Роль транспорта в развитии мирового хозяйства

ВВЕДЕНИЕ В ГЕОГРАФИЮ ТРАНСПОРТА.

ОСНОВНЫЕ ФАКТОРЫ И ПОКАЗАТЕЛИ РАБОТЫ

МИРОВОГО ТРАНСПОРТА

Транспорт — это особая сфера производства, которую включа­ют в третичный сектор. В отличие от промышленности и сельского хозяйства он не создает нового продукта, не изменяет его свойства (физические, химические) и качество. Продукцией транспорта явля­ется «перемещение в пространстве грузов и людей, изменение их ме­стонахождения». Доля транспорта в ВВП стран мира составляет от 6 до 15%. На мировом транспорте занято более 100 млн человек.

География транспорта — отрасль экономической географии, изу­чающая территориальное размещение транспорта и перевозок, его закономерности, условия и особенности развития транспорта в со­ставе территориально-хозяйственных комплексов стран и районов во взаимосвязи с размещением природных условий и ресурсов, населе­ния и отраслей хозяйства. География транспорта отражает его важ­ные особенности как отрасли производства:

а) особую форму использования элементов природной среды в качестве естественных путей сообщения или основы для искусст­венных путей сообщения;

б) в основном линейный тип размещения транспорта, глубоко отличный от преобладающих типов размещения промышленности (точечного) и сельского хозяйства (ареального);

в) универсальность технико-экономических связей с другими отраслями хозяйства;

г) роль транспорта как одной из материальных основ террито­риально-географического разделения труда;

д) специфическое деление на виды (наземный, водный, воздуш­ный транспорт) в отличие от отраслевого деления, типичного для промышленности и сельского хозяйства;

е) различия между видами транспорта, связанные с использо­ванием разных естественных и искусственных путей сообщения;

ж) специфический характер ценообразования (тарифы, фрахты), влияющий на размещение всего хозяйства, и др.

Факторы, определяющие развитие и размещение транспортной ! системы:

1. Капитальные вложения, направляемые на развитие транс­порта.

2. Размещение отраслей промышленности и сельского хозяйства.

3. Плотность размещения отдельных видов транспорта по тер­ритории страны.

4. Развитие межотраслевых и межтерриториальных связей.

5. Базовое состояние отрасли.

6. Развитие внешней торговли.

7. Обеспеченность высококвалифицированными кадрами.

8. Подвижность населения.

9. Размещение городов, курортов и административных центров.

10. Экологический.

11. Уровень развития производительных сил, в том числе по ре­гионам.

12. Природно-географическая среда.

13. Научно-технический прогресс.

Показателями работы транспорта являются грузооборот в тон­но-километрах (т/км) и пассажирооборот в пассажиро-километрах (пассажиро/км). Эти показатели представляют собой произведение объема перевозок (в тоннах или пассажирах) на расстояние (в км). Для целей статистики и международных сопоставлений использует­ся показатель, называемый приведенные тонно-километры (приведен­ная продукция транспорта), который представляет собой сумму тон­но- и пассажиро-километров. Величина того или иного морского или речного порта измеряется его грузооборотом. Под грузооборотом порта понимают количество грузов в тоннах, прошедших через порт в течение определенного времени (обычно года).

Важным показателем развития мировой и региональных транс­портных систем является их обеспеченность территорий транспорт­ной инфраструктурой. В частности, коэффициент обеспеченности инфраструктурой можно рассчитать по формуле

роль транспорта в развитии мирового хозяйства - student2.ru (7.1)

А — основные фонды транспортной инфраструктуры, дол.;

Р — численность населения района/страны/региона;

S — площадь экономически активной территории района;

Q — объем продукции, произведенный промышленными и сельскохозяйствен­ными предприятиями на территории района, дол.

Наши рекомендации