Дефицит. Его причины и последствия

Дефицит - превышение спроса над предложением. Дефицит свидетельствует о несовпадении спроса и предложения и отсутствии уравновешивающей цены.

На большинстве рынков первым признаком дефицита является резкое уменьшение товарных запасов. Когда количество запасов уменьшается и падает ниже запланированного, то продавцы могут попытаться восполнить запасы, наращивая заказ производителю. Некоторые продавцы будут извлекать выгоду из возросшего спроса, увеличивая цену, так как они знают, что покупатели готовы заплатить больше. Но каковы бы ни были детали, в результате произойдет движение вверх по кривой предложения, так как цена и количество товара возрастут. Так как дефицит оказывает давление на цену снизу, то покупатели тоже будут вынуждены менять свои планы. Двигаясь влево и вверх по кривой спроса, они будут урезать свое потребление. В результате изменения планов покупателей и продавцов рынок приходит к равновесию.

На рынках, где не существует товарных запасов, признаком дефицита является очередь покупателей. Очередь в данном случае - это признак того, что при существующей преобладающей цене покупатели желают потреблять товар быстрее, чем производители услуги планируют его предлагать на рынок. И напротив, если мы видим очередь в продуктовом магазине, это вовсе не означает, что здесь наблюдается дефицит продуктов. Скорое всего, дело в организации работы магазина.

Возвращаясь к теме дефицита, рассмотрим возможные факторы, по которым мы имеем недовольных покупателей, нервных продавцов и отсутствие товара на складе:

1. Несбалансированная цена (спрос опережает предложение). Обычно дефицит свидетельствует о низком предложении, вызванном низкой ценой. «Расхватывают, как горячие пирожки», - говорим мы, подразумевая, что товар уходит быстро. Слишком быстро. Так быстро, что мы не успеваем за возросшим спросом. Ярким примером является товар во время распродаж. Объявлена скидка до 50% и как следствие, народ валом валит в магазин, скупая все, на чем есть желтые ценники. Кому не хочется купить конфеты по цене, вполовину меньшей? Однако не всегда только цена является причиной возникновения дефицита.

2. Ошибки в планировании закупок и анализе продаж.

3. Изменение текущей ситуации на рынке (появление новой моды, тенденции, закона).

4. Активная рекламная или PR кампания. Случай из жизни: «У нас обычный магазин, продающий множество продуктов от разных производителей. Вдруг покупатели начинают активно спрашивать «тот йогурт, что в рекламе». У нас он никогда так активно не продавался! Начинаем разбираться, и видим, что производитель запустил активную рекламу на телевидении и в семейных журналах. Сюрприз нам хотел сделать. Если бы знали заранее об этой акции, конечно, мы бы подготовились и увеличили товарный запас по этому йогурту…». В нашей стране народ доверяет рекламе и активно покупает рекламируемый товар. Поэтому такая «внезапная» атака на потребителя ни приводит ни к чему, кроме проблем и дефицита.

5. Логистические проблемы. Товар может быть правильно заказан. На него может быть установлена правильная цена. Его правильно рекламируют. Но если он по каким-то причинам не доставлен на склад или опаздывает в магазин, есть большая вероятность оказаться в состоянии дефицита. Это особенно актуально для скоропортящихся товаров (мясо, рыба, молочные продукты, хлеб), где один день задержки способен забраковать всю партию.

6. Товар заказывается без учета комплексности. Есть товар, продажи которого влияют на продажи другого – например, шампанское и конфеты, мука и дрожжи, зеленый горошек и майонез. В таком случае квалификация менеджера, который составляет заказ на закупку товаров, может иметь решающее значение

7. Социальные и экологические факторы. Погода, экология, эпидемии могут спровоцировать неожиданный высокий спрос на товар. Если лето выдалось очень жарким, то спрос на мороженое и прохладительные напитки может превысить предложение в несколько раз.

Как видим, дефицит может носить временный или постоянный характер. Но в любом случае его последствия вполне очевидны – компания недополучает прибыль. Однако не все так просто. Если дефицит носит постоянный затяжной характер, то последствия могут быть печальнее, чем кажется на первый взгляд:

- Недополучение прибыли по причине слишком низкой цены;

- Прямые убытки вследствие отсутствия продаж;

- Ухудшение имиджа магазина в глазах покупателей: «Здесь никогда не бывает нужных продуктов»;

- Потеря потенциальных и реальных клиентов;

- Пустота на полках магазинов, незаполненные прилавки;

- Рост продаж у конкурентов, у которых есть такой товар;

- Издержки из-за действий, направленных на устранение дефицита – перемещение товара на полках, срочный поиск товара-заменителя;

- Напрасно потраченные деньги на рекламную кампанию или дегустацию;

- Стресс у сотрудников и как следствие, их демотивация.

Вопрос

Наши рекомендации