Lt;• *- С ft Ow**ro^tciainj


•Ь>%\



IH,IUi!».I.IJI.J.HCT.BI


^ щш ^^^^w «sfcfc ^^^^ Чм'*лса,і*йа« ^^ w*. —.3  
С(г«»^но кянунылций по nonparлы ілнчі<ніц 44?i/S їм
ЧИСЛ*ММ*>(П, ({Ut+Л.ІИ О0|> НИВІІІИНСЧ ІЛ «.ОДЄІКТВМЄМ в noiKfc* ПОАЧвДЛДОН I 1*>01Ы в U7W1 віз
її *доуст|>в»и<» при селдйсгвнн (пу*бі-і а *м«госім 9$<Н7 9І7
Вї<«мчи«** ч^л»у*.чрои*.чив н*смв4)>ш<«нн'т«ім«ис і;і.ї*ллн » воці.и.іе t4 if пчч 2П4Д «М
Ч КП*НН<К Г», ві)1( іппїММХ ПрИІНЛМ» »*»рЛб«ГМЫ№1 . «.ОСІОН? ил уч«їв МЧ клмецої UitHOCO BK*! надо IIS НИХ Л»ЛуЧЛМ>Г nOCO^Uft на *ОН*Ц 0Т*4«ТИ616 п«рнпд.) УіЗ 49 26S27 74 Є від
  1)11? 118,3
11} іктупн/»и к участю н «{ки«кте«и»1ЫА р^»оілк ШЬ> Viitl
toumtfMii іч |ии>г-1^д и*пчын п«ірв*ш«см> в р ібіиникл* її і к«м«Ц игн«іма(п п*|>н«да з???ї 1»Н
в том чікя* no |)dk>«4tiH профессиям 2«І0 lift 6

Рисунок- 2.7 - Место предлагаемой информационной системы на интернет-сайте территории

Как представлено на рисунке 2.7, техническая возможность размещения предлагаемой информационной системы существует. На вариантах интернет-сайтов а) и б) имеется раздел «Статистика», усовершенствование которого осуществляется добавлением подраздела «Информационная система», что позволит визуализировать данные реализуемых программ. На рисунке 2.7а) представлен вариант размещения данной системы. На рисунке 2.76) указанная информационная система может быть размещена в каскадном меню подраздела «Статистика», тем самым позволяя сохранить существующее наполнение главного окна раздела «Статистика».

Внешний вид предлагаемой информационной системы представляет собой динамические таблицы, в которых отображаются планируемые значения индикаторов, представленных в таблице 2.2, полученные значения по реализованным программам, а также текущие значения. В целях большей

информативности, по запросу пользователя возможна визуализация необходимых данных в графическом виде путем построения различных диаграмм: графиков, круговых диаграмм, гистограмм, линейчатых диаграмм и т.д.

При этом, предполагается, что усовершенствованный механизм регулирования развития рынка труда на основе индикативно-мониторингового подхода будет реализован посредством алгоритма, изображённого на рисунке 2.8. По нашему мнению, полная эффективность достижима при выполнении всех условий с этапа «Целеполагание» и по этап «Контроль выполнения программ», а также не менее важного фактора открытости получаемых в процессе реализации данных.

В целях наиболее качественной реализации программ и подпрограмм занятости молодёжного сегмента рынка труда на основе предлагаемого алгоритма определена авторская система индикаторов, представленная в таблице 2.2, способная наиболее полно оценить получаемые эффекты.

Приведённые значения индикаторов адаптированы для Ростовской области с учётом показателей по реализуемым программам, количества учащихся в образовательных учреждениях субъекта Российской Федерации, фактической возможности на современном этапе организации практик и стажировок для студентов старших курсов, количества вакансий, которые могут быть предложены обратившимся за помощью в трудоустройстве.

