Раздел III. Перспективы развития дорожной сети и основные направления технического прогресса автомобильных дорог

Государственная программа развития инфраструктуры транспортной системы Республики Казахстан до 2020 года разработана для реализации Послания Президента РКН.А. Назарбаева народу Казахстана «Стратегия «Казахстан – 2050»: новый политический курс состоявшегося государства».

Развитие транспортной инфраструктуры является одним из важнейших факторов экономического роста страны.

Основными задачами Программы являются современной ТЛС, обеспечивающей эффективную транспортную связность внутри республики, увеличение грузоперевозок и координацию работы всех видов транспорта, а также интеграция транспортной инфраструктуры республики в международную транспортную систему.

Автодорожный комплекс играет важную роль в жизнедеятельности всей республики. Огромное значение имеют автомагистрали, по которым перевозится основной объем грузов и пассажиров.

На современном этапе развития транспортный комплекс республики находится в неудовлетворительном состоянии. Значительный объем грузоперевозок сдерживается недостаточной пропускной способностью. Дорожное покрытие, не отвечающее мировым стандартам, приводит к снижению эксплуатационных скоростей, повышению транспортных расходов, росту аварийности.

Не достаточен уровень выделяемых средств на научные разработки в исследуемой области (0,1% против 2,5% в развитых странах).

Для исправления ситуации в первую очередь необходимо решение следующих проблем:

-формирование и развитие транспортной инфраструктуры;

-развитие рынка автотранспортных услуг;

-использование транзитного потенциала;

-инновационное развитие.

………….

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Транспортная инфраструктура республики содержит сеть автомобильных и железных дорог, речные судоходные пути, многочисленные объекты транспортной инфраструктуры.

Доля транспорта в ВВП республики в 2014 году составила 8%. Возможности увеличения ВНП за счет экспорта транспортных услуг реализуются не в полном объеме в связи с тем, что положение отечественных перевозчиков на мировом рынке транспортных услуг не отвечает их реальным возможностям, не в полную мощь используется транзитный потенциал республики.

В рейтинге Всемирного Банка «Индекс эффективности логистики

(LPI)» Казахстан по итогам 2014 года занял 88 место. Глобальный рейтинг LPI выставляется на основе оценки эффективности логистики стран, включающий оценку по таким критериям, как эффективность таможни, качество инфраструктуры, простота организации международных перевозок, компетенции в логистике, возможность отслеживать грузы, соблюдение сроков доставки и т.д. К 2020 году Казахстан планирует подняться в рейтинге до 40 места.

Успешная интеграция экономики Казахстана в мировую систему в условиях глобализации невозможна без развития транспортной системы внутри страны. Поэтому развитие транспортной отрасли, в целом, должно быть направлено на повышение уровня развития инфраструктуры транспортной системы.

Сейчас в Казахстане ведется активная работа по формированию эффективной транспортно - логистической системы в рамках Государственной программы «Нурлы жол». Результатом будет увеличение объема грузооборота в 1,6 раз и почти в 2 раза объемов перевозки транзитных грузов. Программой предусмотрена реализация 15-ти инфраструктурных проектов транспортной отрасли, в т.ч. 11 проектов в автодорожной сфере.

Всего в развитие и модернизацию активов транспортной инфраструктуры планируется инвестировать порядка 45 млрд.долларовСША в срок до 2020 года, из них 83% - железнодорожная и автодорожная инфраструктура.

По территории Казахстана проходят и формируются четыре международных транспортных коридора, дальнейшее развитие которых имеет стратегическое значение: это Северный, Южный коридоры, Восточная Европа – Центральная Азия и направление Север-Юг.

В соответствии со стратегическими целями Казахстана, к 2020 году планируется построить и реконструировать около 16 тыс. км автомобильных дорог республиканского значения, особое внимание будет уделено также развитию автодорог местного значения.

Новизной является применение механизмов государственно –частного партнерства с введением платности проезда по автомобильным дорогам.

Новые автомагистрали должны отвечать всем мировым стандартам качества.

Платные автомобильные дороги обладают рядом преимуществ: они короче, чем автомобильные дороги общего пользования; на платных автодорогах гарантируется безопасный режим следования.

В сегодняшних условиях кризисных явлений в экономике, но при этом существующей стратегической необходимостью модернизации транспортной инфраструктуры в РК, одним из способов решения проблемы видится именно в дальнейшем развитии ГЧП, в частности в строительстве новых и реконструкции существующих автомагистралей республиканского значения. Перевод дорог на платную основу решит основные проблемы их текущего обслуживания, ремонта и эксплуатации.

