Конкурентное преимущество как результат реализации предприятием ключевых факторов успеха
Достаточно распространенным является определение конкурентных преимуществ как тех характеристик, потребительских свойств товара или марки, которые создают для фирмы определенное преимущество над ее непосредственными конкурентами. Такое преимущество достигается путем предоставления потребителям больших благ: или за счет реализации более дешевой продукции, или благодаря предложению высококачественных продуктов с набором дополнительных услуг.
Наиболее приемлемым является такой подход к определению конкурентных преимуществ, согласно которого они являются концентрированным проявлением преимущества над конкурентами в разных сферах (видах) деятельности предприятия. Другими словами, конкурентные преимущества фирмы заключаются в опереженных конкурентов за счет реализации рыночных факторов успеха или ключевых компетенций.
Внутреннее конкурентное преимущество базируется на преимуществе фирмы относительно расходов производства, менеджмента фирмы или товара, который создает “ценность для производителя”, которая
позволяет достичь себестоимости более малой, чем у конкурента. Внутреннее конкурентное преимущество является следствием высшей производительности, которая обеспечивает фирме большую рентабельность и большую стойкость в условиях снижения цен продаж, которые навязываются рынком или конкуренцией.
Внешнее конкурентное преимущество базируется на выдающихся качествах товара, которые создают ценность для покупателя за счет или сокращение расходов, или повышение эффективности. Внешнее конкурентное преимущество увеличивает “рыночную силу” фирмы, поскольку она (фирма) может заставить рынок принимать цену продаж выше, чем у приоритетного конкурента, который не обеспечивает соответствующее выдающееся качество.
11.2. Проблема эффективного использования национальных ресурсов.
Экономическое процветание страны зависит от
многих условий, но одно из самых важных — эффективное использование
национальных ресурсов. Уровень и темп роста эффективности определяются прежде всего набором отраслей и сегментов, в которых львиная доля товаропроизводителей достаточно конкурентоспособна.
Можно сказать, что это первое и основное условие экономического процветания страны.
Поэтому неоценимое значение имеет понятие «конкурентный статус национальной экономики», т.е. реализуемые возможности страны — экономические, политические, организационные, управленческие, финансовые и др.
Конкурентный статус страны имеет свой рейтинг.
Мировой экономический форум оценивает национальную экономику стран по 10-балльной шкале, включающей 245 критериев, из которых 187 измеряются статистически, а 58 — экспертным путем.
Лидеры мировых рынков внимательно следят за конкурентами, подробно изучая их показатели и проводя постоянный мониторинг. Стабильные, долгосрочные, крупные экономические преимущества в конкуренции и международном бизнесе могут расцениваться как системное превосходство над конкурентами.
Процесс развития каждой страны уникален. Набор отраслей и траектория экономики проходят (или не проходят!?) через стадии роста, которые в совокупности своей определяются формированием «национального ромба», его особенностями.
Именно он отвечает на вопросы: каковы вкусы населения данной страны, его предпочтения? какова структура спроса в данной стране? каковы его характеристики, тенденции?
Для формирования национальных преимуществ и стартовых позиций страны в международной конкуренции важны отрасли, которые всецело
зависят от природных условий — лесное и сельское хозяйство, угольная, нефтяная, газовая промышленности и т.д.
Вокруг них, как было показано выше, формируются «кластеры» и экономика растет за счет появления новых направлений.
Страны, которые не имели природных ископаемых (Япония, Италия, Швейцария и др.), первоначально добивались экономического роста благодаря успеху в отраслях, производивших продукцию трудоемкого характера (легкая промышленность, товары для дома, жилищное строительство, и т.д.). Но затем подъем этих отраслей также шел методом создания вокруг них «кластеров», следовательно, наращивание в этих отраслях уровня их конкурентных способностей определялось наличием их родственных или сопутствующих отраслей, входящих в данный «кластер».
Формирование конкурентных преимуществ разных стран и их позиций на мировых рынках — процесс закономерный. Изучение этого процесса составляет важнейшую часть теоретических разработок американского ученого М. Портера. Сущность его учения в целом заключается в том, что в процессе формирования конкурентных преимуществ разных стран последние проходят определенные стадии, а именно: стадию факторов — стадию инвестиций — стадию инноваций — стадию богатства.
Понимание данной закономерности является ключевым моментом в разработке и реализации экономической политики любого государства.