Поведение конкурентной фирмы в долгосрочном периоде

Анализ поведения строится на ряде предположений.

1. Фирма является типичной средней, она получа­ет нулевую прибыль, и у нее нет стимула покинуть от­расль. Фирма находится в состоянии длительного равно­весия.

2. Отрасль состоит из таких фирм и тоже находится в состоянии равновесия.

3. С изменением рыночной конъюнктуры у фирм появляется стимул для входа (выхода) в отрасль, но это не влияет на цену ресурсов и, следовательно, на издер­жки. Это отрасль с постоянными издержками. В дей­ствительности в условиях ограниченности ресурсов во­влечение в производственный процесс их большего коли­чества вызовет рост цен на них.

Воздействие вступления в отрасль новых фирм с постоянными издержками на предложение, цену и при­быль показано на рис. 29.

           
   
фирма
 
отрасль
 
 
Рис. 29. Временные прибыли и восстановление равновесия фирмы и отрасли в долгосрочном периоде  

 
  Поведение конкурентной фирмы в долгосрочном периоде - student2.ru

Допустим, что спрос на продукцию отрасли увеличился с Д1 до Д2, это привело к росту цены с Р1 до Р2. Фирма начинает получать чистую прибыль, что стано­вится стимулом для вступления в отрасль новых конку­рентов. Кривая рыночного предложения сдвигается с S1 до S2 выпуск продукции в отрасли возрастает с началь­ного Q1 до уровня равновесия в долгосрочном плане Q2. Это вызывает понижение цен до первоначального уровня Р1, т.е. до цены, равной минимуму средних издержек. Чистая прибыль фирмы упала до 0, побудительные моти­вы для вступления в отрасль новых конкурентов исчезают. Равновесие фирмы и отрасли восстановлено.

Воздействие выхода фирм из отрасли на предложение, цену и прибыль рассмотрите самостоятельно.

Таким образом, конкуренция, которая проявляет­ся во вступлении и оттоке фирм из отрасли, уравнивает цену с минимумом средних издержек в долгосрочном периоде.

Достижение конкурентной фирмой полного равно­весия возможно при выполнении двух условий:

1) предельный доход должен равняться предель­ным издержкам;

2) цена должна равняться средним издержкам:

MR(P) = МС = min AC.

Равенство Р = МС означает, что ресурсы распреде­лены эффективно. Фирмы выпускают такой набор про­дукции, который наиболее предпочтителен, полезен для потребителей.

Равенство Р = min АС означает, что при производ­стве любого количества продукции фирма использует минимум ресурсов и назначает самую низкую цену с учетом своих издержек (при данном уровне техники и технологий).

Другими словами, фирмы в условиях совершенной конкуренции производят максимально возможное коли­чество продукции с наименьшими издержками. При этом рынок совершенной конкуренции автоматически реаги­рует на изменение потребительского спроса расширени­ем или свертыванием производства, поэтому данный тип рыночной структуры рассматривается экономической на­укой как эталон эффективности.

Тема 9. ПРОИЗВОДСТВО И ЦЕНООБРАЗОВАНИЕ В УСЛОВИЯХ НЕ СОВЕРШЕННОЙ КОНКУРЕНЦИИ

1. Производство и ценообразование в условиях чистой монополии.

2. Производство и ценообразование в условиях монополистической конкуренции.

3. Производство и ценообразование в условиях олигополии.

4. Ценовая дискриминация.

5. Антимонопольное законодательство и регулирование экономики.

Рынок несовершенной конкуренции представлен такими моделями как чистая монополия, олигополия и монополистическая конкуренция.

Их появление есть следствие благоприятного поло­жения фирмы на рынке, которое складывается под вли­янием барьеров, предотвращающих появление новых про­давцов.

Среди основных барьеров можно указать следующие:

Исключительные права, полученные от правитель­ства на определенный вид деятельности, например, транспортные услуги, услуги связи, коммунальные услу­ги. Многие государства сами имеют монополию в прода­же спиртных напитков, являются единственными легаль­ными представителями игорного бизнеса, организуют государственные лотереи.

Патенты и авторские права. Они обеспечивают монопольные позиции только на ограниченное число лет, поэтому создаваемая таким образом монополия яв­ляется временной.

Собственность на невоспроизводимые и редкие ре­сурсы, необходимые для производства продукта.

Экономия на масштабе производства, или эффект масштаба. Суть его состоит в том, что долгосрочные средние издержки минимальны, если отрасль представ­лена одной, а не несколькими конкурирующими фирма­ми. Иначе говоря, высокоэффективное производство с низкими издержками достигается только в крупных фир­мах. Она преобладает в области местного обеспече­ния электроэнергией, газом, услуг телефонной связи.

Вступлению в отрасль могут препятствовать и неле­гальные методы борьбы с новыми конкурентами.

Наши рекомендации