Оценку эффективности реализации мероприятий в рамках механизма регулирования рынка труда с помощью индикативно-мониторингового подхода территории предполагается осуществлять по приведенным целевым и прогнозным индикаторам. Достижение последних на конец планового периода является критерием для признания успешности реализованной программы.


Таблица 2.2 - Индикаторы реализации программ занятости выпускников системы профобразования на примере Ростовской области
Этап Индикатор Значение Оценка эффективности
Целеполагание 1. Уровень трудоустройства указанной категории граждан, ищущих работу; человек , 120% к предыдущем у периоду Определяет эффективность регулирования занятости выпускников системы профессионального образования;
2. Численность безработных выпускников на одну вакансию; Менее 2 Определяет напряженность на рынке труда молодых специалистов;
3. Количество находящихся на стажировке студентов-выпускников системы профобразования на предприятиях. человек100 (от 80% общего контингента учащихся) Оценивает уровень вовлеченности в трудовой процесс с последующим трудоустройством.

Составлено автором на основе данных Олегов Ю.Г., Сидорова В.Н. Экономика социально-трудовых
отношений в схемах и таблицах. М.: «Альфа-Пресс», 2008. - С.43, официального сайта Администрации
Ростовской области. [электронный ресурс] - Режим доступа:

http://www.donland.ru/coiitent/info.asp?Dartld=:4&infoId=19648&topicFo[derId=92&topicInfoId=0 (дата

обращения 12.09.2010г.), Российский статистический ежегодник. 2009. Стат.сб./Росстат. - М.: 2009. - С. 128-167.

99 Новости фракций Законодательного собрания Ростовской области, [электронный ресурс] - Режим доступа:
http://www.zsro ru/inde\.php4?mod=nw&news id=860&rubric=530 (дата обращения 10.10.2010г.).

100 Труд и занятость в России. 2009. Стат. сб./Росстат - М., 2009. - С. 349.

Продолжение таблицы 2.2.

Прогнозирование результатов реализации программы Количество выпускников системы профобразования нетрудоустроенных на момент окончания обучения, обратившихся в ЦЗН Менее 50% Оценивает уровень безработицы молодёжного сегмента рынка труда
Анализ процесса реализации Все указанные в предыдущих этапах Достижение приведенных значений индикаторов Соответствие заданным значениям с учетом сезонных колебаний, корректировка подпрограмм, публикация данных
Контроль выполнения программы Все индикаторы Достижение целевых значений

Каждый этап представленного алгоритма разработки, прогнозирования, мониторинга, анализа и контроля реализации программ занятости со встроенными индикаторами требует принятия управленческих решений в рамках поставленных задач.

Под алгоритмом, в настоящем исследовании, будем понимать последовательность определенных действий (шагов) для решения поставленной задачи в рамках механизма разработки и реализации программ регулирования рынка труда.

Субъекты рынка труда

Ж

Субъекты рынка образовательных услуг

Ж





ф
S  
ь го
о X п
ID (1)
CD о. ь
о о
с  

Целеполагание

Формулировка целей

Определение

целевых индикаторов

Разработка алгоритма реализации

Прогнозирование

Определение

условий

достижения

поставленных

целей

Определение значения

прогнозного индикатора

Построение

поэтапной схемы

реализации

программы

Анализ процесса реализации

I

Анализ каждого этапа реализации

Координация

исполнителей,

ресурсов

Устранение

выявленных

проблем

Определение соответствия выполнения программы исходным целям, индикаторам


Контроль выполнения программы
"
Завершение программы
w
Анализ результатов
"
Определение путей совершенствован ия прграммы

Л> •о

Ш

ч

S

Го

I tr

С

о

н

О

Г

Ц

Tr 5С

£lо

I

7^

із 0)

X

І

D-

I

L

Программно-целевой метод
управления

Индикативно-мониторинговый метод управления

Рисунок 2.8 - Алгоритм разработки, мониторинга, анализа и контроля реализации программ занятости101

