Тема 10. Расходы организации

1. Понятие и виды расходов, затрат, издержек и себестоимости продукции

Расходы –это уменьшение экономических выгод в результате выбытия активов и /или возникновения обязательств, приводящее к уменьшению капитала этой организации, за исключением уменьшения уставных вкладов по решению участников (собственников имущества).

Расходы подразделяются на: 1) себестоимость проданных товаров (продукции, работ, услуг); 2) коммерческие; 3) управленческие; 4) прочие (в том числе операционные, внереализационные, чрезвычайные).

Затраты –это выраженная в денежном измерении стоимость каких-либо ресурсов, использованных на обеспечение процесса расширенного воспроизводства.

Виды затрат: А. По экономическому содержанию: материальные затраты; затраты на оплату труда; отчисления на социальные нужды; амортизация; прочие затраты. Б. По признаку связи с выпуском продукции: производственные затраты; непроизводственные затраты. В. По характеру производственной деятельности: основные затраты; вспомогательные затраты. Г. По способу отнесения на себестоимость продукции: прямые затраты; косвенные затраты. Д. По воспроизводственному признаку: затраты на производство и реализацию продукции; затраты на расширение и обновление производства; затраты на социально-культурные, жилищно-бытовые и иные непроизводственные нужды предприятия.

Себестоимость продукции – это выраженные в денежном измерении расходы предприятия (за определенный период времени) на изготовление продукции, находящейся на различных стадиях готовности: в незавершенном производстве, на складе готовой продукции, отгруженной в данном периоде покупателю.

Виды себестоимости: 1) цеховая себестоимость; 2) производственная себестоимость; 3) полная себестоимость; 4) плановая себестоимость; 5) фактическая себестоимость; 6) провизорная (ожидаемая) себестоимость; 7) расчетная себестоимость; 8) индивидуальная; 9) среднеотраслевая.

Издержки – это в узком смысле синоним затрат, в широком смысле – это стоимостная оценка затрат + негативные последствия, стоимостная оценка которых может отсутствовать или быть исключительно субъективной.

Виды издержек: 1) постоянные; 2) переменные; 3) валовые; 4) средние; 5) предельные.

2. Состав и классификация затрат по экономическим элементам и статьям калькуляции

Элементы затрат: 1) материальные затраты (за вычетом стоимости возвратных отходов); 2) затраты на оплату труда; 3) отчисления на социальные нужды; 4) амортизация основных средств; 5) прочие затраты.

Группировка затрат по экономическим элементам отражается в смете затрат на производство и реализацию продукции (работ, услуг). Сметный разрез затрат позволяет определять общий объем потребляемых предприятием различных видов ресурсов. На основе сметы осуществляется увязка разделов производственно-финансового плана предприятия, и обосновываются все виды бизнес-планов. Однако на основе сметного разреза нельзя определить: конкретное направление и место использования затрат, следовательно, нельзя проанализировать экономическую эффективность затрат; себестоимость единицы продукции в разрезе всего ассортимента.

Эти задачи решает классификация затрат по статьям калькуляции: 1) сырье, основные материалы, полуфабрикаты, комплектующие изделия (минус возвратные отходы); 2) вспомогательные материалы; 3) топливо на технологические цели; 4) энергия на технологические цели; 5) основная заработная плата производственных рабочих; 6) дополнительная заработная плата производственных рабочих; 7) отчисления на социальные нужды по заработной плате производственных рабочих; 8) расходы на содержание и эксплуатацию оборудования; 9) расходы на подготовку и освоение нового производства; 10) общепроизводственные расходы; 11) общехозяйственные расходы; 12) потери от брака; 13) прочие производственные расходы;14) внепроизводственные расходы.

Классификация затрат по статьям калькуляции позволяет определить себестоимость единицы продукции, распределить затраты по ассортиментным группам, установить объем расходов по каждому виду работ, производственным подразделениям, аппарату управления, выявить резервы снижения затрат.

3. Методы планирования себестоимости продукции. Основные направления снижения себестоимости продукции на предприятии

Выделяют следующие методы планирования себестоимости продукции: 1) метод норм (прямого счета); 2) метод расчетов по технико-экономическим факторам; 3) параметрический метод.

Метод норм является основным. Себестоимость определяется на основе установленных норм прямых затрат и разработки плановых комплексных статей. Метод расчетов по технико-экономическим факторам используется при предварительных расчетах, на ранних стадиях разработки бизнес-планов. Определяется влияние отдельных факторов в плановом периоде на установленный базовый показатель. Параметрический метод используется при разработке перспективных бизнес-планов. Устанавливается взаимосвязь между динамикой себестоимости изделий и изменениями их базовых качественных характеристик (надежности, долговечности, мощности, веса, скорости и пр.).

К наиболее важным направлениям снижения себестоимости относят: 1) снижение материальных затрат; 2) рост производительности труда; 3) повышение технического уровня производства; 4) улучшение организации производства и труда; 5) изменение объема и структуры номенклатуры выпускаемой продукции; 6) повышение доли кооперативных поставок.

Наши рекомендации