II.Бестарифная система оплаты труда
При использовании бестарифной системы оплаты труда заработок работника зависит от конечных результатов работы предприятия в целом, его структурного подразделения, в котором он работает, и от объема средств, направляемых работодателем на оплату труда.
Такая система характеризуется следующими признаками:
1)тесной связью уровня оплаты труда с фондом заработной платы, определяемым по конкретным результатам работы коллектива; установлением каждому работнику постоянного коэффициента
2) квалификационного уровня и коэффициента трудового участия в текущих результатах деятельности.
Таким образом, индивидуальная заработная плата каждого работника представляет собой его долю в заработанном всем коллективом фонде заработной платы:
З/п бестар. = ФОТ * Доля работника, руб.
Смешанная система оплаты труда
Смешанная система оплаты труда имеет признаки одновременно и тарифной, и бестарифной систем.
Система плавающих окладов строится на том, что при условии выполнения задания по выпуску продукции в зависимости от результатов труда работников происходит периодическая корректировка тарифной ставки (оклада).
· Комиссионная форма оплаты труда применяется для работников отдела сбыта, внешнеэкономической служб предприятия, рекламных агентств и т.п:
З/п комис. = Прр х % комиссионный, руб., где:
Прр — прибыль от реализации продукции (товаров, услуг) данным работником.
· Дилерский механизм заключается в том, что работник за свой счет закупает часть продукции предприятия, которую затем сам же и реализует. Разница между фактической ценой реализации и ценой, по которой работник рассчитывается с предприятием, представляет собой его заработную плату:
З/п дилерск. = Прр — Цена, руб.
Важным элементом в организации оплаты труда работников является выплата надбавок и доплат:
· за работу по графику с разделением смены на части в размере не менее 30% тарифной ставки за отработанное в смене время !!!
· За сверхурочные работы не менее чем в двойном размере
· За работу в вечернее время 20% тарифной ставки, в ночное время 40% тарифной ставки
· За работу в выходной день или в праздник не менее чем в двойном размере
· За работу с тяжелыми и вредными условиями труда в размере не менее 12% тарифной ставки и на работах с особо тяжелыми условиями труда не менее 24% тарифной ставки.
Премии водителям могут выплачиваться:
· За руководство бригадой
· За работу без кондуктора
· За совмещение профессий ремонтных рабочих
· За снижение расходов на содержание подвижного состава
· За выслугу лет
3. Формы и системы з/п на АТО.
Существуют следующие формы оплаты труда:
· Повременная
· Сдельная
· Повременно – премиальная
· Сдельно – премиальная
· Окладная
· Комиссионная (выплачивается % от доходов, от продажи продукции)
· Аккордная
· Условно – сдельная и др.
Существуют следующие системы заработной платы:
Индивидуальные и коллективные
· Тарифная система – она включает в себя:
1. тарифно – квалификационный справочник
2. тарифная сетка (с 1 по 6 разряд, или с 1 по 3 класс водителя)
3. тарифные коэффициенты
4. районные надбавки
Виды заработной платы:
· основная, в неё входит тарифная заработная плата ( сдельная, повременная), все виды доплат, премии
· дополнительная заработная плата – это выплаты работникам за неотработанное время согласно ТК РФ ( оплата очередных отпусков, ГОС обязанностей) приблизительно 8-12 %
*больничные листы выплачиваются за счет страховых взносов в ФСС.
4. Оплата труда водителей.
1. Повременная тарифная з/п
ЗП повр.= Счас* (АЧэ + Тп-з), руб
Счас – часовая тарифная ставка водителя третьего класса (определяет сама организация)
Размер часовой тарифной ставки водителя 3 класса должен быть дифференцирован в зависимости от:
а)грузовые автомобили
- 1 группа (бортовые автомобили)
- 2 группа (специализированные - самосвалы, сед.тягачи и др.)
- 3 группа (спец.транс по перевозке опасных и вредных грузов)
Самая высокооплачиваемая 3 группа, а внутри каждой группы - от грузоподъемности п/с
б) автобусы
ставка зависит от габаритной длины автобуса (от вместимости)
в)легковые автомобили
Ставка зависит от рабочего объема двигателя.
* При работе п/с в городе размер ставки увеличивается на 10%.
2.Сдельная тарифная з/п
ЗПсд = (С1т * Q + C1т/км * P) * Кgс
С1т, C1т/км – сдельные расценки за 1т и 1т/км работы, руб. (устанавливает организация).
Кgс – коэффициент, учитывающий доплату за класс перевозимого груза
Для груза 1 класса К=1
2 класса К=1.25
3 класса К=1.66
4 класса К=2
3. Сдельная з/п от доходов (комиссионная)
ЗПсд = ЗПд *Д
ЗПд – норматив з/п на 1 руб доходов, определяет организация по каждой марке автомобиля
или
ЗПсд = %*Д
Нормированное сменное задание