В качестве процессов выступают этапы формирования и реализации программ регулирования рынка труда, в качестве метода - программно-

102 ~ 103

целевой подход дополненный индикативно-мониторинговым подходом . Универсальный программно-целевой подход, в данном случае, адаптируется к системе регулирования рынка труда посредством:

- определения индикаторов достижения целей программы;

- соответствия разработанной программы системе взаимодействия рынка труда и рынка образовательных услуг;

- учёта специфики молодёжного сегмента рынка труда;

- наличия системы мониторинга процесса реализации программы (в том числе и подпрограмм);

- наличия интерактивной информационной технологии, реализующей открытость доступа и транспарентность программы в целях эффективного контроля и регулирования.

На рисунке 2.8 представлен обобщенный алгоритм, детальное описание которого включает поэтапную последовательность управленческих воздействий.

Первый шаг алгоритма «Целеполагание» включает в себя формулировку целей - наиболее важную часть. От верной, корректной и полной постановки целей, отвечающих линии государственной политики на рынке труда, зависит выполнение всей программы в дальнейшем. Согласно им на последующих этапах предполагается определение задач, в полной мере отвечающих исходным целям. На данном шаге определяются значения индикативных показателей, представленных в таблице 2.2, такие как: уровень трудоустройства выпускников, ищущих работу; число безработных молодых специалистов на одну вакансию; количество студентов-

102 Чаленко А.Ю. О неопределённости термина «механизм» в экономических исследованиях.
Информационный портал «Капитал страны», [электронный ресурс] - Режим доступа: http://kapital-
rus.ru/articles/article/1098 (дата обращения 08.10.20 Юг.).

103 Мониторинг студентов и выпускников вуза как инструмент системы управления востребованностью
молодых специалистов на рынке труда/ М.А. Боровская, СВ. Гриненко, М.А. Масыч, А.А. Ракитин и др.
под. ред. проф. М.А. Боровской. -Таганрог. Изд-во ТТИ ЮФУ, 2008. С. 156-231.

выпускников проходящих стажировку на предприятиях. Необходимо отметить, что для каждого субъекта Федерации необходимо определить значения индикаторов в зависимости от состояния регионального рынка труда. Далее, целесообразна, разработка алгоритма реализации программы каждой задачи с учётом количественных характеристик индикаторов, а также тенденций развития экономики региона и градообразующих предприятий -по Ростовской области такими являются ООО "Комбайновый завод «Ростсельмаш»", ОАО «Алкоа Металлург Рус», ООО «Производственная компания Новочеркасский электровозостроительный завод», ООО «ТагАЗ»-филиал «Таганрогский» (ООО «Тагавтопром»), ОАО «Таганрогский Металлургический завод», ОАО «Новочеркасский завод синтетических продуктов» и ряд других. При этом разрабатываемый алгоритм должен соответствовать требованиям рациональности, оптимальности по временным и стоимостным показателям, логичности, информативности, доступности для возможности проведения мониторинга и анализа.

Второй этап предлагаемого алгоритма — «Прогнозирование результатов реализации программы» включает в себя определение условий достижения поставленных целевых индикаторов, ожидаемых результатов, в соответствие с которыми происходит выбор и адаптация моделей и инструментария прогнозирования, а также установка значения индикатора «Количество выпускников системы профессионального образования нетрудоустроенных на момент окончания обучения, обратившихся в ЦЗН» в целях определения на последующих этапах степени эффективности воздействия указанной программы на рынок труда.

Верное определение значения прогнозного индикатора необходимо для прогнозирования потребностей региональной экономики в специалистах с различным уровнем профессиональной подготовки, а также программных комплексов в виде информационно-аналитической системы, предназначенной для проигрывания сценарных ситуаций в сфере

взаимодействия рынка образования и рынка труда, результатов от

І

реализации программ воздействия на указанные рынки. От данного выбора зависит корректность построения поэтапной схемы реализации программы, так как неверные прогнозные значения приведут к невозможности достижения поставленных программой целевых индикаторов (таблица 2.2), а также заявленных целей.

