Разбор конкретных ситуаций
проведении семинарских занятий. Примеры:
3 семестр 2 курс
Модуль 1. Семинар 1 «Понятие, система, задачи и принципы уголовного права РФ». Выбрать одну из теорий, основных школл в науке русского уголовного права конца XIX – начала XX в.
Модуль 2. Семинар 3,4 «Понятие преступления». Студенты делятся на три небольшие группы. Общее задание, на которое отводится 15 минут:
Как понимать формальное (юридическое) и социальное (материальное) понятия преступления?
Каждая группа представляет свой вариант ответа, который комментируется представителями двух других групп. С помощью направляемой преподавателем дискуссии формулируется правильный ответ.
4 семестр 2 курс
Модуль 3. Семинар 12 «Система и виды наказаний». Студенты делятся на две небольшие группы. Общее задание, на которое отводится 15 минут: обобщите официальные данные уголовной статистики по применению смертной казни и назовите положительные и отрицательные условия применения данного вида наказания.
Далее каждая группа представляет свой вариант ответа, который комментируется представителями двух других групп. С помощью направляемой преподавателем дискуссии формулируется правильный ответ
5 семестр 3 курс
Модуль 5. Семинар 19,20 «Научные основы квалификации преступлений».
Задание: Вопросы:
5.Особенности преступности в России в постсоветский период.
6.Состояние преступности в странах Западной Европы.
Цель: в процессе применения данного интерактивного метода провести сравнительный анализ уровня преступности в России и Странах Западной Европы, предложить меры предупреждения преступности внутри страны и на транснациональном уровне.
Студенты готовят Эссе с применением ежегодных статистических сборников. Применяют схемы, диаграммы с демонстрацией.
Выступления студентов проводятся в форме мини-конференции. После каждого выступления докладчику задаются вопросы от «коллег» и «журналистов».
Наблюдатели ограничивают ответчиков во времени по регламенту.
Подготовленные материалы возможно в дальнейшем применить студентами во время написания дипломных работ.
В процессе проведения данного метода студенты учатся собирать и анализировать статистический материал, тренируются выступать перед аудиторией, аргументировать свои ответы, бережно относиться ко времени, отстаивать свою точку зрения. Если работа готовится двумя студентами, то студенты учатся работать в коллективе, соавторстве.
6 семестр 3 курс
Модуль 8. Семинар 33 «Преступления против безопасности движения и эксплуатации транспорта».
После разбора темы для закрепления полученных и приобретенных знаний студентам предлагается решить задачу. На решение задачи отводится 10-15 минут.
Задача:
Гр. Петров управляя автомобилем «Волга», проезжая мимо автобусной остановки со скоростью 80 км/ч, совершил наезд на гр. Лукьянову, неожиданно выскочившую перед автобусом на проезжую часть. Гр. Лукьянова была доставлена в больницу с черепно-мозговой травмой и множественными переломами, где скончалась.
Аудитория делится на четыре группы по 5-6 студентов.
1-я группа определяет причины совершения преступления
2-я группа составляет характеристику личности преступника
3-я группа рассматривает ситуацию в виктимологическом аспекте
4-я группа разрабатывает меры предупреждения данного вида преступности.
После обсуждения и принятия решения представитель от каждой группы выдает решение, ответы оцениваются участниками других групп, т.е. самими студентами.