходы к выделению типов экономических систем. В качестве критерия используется, как правило, доминирую­щая форма координации действий хозяйствующих субъек­тов, формы собственности, соотношение секторов нацио­нальной экономики.

Марксистская концепция типа экономической системы исходит из того, что общество в своем развитии проходит пять общественно-экономических формаций: первобытно­общинную, рабовладельческую, феодальную, капиталис­тическую, коммунистическую. Двигателем перехода от одной формации к другой является открытый К.Марксом закон соответствия производственных отношений уровню и характеру развития производительных сил.

В основе каждой формации лежит определенный спо­соб производства, представляющий единство производи­тельных сил и производственных отношений. Совокуп­ность производственных отношений образует экономичес­кий базис формации. Политические, философские, рели­гиозные и другие взгляды и соответствующие им учрежде­ния составляют надстройку формации.

Американский экономист У. Ростоу в книге "Стадии экономического роста", опубликованной в 1960 г., выдви­нул теорию стадий роста и выделил пять стадий экономи­ческого развития: традиционнее общество; переходное об­щество, или период создания условий для сдвига; период сдвига; стадия зрелости; стадия высокого уровня массового потребления. На первой стадии нет накопления, отсутствует промышленность, здесь низкий уровень развития сельского хозяйства и производительности труда. На вто­рой стадии норма накопления составляет 5 % националь­ного дохода, на третьей — 10, на четвертой — 20 % (здесь создается крупная машинная индустрия), на пятой стадии производственный потенциал нации работает на потребле­ние, ведущим сектором экономики становятся отрасли, производящие предметы длительного пользования. Для этой теории характерен технократический подход, выдви­жение на первый план состояния техники.

Американские экономисты К.Р. Макконнелл и С.Л. Брю выделяют четыре модели экономических сис­тем: чистый капитализм, командная экономика, смешан­ные системы, традиционная экономика.

Чистый капитализм, или капитализм эпохи свободной конкуренции, характеризуется частной собственностью на ресурсы и использованием системы рынков и цен для коор­динации экономической деятельности и управления ею. В такой системе поведение каждого ее участника мотивируется его личными интересами. Каждая экономическая единица стремится максимизировать свой доход на основе индивиду­ального принятия решений. Рыночная система функциони­рует в качестве механизма, посредством которого индивиду­альные решения и предпочтения предаются гласности и координируются. Тот факт, что товары и услуги производятся, а ресурсы предлагаются в условиях конкуренции, озна­чает, что существует множество самостоятельно действую­щих покупателей и продавцов каждого продукта и услуги. Роль правительства ограничивается защитой частной собст­венности и установлением правовой структуры, позволяю­щей функционировать свободным рынкам.

Командная экономика, или коммунизм, характеризует­ся общественной собственностью на материальные ресур­сы. Все крупные решения, касающиеся объема используе­мых ресурсов, структуры и распределения продукции, организации производства, принимаются центральным плановым органом.

Смешанные системы характеризуются наличием в эко­номике различных форм собственности на средства произ­водства и продукты труда. Здесь встречаются элементы чистого капитализма и командной экономики.

Традиционная экономика характеризуется наличием тра­диционных, основанных на обычаях экономических систем. Техника производства, обмен, распределение доходов базируются на освященных временем обычаях. Такая экономика характерна для многих развивающихся стран.

Некоторые экономисты выделяют рыночную экономи­ку как тип экономической системы. Современная рыночная система представляет широкое многообразие смешанных форм. В рыночной экономике сама система рынков, цен, прибылей, убытков определяет, ч то, к а к и для к о г о производить.

По сравнению со всеми предшествующими системами рыночная система оказалась наиболее гибкой: она способ­на перестраиваться, приспосабливаться к изменяющимся внутренним и внешним условиям.

Необходимо различать рыночные системы эпохи сво­бодной конкуренции и современные рыночные системы. Первые строились на господстве частной собственности, т.е. собственности частных физических и юридических лиц на большинство ресурсов и результатов общественного производства. Частная собственность позволяла им по своему усмотрению приобретать, контролировать, приме­нять и продавать материальные ресурсы. Однако в различ­ные эпохи имелись определенные ограничения на произ­водство и потребление отдельных продуктов, существовала государственная собственность. Сфера же воздействия го­сударства и его регулирующее начало были крайне огра­ничены.

Современные рыночные системы находятся между двумя крайностями: с одной стороны, чистые рыночные структуре свободной конкуренции, а с другой — планово-управляемая экономика. Все это означает, что в реальной действительности существует не вообще рыночная эконо­мика, а вполне конкретные ее типы. По этому поводу К.Р. Макконнелл и С.Л. Брю в "Экономикс" задают вопрос: "Функционирует ли рыночная система общего типа в аме­риканской экономике?" и отвечают: "В принципе — да, в частности — нет".