Не менее значимым этапом является «Анализ процесса реализации программы». Анализ реализации задач, индикаторов на каждом этапе позволяет получить наиболее полное представление о степени влияния тех или иных инструментов механизма регулирования развития рынка труда, предусмотренных задачами, целевыми и прогнозными индикаторами, их эффективности или неэффективности в достижении целей - снижение напряжённости на молодёжном сегменте рынка труда, содействие занятости выпускников системы профобразования на основе применения мониторинговых инструментов. Следствием анализа реализации каждого этапа программы, направленной на регулирование рынка труда является определение текущих проблем, затрудняющих достижение установленных значений индикаторов (таблица 2.2) исполнения программы. При обнаружении несоответствия индикативных показателей и полученных количественных значений происходит координация действий исполнителей, пересматривается количественный и качественный состав ресурсов, необходимых для решения реализуемой задачи. Указанные меры направлены на устранение выявленных проблем. Далее, предполагается повторный анализ реализуемого этапа. При отсутствии текущих проблем, аналитическим методом, на основе индикаторов, проводится определение соответствия результатов, на каждом шаге исполнения программы регулирования молодёжного сегмента рынка труда, исходным целям.

Заключительным этапом реализации программ, направленных на

регулирование рынка труда выпускников системы профессионального

образования посредством индикативно-мониторингового подхода

(рисунок 2.8), представленного в алгоритме, как элемента

усовершенствованного механизма (рисунок 2.6), является «Контроль выполнения программы». На данном шаге происходит фактическое завершение программы в соответствии с принятым алгоритмом реализации, после чего проводится всесторонний анализ полученных в процессе промежуточных результатов индикативных значений, степень их достижения и влияния на объекты регулирования — рынок труда молодых специалистов, рынок образовательных услуг, а также определяются пути совершенствования программы на последующие периоды.

В целях усиления контроля над реализацией программ занятости, направленных на улучшение ситуации на рынке труда выпускников системы профессионального образования, автором, предлагается этапы «Анализ реализации программы» иN «Контроль выполнения программы» сделать открытыми и общедоступными. Для этого предполагается создание интерактивной информационной системы, в которой динамически отображался процесс реализации программ по предложенным индикаторам с определённой периодичностью. Размещение данной информационной системы представлено на рисунке 2.7.

В рамках реализации предложенного алгоритма целесообразно проводить мониторинговые исследования и определение соответствия предложений рынка образования запросам и требованиям современного регионального рынка труда. Для разработки адекватных программ, наиболее эффективно реализуемых по приведённому алгоритму необходимо также определить количественный и качественный разрыв между спросом рынка труда региона и предложением рынка образования, представить статистические характеристики указанного разрыва. В ходе исследования возможно применение таких методов, как:

- статистический (опросы, анкетирование, математико-статистический анализ эмпирических данных);

- аналитический (контент-анализ, мониторинг);

- графический.

Результат реализации, предложенного усовершенствованного механизма регулирования рынка труда выпускников системы профессионального образования на основе индикативно-мониторингового подхода, содержащего представленный на рисунке 2.8. алгоритм, заключающийся в выявлении статистических характеристик количественного и качественного разрыва между предложением рынка образования и запросами рынка труда региона, в разработке и поэтапной реализации предложений по изменению и содержанию образовательных услуг, наиболее востребованных рынком труда субъекта федерации, при этом предполагается постоянный контроль и анализ результатов функционирования программ с публикацией сведений через интерактивную информационную систему, предложенную выше.

