Функция предложения от цены

Кривая предложения

Закон предложения:Объем предложения увеличивается с увеличением цены.

Каким образом осуществляется взаимодействие?

Равновесное количество – количество товара, которое хотят купить равно количеству товара, которое хотят продать.

Равновесная цена (цена равновесия) соответствует уровню цены, достигаемому при равновесном количестве.

В микроэкономике применяются два метода анализа: равновесныйи оптимизационный.

Равновесные модели используются для анализа ситуации в отрасли, на конкретном рынке.

Под равновесием понимается такая ситуация, в которой, при неизменности внешних условий и параметров, ни у одного из участников хозяйственного процесса нет стимула менять свое экономическое поведение. Равновесные ситуации мимолетны.

Оптимизационные модели применяются для определения наиболее выгодных (оптимальных) позиций экономических субъектов в своей хозяйственной деятельности в условиях равновесного состояния рынка.

Механизм действия рынка

Рынок покупателя

Рынок продавца

Вопрос о существовании, единственности и устойчивости равновесия

Влияние на спрос и предложение других факторов

Обобщающая функция спроса

Неценовые факторы (детерминанты) спроса:

  • вкусы и предпочтения
  • число потребителей
  • доход потребителя
  • цены на товары-субституты и товары-комплементы.

Товары-субституты (взаимозаменяемы товары) – товары, удовлетворяющие одну потребность и способные при этом заменить один другого.

Товары-комплементы (взаимодополняемые товары) – товары, удовлетворяющие одну потребность совместно.

Правила:

1. Цена и спрос на товары-субституты меняются в одном направлении.

2. Цена и спрос на товары-комплементы меняются в разных направлениях.

  • ожидания (рациональные, адаптивные, экономические, политические, психологические)

Обобщающая функция предложения

Неценовые факторы (детерминанты) предложения:

· характер применяемых технологий

· число продавцов

· цены на ресурсы

· цены на другие товары

· налоги и дотации

Дотации –

· ожидания

Сдвиги кривых спроса и предложения

Эти простые случаи позволяют прогнозировать реальные экономические ситуации, то есть одновременное действие разнонаправленных факторов спроса и предложения.

Тема. 3 Эластичность спроса и предложения

Выявление зависимости между спросом, предложением и ценами предполагает количественную оценку степени этой зависимости.

Эластичность спроса или предложения – степень реакции соответственно спроса или предложения на изменение того или иного фактора.

Основные показатели – коэффициенты эластичности.

Эластичность спроса

Различают три вида характеристик эластичности спроса:

  • эластичность по цене
  • эластичность по доходу
  • перекрестная ценовая эластичность

Эластичность спроса по цене измеряется как отношение процентного изменения объема спроса на товар к процентному изменению его цены.

Коэффициент ценовой эластичности практически вычисляется на основе данных статистики спроса.

Различают следующие типы эластичности:

· E>1 – эластичный спрос

· E<1 – неэластичный спрос

· E=1 – спрос единичной эластичности

Разные товары имеют разную эластичность спроса по цене.

Факторы ценовой эластичности спроса:

· наличие заменителей данного товара

· удельный вес товара в расходах потребителя

· значимость товара для потребителя

· временные рамки, в пределах которых принимается решение о покупке.

Точечная и дуговая эластичность

Практическое применение знаний о ценовой эластичности спроса:

· для грамотной социально-экономической политики

· в предпринимательской практике при определении цен

Наши рекомендации