В современных рыночных типах экономических систем присутствует целый комплекс мер, ослабляющих или вовсе ликвидирующих те тенденции, которые тормозят рост эффективности рыночной экономики. Особая роль в этом принадлежит государству. Государство в современных типах рыночной экономики выполняет важные и многооб­разные функции. Первые связаны с поддержанием и об­легчением функционирования рыночной экономики. Сюда Относятся обеспечение правовой базы реализации и защита

конкуренции. Вторые направлены на усиление и модифи­кацию функционирования рыночной экономики. Это пере­распределение дохода и богатства; корректирование и рас­пределение ресурсов с целью изменения структуры наци­онального продукта; стабилизация экономики посредством регулирования уровня занятости, инфляции и стимулиро­вания экономического роста.

Государство стало намного активнее воздействовать на развитие национальной экономики во второй половине XX ст., когда широко развернулась научно-техническая рево­люция и стала особенно быстро развиваться производст­венная и социальная инфраструктура.

Модели в рамках экономических систем.В рамках каждой экономической системы существуют свои нацио­нальные модели организации хозяйства. Это объясняется тем, что страны отличаются историей, уровнем экономи­ческого развития, социальными и национальными усло­виями.

Выделяют американскую, японскую, шведскую модели экономических систем, а также социальное рыночное хо­зяйство ФРГ. Каждая из них имеет свои особенности. Например, американская модель построена на системе всемерного поощрения предпринимательской активности, обогащения наиболее активной части населения. Японская модель характеризуется определенным отставанием уров­ня жизни населения (в том числе заработной платы) от роста производительности труда. Шведская модель отли­чается сильной социальной политикой, направленной на сокращение имущественного неравенства за счет перерас­пределения национального дохода в пользу наименее обес­печенных слоев населения. При социальном рыночном хозяйстве ФРГ особым покровительством пользуются мел­кие и средние предприятия, фермерские хозяйства.

Специфику в социально-экономические преобразова­ния вносят страны СНГ. В Республике Беларусь взят ориентир на создание модели социально ориентированной рыночной экономики, сочетающей преимущества совре­менного высокоразвитого рыночного хозяйства с обеспече­нием социальной справедливости и эффективной социаль­ной защиты граждан.

В процессе формирования новой экономической моде­ли в республике предусматривается:

создать правовое обеспечение всего комплекса рыноч­ных преобразований, личных прав и свобод граждан;

29осуществить поэтапную либерализацию всех форм эко­номической деятельности, гарантировать свободу предпри­нимательства;

преобразовать систему распределительных отношений, поощрять приоритетное стремление человека к приумно­жению личного благосостояния своим трудом;

создать систему сильной социальной защиты;

осуществить единый и равный подход ко всем формам собственности;

создать конкурентную среду и не допускать недобросо­вестной деятельности субъектов хозяйствования на рынке;

сформировать сильную финансовую кредитно-денеж­ную систему, способную обеспечить социально-экономи­ческую эффективность функционирования и развития на­родного хозяйства;

создать предпосылки ускоренного технического разви­тия производства;

обеспечить экономическую безопасность страны и т.д.

Стратегической целью социально-экономических пре­образований является повышение жизненного уровня бе­лорусского народа. Эта цель может быть достигнута путем построения высокоэффективной экономической системы, обладающей современными стимулами к высокопроизво­дительному труду, восприимчивой к научно-техническому прогрессу. Вместе с тем история страны, традиции народа, его менталитет с обостренным чувством социальной спра­ведливости требуют придания экономической системе сильной социальной направленности.

Для нашего типа рыночной экономики особую значи­мость будет иметь проблема социальной защиты и соци­альных прав человека. Социальная защита должна стро­иться на базе социальных нормативов, представляющих научно обоснованные показатели уровня потребления важ­нейших благ и услуг, размера денежных доходов и других условий жизнедеятельности человека.

Основные формы социальной поддержки — денежные доплаты, дотации на приобретение отдельных видов про­дуктов питания и непродовольственных товаров, льготы на оплату жилья и коммунальных услуг, натуральная выдача отдельных товаров, введение продовольственных талонов, .льготы при покупке лекарств.

Государство должно всячески поддерживать отечест­венное предпринимательство. Последнее может развивать­ся на основе различных форм собственности и хозяйствования. Государственное регулирование развития предпри­нимательства возможно при оказании соответствующей консультационной, информационной помощи, проведении льготной налоговой политики, предоставлении кредита, целевого государственного финансирования, обеспечении материально-техническими ресурсами.

Государство должно поощрять иностранные инвести­ции, внедрение иностранного капитала в экономику. Ино­странное инвестирование позволяет не только развивать производство, но и приобщаться к зарубежному научно-техническому, организационному и управленческому опыту. Некоторые молодые государства развивающегося мира успешно использовали научно-технический и финан­совый уровень стран-экспортеров капитала для развития промышленности, повышения наукоемкое™ производства. Именно прямые частные инвестиции позволили так назы­ваемым новым индустриальным странам — Сингапуру, Южной Корее, Тайваню, Гонконгу и др. — на основе новых передовых технологий достичь высокого уровня развития промышленности.

В обозримом будущем в экономике Беларуси сохранится государственный сектор, поэтому в политике по отношению к нему важно создать условия, при которых государственные предприятия могли бы влиться в рыночную сферу. Кроме того, необходимо создать условия для ускоренного форми­рования частного сектора, который бы выступил реальным конкурентом государственным предприятиям.

Наши рекомендации