Конкурентное преимущество как результат реализации предприятием ключевых факторов успеха

Достаточно распространенным является определение конкурентных преимуществ как тех характеристик, потребительских свойств товара или марки, которые создают для фирмы определенное преимущество над ее непосредственными конкурентами. Такое преимущество достигается путем предоставления потребителям больших благ: или за счет реализации более дешевой продукции, или благодаря предложению высококачественных продуктов с набором дополнительных услуг.

Наиболее приемлемым является такой подход к определению конкурентных преимуществ, согласно которого они являются концентрированным проявлением преимущества над конкурентами в разных сферах (видах) деятельности предприятия. Другими словами, конкурентные преимущества фирмы заключаются в опереженных конкурентов за счет реализации рыночных факторов успеха или ключевых компетенций.

Внутреннее конкурентное преимущество базируется на преимуществе фирмы относительно расходов производства, менеджмента фирмы или товара, который создает “ценность для производителя”, которая

позволяет достичь себестоимости более малой, чем у конкурента. Внутреннее конкурентное преимущество является следствием высшей производительности, которая обеспечивает фирме большую рентабельность и большую стойкость в условиях снижения цен продаж, которые навязываются рынком или конкуренцией.

Внешнее конкурентное преимущество базируется на выдающихся качествах товара, которые создают ценность для покупателя за счет или сокращение расходов, или повышение эффективности. Внешнее конкурентное преимущество увеличивает “рыночную силу” фирмы, поскольку она (фирма) может заставить рынок принимать цену продаж выше, чем у приоритетного конкурента, который не обеспечивает соответствующее выдающееся качество.

11.2. Проблема эффективного использования национальных ресурсов.

Экономическое процветание страны зависит от
многих условий, но одно из самых важных — эффективное использование

на­циональных ресурсов. Уровень и темп роста эффективности определяются прежде всего набором отраслей и сегментов, в которых львиная доля товаропроизводителей достаточно конкурентоспособна.

Можно сказать, что это первое и основ­ное условие экономического процветания страны.

Поэтому неоценимое значение имеет понятие «конкурентный ста­тус национальной экономики», т.е. реализуемые возмож­ности страны — экономические, политические, организаци­онные, управленческие, финансовые и др.

Конкурентный статус страны имеет свой рейтинг.

Миро­вой экономический форум оценивает национальную эконо­мику стран по 10-балльной шкале, включающей 245 крите­риев, из которых 187 измеряются статистически, а 58 — экс­пертным путем.

Лидеры мировых рынков внимательно сле­дят за конкурентами, подробно изучая их показатели и про­водя постоянный мониторинг. Стабильные, долгосрочные, крупные экономические преимущества в конкуренции и международном бизнесе могут расцениваться как системное превосходство над конкурентами.

Процесс развития каждой страны уникален. Набор от­раслей и траектория экономики проходят (или не прохо­дят!?) через стадии роста, которые в совокупности своей оп­ределяются формированием «национального ромба», его особенностями.

Именно он отвечает на вопросы: каковы вкусы населения данной страны, его предпочтения? какова структура спроса в данной стране? каковы его характерис­тики, тенденции?

Для формирования национальных преимуществ и стар­товых позиций страны в международной конкуренции важ­ны отрасли, которые всецело

зависят от природных усло­вий — лесное и сельское хозяйство, угольная, нефтяная, га­зовая промышленности и т.д.

Вокруг них, как было показа­но выше, формируются «кластеры» и экономика растет за счет появления новых направлений.

Страны, которые не имели природных ископаемых (Япо­ния, Италия, Швейцария и др.), первоначально добивались экономического роста благодаря успеху в отраслях, произво­дивших продукцию трудоемкого характера (легкая про­мышленность, товары для дома, жилищное строительство, и т.д.). Но затем подъем этих отраслей также шел методом создания вокруг них «кластеров», следовательно, наращива­ние в этих отраслях уровня их конкурентных способностей определялось наличием их родственных или сопутствующих отраслей, входящих в данный «кластер».

Формирование конкурентных преимуществ разных стран и их позиций на мировых рынках — процесс законо­мерный. Изучение этого процесса составляет важнейшую часть теоретических разработок американского ученого М. Портера. Сущность его учения в целом заключается в том, что в процессе формирования конкурентных преиму­ществ разных стран последние проходят определенные ста­дии, а именно: стадию факторов — стадию инвестиций — стадию инноваций — стадию богатства.

Понимание данной закономерности является ключевым моментом в разработке и реализации экономической политики любого государства.

Наши рекомендации