В целях повышения эффективности концессионных проектов можно выделить следующее:

1) совершенствование нормативно-правовой базы;

2) внедрение новых видов контрактов;

3) упрощение процедур подготовки и реализации концессионных проектов.

БИБЛИОГРАФИЯ

А) Книги:

-Андрианов A.M. Желание есть. А возможности? / Андрианов A.M.// Автомобильные дороги. - 2001. - № 1.- с.12.

-Кондратьев В. С. Анализ аварийности на дорогах // Автомобильный транспорт. - 2009, №6. - 6-8 с.

-Абрамов А.И. Место транспорта в системе общественного производства /А.И. Абрамов. -М.г Высшая школа, 1982. -79 с.

-Воронцова С. М. Стратегия финансирования Автомобильные дороги. - 2005.- №6.- с.28-31.

-Owen, Wilfred. 1987. Transportation and World Development. The Johns Hopkins University Press, Baltimore.

-Дитрих Е. И. Уроки итальянского / Дитрих Е. И..// Автомобильные дороги. - 2005. - №6.- с.20.

-Transport Research Laboratory. 1988/ Guide to Road Project Appraisal. Overseas Road Note, Crowthorne, Bershire, U.K.

-Estache А. The Long and Winding Path to Private Financing and Regulation of Toll Road // Washington D.C.: The World Bank. P. 54.

-С. Аблалиев, Д. Аспанбетов. Оценка возможности государственного бюджета осуществлять расходы на строительство и ремонт автомобильных дорог. Экономика и статистика №3. 2013г. Астана. C. 140.

-Технико-экономическое обоснование проекта строительства «Большой Алматинской кольцевой автомобильной дороги» (БАКАД) // Алматы. 2006.

Айжанов К.К., Мустафина Л.Е. Проблемы развития государственно- частного партнерства в Казахстане // журнал «Транзитная экономика» (РК),2010, № 3, с.30-33

Б) Статьи:

-Новые тарифы на оплату дорог в Германии, журнал NewsE100, сентябрь 2015г, www.e100.eu

-Платные дороги в Норвегии, журнал NewsE100, сентябрь 2015г, www.e100.eu

-По материалам журнала NewsE100, сентябрь 2015г, www.e100.eu

-По материалам Newroads.kz Апрель 17, 2014

-Союз транспортников Казахстана, Информационно-аналитический дайджест № 12, апрель 2014

-По материалам http://24.kz/ru/news/social/item/93380-v-astane-obsudili-perspektivy-razvitiya-platnykh-dorog

-Доклад «Заработная плата в мире в 2012-2013 гг»: Заработная плата и справедливый рост / ГТПДТ и Бюро МОT для стран Восточной Европы и Центральной Азии. – Москва: МОТ, 2013. 112 p.

-Синчук Ю. Отечественная автодорожная отрасль должна стать самоокупаемой – так считает Министерство транспорта и коммуникаций // Вечерние новости, 28 апреля 2008 г.

-Бондарь Н.Н. Опыт государственно-частного партнерства в транспортной отрасли: достижения и неудачи, 02.10.2010, компания «Бизнес-консультант» http://trn.work.ua/articles/2135/ 4с.

-Концессионные платные дороги: экономический эффект неоспорим // Журнал «Магистраль». – 2008. – No 5. – С. 17–21.

-Гасилов В.В. Методика прогнозирования спроса на проезд по платной автодороге // Журнал «Финансы, экономика, стратегия». – 2010. – No 6. – Июнь. – С. 10–14.

-Независимая газета, №10, октябрь 2015

-Турсымбекова З. Ж. Проблемы и перспективы развития транспортной системы в РК, Вестник национальной академии наук РК, 05.06.14г

В) Нормативные правовые акты:

-Гражданский кодекс РК от 01.07.1999 года № 409-I (Особенная часть) (с изменениями и дополнениями по состоянию на 09.04.2016 г.)//Информационно-правовая система нормативных правовых актов Республики Казахстан «Әділет»<http://adilet.zan.kz/rus/docs/K940001000_> (дата обращения: 10.01.2016г.)

-Бюджетный кодекс РК от 04.12. 2008 года № 95-IV (с изменениями и дополнениями по состоянию на 09.04.2016 г.)//Информационно-правовая система нормативных правовых актов Республики Казахстан «Әділет»<http://adilet.zan.kz/rus/docs/K080000095_>(дата обращения: 15.01.2016г.)

