Маркетинг в системе управления
ФИРМОЙ
Маркетинг представляет собой организацию производства и сбыта продукции, ориентированную на рынок. Маркетинговая деятельность направлена на приспособление производства к потребностям людей, повышение конкурентоспособности продукции и максимизацию прибыли. Характер такой деятельности зависит от типа рынка, на котором фирма реализует свою продукцию. В связи с этим выделяют три этапа в развитии маркетинга.
На первом этапе он только зарождается и охватывает период времени с конца 40-х до середины 50-х гг. ХХ века. Для него характерно превышение спроса над предложением. Это было золотое время для руководителей предприятий. В основе их управленческой деятельности лежал принцип «и так возьмут». Главная задача фирмы состояла в насыщении рынка товарами.
Для второго этапа развития маркетинговой деятельности характерно относительное равновесие спроса и предложения. У потребителей уже появляется выбор, а предприниматели начинают осознавать необходимость изучения спроса с целью сбыта продукции. Кроме того, они начинают воздействовать на спрос с помощью рекламы.
Итак, на втором этапе уже появляются элементы системы маркетинга: изучение потребностей и платежеспособности потребителей и их поведения на рынке. В США этот этап, например, длился до конца 50-х гг. ХХ в.
Появление третьего этапа определяет рынок, насыщенный товарами и услугами. В связи с чем возникает необходимость в приспособлении производства к потребностям потребителей. Формула «производство — сбыт» уже не подходит. Её сменяет формула «изучение рынка и поведения покупателей — производство — сбыт».
Таким образом, маркетинговая деятельность начинается с изучения потребностей и заканчивается доведением продукции до потребителя. Производитель уже осознает, что именно покупатель-потребитель и есть «король» рынка. Почему? Да потому, что у него находится волшебная палочка, превращающая продукцию производителя в товар. Поэтому надо знать, как потребитель принимает решение о покупке.
Схема принятия решения о покупке товара включает пять этапов (рис. 7.7).
Рис. 7.7. Схема принятия решения о покупке
Все начинается, как видим, с осознания проблемы необходимости покупки какой-либо продукции. Предположим, что вы пришли к выводу, что вам нужен персональный компьютер (ПК) и, разумеется, деньги на это есть. Затем вы собираете необходимую информацию: советуетесь с друзьями, специалистами, смотрите рекламные объявления. В результате чего вы получаете более или менее достаточное представление о ПК. Далее, на основе полученной информации, вы сравниваете различные модели ПК. Здесь многое зависит от того, что именно привлекает вас в ПК, для чего он, собственно говоря, вам нужен: печатать статьи, «копаться» в интернете, играть и т.д. В результате вы делаете свой выбор, и настает момент покупки. Но и это еще не все. Фирма устанавливает вам ПК, вы начинаете им пользоваться, и оцениваете его работу. Ваша оценка может колебаться между двумя крайностями:
1. «Отличная вещь! Хорошо работает!»;
2. «Никуда не годится. Зря только выбросил деньги!».
Основными элементами системы маркетинга являются:
Ø исследование потребительских свойств производимой продукции и её соответствия требованиям покупателей;
Ø определение емкости рынка;
Ø изучение форм и методов сбыта продукции.
Фундаментом маркетинговой деятельности является концепция жизненного цикла продукта (ЖЦП). Проживает свою жизнь не только человек, но и продукт фирмы: «Ничто, — как говорят, — ни вечно под Луной». Жизнь продукта складывается, как правило, из пяти этапов (рис. 7.8).
На первом этапе фирма только разрабатывает продукт и, естественно, несет убытки, которые, как она надеется, будут компенсированы на последующих этапах жизненного цикла продукта. Однако и вероятность риска «поставить не на ту лошадь» тоже очень велика. Дело в том, что, как показывают исследования, из ста идей новой продукции превращаются в продукт и доходят до рынка одна-две. Не густо, конечно, но и к такому повороту событий надо быть готовым.
Мало произвести новый продукт, нужно ещё внедрить его на рынок. А это не так просто, поскольку приходится преодолевать сопротивление конкурентов. Объемы выпуска и продаж здесь невелики. Продукт еще широко не известен, а высокие цены делают его доступным лишь для ограниченного круга потребителей. Прибыль пока мала из-за небольших объёмов производства, много средств приходится тратить на рекламу.
Сбыт и прибыль, в ден. ед.
Сбыт
Прибыль
Время
Разработка Внедрение Рост Зрелость Спад
Убытки и инвестиции
Рис. 7.8. Жизненный цикл продукта фирмы
Задачами маркетинга на этом этапе является реклама, организация послепродажного обслуживания, снижения цен.
На этапе роста увеличиваются объём продаж и величина прибыли. Размеры прибыли начинают привлекать в отрасль конкурентов. Цены остаются либо на прежнем уровне, либо даже снижаются по мере увеличения предложения. Этот этап в жизненном цикле продукта является самым благоприятным. Фирма стремится продлить его как можно больше.
Маркетинговая деятельность фирмы на этом этапе состоит в повышении качества товара, придании ему новых потребительских качеств, выпуске новых моделей расширении сервиса, своевременного снижения цены с целью привлечения новых покупателей.
На этапе зрелости рынок насыщается товарами, замедляются темпы роста сбыта, обостряется конкуренция. Затем наступает момент, когда приходится увеличивать инвестиции на НИОКР, а это отрицательно сказывается на величине прибыли.
И вот, наконец, наступает спад, и фирме приходится отвечать на вопрос: быть или не быть какому-то продукту на рынке. Спрос на него падает, следовательно, снижается объем продаж и величина прибыли. Чаще всего на этом этапе продукция фирмы, как товар, «умирает». Достаточно вспомнить про патефоны, арифмометры и т.д. Уже пришла пора и для пишущих машинок. Фирме в таких случаях приходится вкладывать средства в другие проекты.