Государство и бюрократический рынок.
Термин «бюрократия» французского происхождения, означает буквально «господство канцелярии». Бюрократия – это та часть государственного аппарата, которая оторвана от его реальных функций по организации общественной жизни. Это руководящая каста внутри государственного аппарата, непосредственно нацеленная на поддержание своего господства, независимо от выполнения тех обязанностей, кото-
рые объективно выпадают на долю государства в любом обществе. Корни бюрократизма – это причины, вытекающие из сущностных характеристик господствующих социально-экономических и политических отношений, из социальной структуры общества. Втаблице представлены причины бюрократии (таблица 3.1.).
По мнению социолога Р.Мертона, трудности, возникающие в бюрократических структурах, связаны с преувеличением значимости стандартизированных правил, процедур и норм, обеспечивающих надлежащее выполнение сотрудниками своих задач, выполнение запросов других подразделений этой организации, а также взаимодействие с клиентами и общественностью. Если сотрудникам бюрократических организаций указывают на неадекватность их действий, они ссылаются на соответствующее правило или инструкцию, что легко может испортить взаимоотношения между клиентами или общественностью.
Такое же отсутствие гибкости может возникать и во взаимоотношениях сотрудников внутри организации. Строгое соблюдение установленных правил может порождать новые проблемы в ходе обмена информацией, взаимодействия и координации деятельности различных частей организации.
Негативным свойством бюрократических структур, по мнению Катца и Кана, является «отсутствие способности спонтанно и по-новому реагировать на окружающие условия, что существенно необходимо для эффективного функционирования организации». Чтобы оха-
Таблица 3.1.
Причины бюрократизма в руководящем аппарате.
Виды причин | Конкретизация причин |
Организационные | Подмена хозяйственных органов, осуществление процесса управления с помощью множества документов. Использование в практической деятельности форм и методов хозяйственного руководства. Заорганизованность и формализация процессов |
Социальные | Неразвитость демократических форм и методов в работе аппарата, гласности, систем оценки работников. Несамокритичность, догматизм, недостаточный уровень профессионализма у руководителей. Оторванность управленцев от трудовых коллективов, подмена живой работы с людьми разного рода совещаниями и заседаниями. |
Правовые | Отсутствие правовой основы, определяющей взаимоотношениями между хозяйственными органами, их руководителями. |
Информационные | Отсутствие современной технической основы для сбора, обработки, хранения, передачи и выдачи информации. |
рактеризовать сегодняшнее положение Казахстана и показать элементы бюрократизма, обратимся к закону Паркинсона. По его мнению, основными признаками бюрократического управления являются:
- высокая централизация;
- анонимность назначенных на должность функционеров;
- разная, порой даже противоположная политика отдельных ведомств (учреждений);
- применение жестких правил, которые часто находятся в противоречии со здравым смыслом;
- постоянное усложнение бюрократических методов и правил;
- недостаточный темп процессов управления.
За время перехода к рыночным отношениям бюрократическая система не исчезла, и элементы ее до сих пор присутствуют. В нашей стране, вступившей на путь глубоких реформ, формируется переходный тип гражданского общества, в котором переплетаются некоторые
свойства и черты авторитаризма и демократизма. Авторитаризм уже объективно неизбежная форма управления. Большая часть населения ориентирована в своих политических пристрастиях не на партии и их программы, о которых имеет смутное представление, а на конкретные лица. Народ предпочитает, чтобы за конкретные действия и результаты отвечали конкретные люди. Проблема сегодня не в том, будет или нет авторитаризм, а в том, куда он будет эволюционировать дальше: в сторону диктатуры или демократии. Демократический политический режим слагается из двух составляющих:
1. Демократических форм и методов политического властвования и руководства,
2. Степени участия народа в политике и его реальной возможности влиять на принятие политических решений.
Демократические политические режимы можно подразделить на «элитарно-демократический» и социальной демократии (рисунок 3.4.).
Бюрократию искоренить полностью невозможно. Представим принципиальные средства преодоления бюрократизма, а если быть точнее: модель его сведения к минимуму в реальных условиях.
Для преодоления бюрократизма необходимы следующие средства:
- изменение соотношения между централизацией и децентрализацией;
- переход к новым технологиям и использование новейших технических средств управления;
- рационализация систем управления;
- повышение уровня профессиональной подготовки управленческих кадров;
- перестройка хозяйственной и общественной сфер, форм, стиля и методов работы.
Бюрократизм как собственность аппарата на выполнение функций управления будет преодолен с помощью:
· разнообразных форм собственности в экономике;
· развития экономических отношений;
· создания правовой экономики;
· сокращения аппарата управления на различных уровнях.