Отличительными особенностями реализации программ занятости выпускников системы профессионального образования посредством предложенного алгоритма от существующих являются:

1. Разработка программ занятости выпускников системы профобразования с учётом индикаторов по основным направлениям деятельности, выделение данного сегмента рынка труда из общей массы;

2. Проведение исследований рынка образования с целью составления среднесрочных прогнозов по предложению на рынке труда в ближайшие периоды, содержащих индикативный показатель «количество выпускников системы профессионального образования нетрудоустроенных на момент окончания обучения» и, при необходимости, разработка соответствующих программ трудоустройства выпускников;

3. Непрерывный контроль и анализ каждого этапа и механизма реализации программ не только в части расходования финансовых средств, но и конкретных качественных и количественных целевых показателей с отображением результатов в динамике открытым доступом в интерактивной информационной системе;

4. Делегирование полномочий по оперативному внесению корректировок в реализуемые программы исполнителям в случае отклонения текущих показателей от индикативных целевых и прогнозных значений;

5. Прозрачность и доступность системы анализа и контроля заинтересованным сторонам.

Реализация программ занятости выпускников системы профобразования, посредством создания и внедрения системы анализа и контроля позволит, в режиме реального времени, отслеживать ситуацию на рынке труда и рынке образования территории, учитывать количественный и качественный состав выпускников, а также студентов старших курсов. При этом, достигается цель максимальной минимизации рисков принятия некачественных, неэффективных тактических решений, а также упрощается процесс постановки задач и контроль над их выполнением в рамках реализации программ занятости.

Резюмируя изложенное выше, можно заключить, что основным механизмом регулирования рынка труда в целом, рынка выпускников системы профобразования, в настоящее время, в России положен механизм, в основе которого положен программно-целевой метод. Для более эффективной реализации данного подхода целесообразно применение системы индикаторов, отражающих процесс и результат проводимых мероприятий на рынке труда. Позиция автора в данном вопросе состоит в том, что необходимо усиление контроля на всех этапах выполнения программ, что также способствует увеличению результативности качественных и количественных индикативных показателей, оперативности отслеживания отклонений от заданных значений, по этой причине необходимо в рамках указанного метода применение индикативно-мониторингового подхода.

В целях улучшения ситуации на рынке труда молодых специалистов,

достижение установленных программами занятости индикаторов

необходимо усиление взаимодействия ЦЗН, работодателей, как регуляторов

рынка труда, с системой профессионального образования с целью содействия формированию профессионального сообщества.

Рассмотренные инструменты регулирования российского рынка труда, молодёжного сегмента в том числе, показали недостаточную эффективность использования индикативно-мониторингового подхода, направленного на снижение напряжённости и содействие занятости на региональных рынках труда с учётом их особенностей для реализации соответствующих мероприятий в полном объёме. При этом, в ходе исследования, выявлен низкий уровень информативности - необоснованны существующие целевые программные индикаторы, отсутствует возможность определения их доли в общей численности данной категории экономически активного населения субъекта Федерации, что влияет на эффективность разрабатываемых и реализуемых, в настоящее время, мероприятий государственного регулирования рынка труда.

Предлагаемый авторский усовершенствованный механизм

регулирования рынка труда молодых специалистов, в основу которого

положен индикативно-мониторинговый подход, предполагающий его

реализацию посредством алгоритма, представленного на рисунке 2.8 со

встроенными индикаторами адаптирован в соответствие со спецификой

данного сегмента экономики. В ходе исследования, выявлен ряд

преимуществ предлагаемого механизма регулирования перед используемыми

в настоящее время, который заключается в использовании системы

индикаторов для определения эффективности разрабатываемых и

реализуемых программ; динамичности и открытости получаемых данных,

собранных в транспарентную интерактивную информационную систему на

базе интернет-сайтов подразделений ЦЗН; возможности оперативного

внесения корректировок в реализуемые программы с целью реагирования на

изменения в экономике и согласования интересов субъектов

профессиональных сообществ и регулирования народно-хозяйственных

пропорций.

3. Регулирование рынка труда выпускников на муниципальном уровне: прикладной аспект

Наши рекомендации