Характеристика основных типов рыночной структуры
Основные признаки рыночной структуры | Совершенная конкуренция | Несовершенная конкуренция | ||
чистая монополия | олигополия | монополистическая конкуренция | ||
Количество и размеры фирм | много мелких | одна, размер значения не имеет | несколько, среди которых есть крупные | много мелких |
Тип продукции | однородный | уникальный | однородный/ дифференцированный | дифференцированный |
Барьеры входа в отрасль и выхода | отсутствуют | непреодолимые | высокие, но преодолимые | невысокие, легко преодолимые |
Распределение информации | симметричное | ассиметричное | ассиметричное | ассиметричное |
Контроль над ценой | отсутствует | полный | отсутствует при однородном товаре; частичный при дифференцированном товаре; значительный при кооперативном поведении | частичный |
Типичные отрасли | сельское хозяйство | энергетика, коммунальное хозяйство, трубопроводный транспорт | автомобильная, электротехническая, сталелитейная | легкая промышленность, розничная торговля |
7.3 Рынок совершенной конкуренции и его эффективность
Совершенная конкуренция
Совершенная конкуренция — модель рынка, при которой фирмы не обладают рыночной властью и не конкурируют по цене.
Основные характеристики:
• большое количество покупателей и мелких фирм, таких, что ни одна фирма не способна повлиять на рыночную ситуацию;
• продукция однородная (идентичная), вследствие этого покупателю не важно, у кого он купит данный товар;
• фирмы могут свободно входить на рынок и покидать его - не существует препятствий к вступлению или выходу,
• все участники рыночного процесса идеально информированы, получение информации является бесплатным; информация о рынке распределена симметрично среди всех продавцов и покупателей;
• показатель рыночной власти для отдельной фирмы равен нулю: они не могут повлиять своими действиями на цену - они принимают цену как данную, это происходит вследствие того, что размер фирм является небольшим по сравнению с рынком, цены определяются рынком.
Ценополучатель(price taker)— ситуация, в которой фирма вынуждена продавать свою продукцию по не зависящей от нее рыночной цене.
Характерная особенность совершенной конкуренции заключается в том, что продавцы не могут увеличить свои доходы за счет повышения цены, и единственным доступным для них способом получения экономической прибыли является снижение издержек производства, поэтому совершенная конкуренция становится условием обеспечения максимальной эффективности функционирования экономики.
Совершенная конкуренция представляет собой скорее теоретическую модель, нежели тип реального соперничества фирм:
· сами условия совершенного конкурентного рынка на практике малоосуществимы, так как обычно фирмы на рынке не являются полностью независимыми друг от друга, а продукция фирм чаще всего дифференцирована. Фирмы используют разные технологии, а капиталоемкость современного производства такова, что сильно затрудняет межотраслевой перелив капитала;
· посылка о пассивном приспособлении фирм к рыночным условиям и ценам не соответствует реальному характеру их деятельности, связанному с активным воздействием на окружающую рыночную среду;
· неполная доступность информации, а именно ее асимметрия, служит движущим мотивом конкуренции.
Тем не менее, совершенная конкуренция играет важную роль в экономической теории и практике:
• позволяет определить наиболее общие свойства рыночного механизма;
• используется в качестве определенного эталона для оценки эффективности других рыночных структур;
• позволяет разработать направления антимонопольной политики в нормативном плане.
Можно назвать ряд рынков, которые по своим характеристикам максимально приближены к совершенной конкуренции. Например, мировые товарные рынки сырья и материалов, чая, кофе, шерсти, хлопка, пшеницы. Сельскохозяйственные рынки зачастую состоят из ряда небольших независимых фермеров, которые действительно принимают преобладающую на рынке цену как данную. Валютные рынки: продавцы и покупатели на валютных биржах покупают и продают валюту по цене, которая диктуется общими рыночными условиями. Фондовые рынки: выполняются условия существования большого количества продавцов ценных бумаг и почти идеальной информации.
Анализ поведения фирм в различных рыночных структурах обычно проводится в два этапа:
• на основе каких принципов фирма определяет объем производства и цену на свою продукцию;
• насколько эффективен тот или иной тип рынка для решения основных вопросов экономики.