-Закон «О транспорте в РК» от 21.09.1994 года № 156-XIII (с изменениями и дополнениями по состоянию на 09.02.2016 г).//Информационно-правовая система нормативных правовых актов Республики Казахстан «Әділет»<>(дата обращения: 20.01.2016г.)

-Закон «Об автомобильном транспорте РК» от 04.07.2003 года № 476-II (с изменениями и дополнениями по состоянию на 21.01.2016 г.)//Информационно-правовая система нормативных правовых актов Республики Казахстан «Әділет»<http://adilet.zan.kz/rus/docs/Z030000476_>(дата обращения: 21.01.2016г.)

-Закон РК от 07.07.2006 года № 167-III «О концессиях» (с изменениями и дополнениями по состоянию на 24.04.2016 г.) // Информационно-правовая система нормативных правовых актов Республики Казахстан «Әділет» <http://adilet.zan.kz/rus/docs/Z060000167_>(дата обращения: 24.01.2016г.)

-Закон «О дорожном движении РК» от 17.04.2014 года № 194-V (с изменениями и дополнениями по состоянию на 29.03.2016 г.)//Информационно-правовая система нормативных правовых актов Республики Казахстан «Әділет»<http://adilet.zan.kz/rus/docs/Z1400000194>(дата обращения: 25.01.2016г.)

-Закон РК «Об автомобильных дорогах» от 17.07.2001 года № 245-II (с изменениями и дополнениями по состоянию на 24.11.2015 г.)//Информационно-правовая система нормативных правовых актов Республики Казахстан «Әділет»<http://adilet.zan.kz/rus/docs/Z010000245_>(дата обращения: 27.01.2016г.)

- Закон РК ««О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты РК по вопросам развития дорожно-транспортной инфраструктуры, транспортной логистики и авиаперевозок» от 27.10.2015 года №363-V // Информационно-правовая система нормативных правовых актов Республики Казахстан «Әділет» <http://adilet.zan.kz/rus/docs/Z1500000363>(дата обращения: 30.01.2016г.)

-Указ Президента РК от 06.04.2015 года № 1030 «Об утверждении Государственной программы инфраструктурного развития «Нурлы жол» на 2015 - 2019 годы // Информационно-правовая система нормативных правовых актов Республики Казахстан «Әділет»<http://adilet.zan.kz/rus/docs/U1500001030>(дата обращения: 04.02.2016г.)

-Государственная программа развития и интеграции инфраструктуры транспортной системыРК до 2020 года, утверждена Указом Президента РК от 13.01. 2014 года № 725 // Информационно-правовая система нормативных правовых актов Республики Казахстан «Әділет» <http://adilet.zan.kz/rus/docs/U1400000725>(дата обращения: 04.02.2016г.)

-Приказ Министра по инвестициям и развитию РК от 28.04.2015 года № 516 «Об утверждении Правил и условий эксплуатации платных автомобильных дорог и мостовых переходов общего пользования международного и республиканского значения» // Информационно-правовая система нормативных правовых актов Республики Казахстан «Әділет» <http://adilet.zan.kz/rus/docs/V1500012148>(дата обращения: 07.02.2016г.)

-Приказ и.о. Министра по инвестициям и развитию РК от 26.03.2015 года № 318 «Об утверждении Правил взимания платы за проезд по платной автомобильной дороге общего пользования республиканского значения (участку)» (с изменениями и дополнениями от 04.12.2015 г.) // Информационно-правовая система нормативных правовых актов Республики Казахстан «Әділет» <http://adilet.zan.kz/rus/docs/V1500011128>(дата обращения: 10.02.2016г.)

-Приказ от 24.01.2014 года № 56 «Об утверждении классификации видов работ, выполняемых при содержании, текущем, среднем и капитальном ремонтах автомобильных дорог общего пользования» // Информационно-правовая система нормативных правовых актов Республики Казахстан «Әділет» <http://adilet.zan.kz/rus/docs/V1400009176>(дата обращения: 10.02.2016г.)

-Приказ Министра национальной экономики РК от 30.11.2015 года № 743 «Об утверждении Правил формирования и утверждения тарифов (цен, ставок сборов) на регулируемые услуги (товары, работы) субъектов естественных монополий, осуществляющих свою деятельность по договору государственно-частного партнерства, в том числе по договору концессии» // Информационно-правовая система нормативных правовых актов Республики Казахстан «Әділет» <http://adilet.zan.kz/rus/docs/V1500012526>(дата обращения: 15.02.2016г.)

[1]Приказом Министра транспорта и коммуникаций Республики Казахстан от 24 января 2014 года № 56 «Об утверждении классификации видов работ, выполняемых при содержании, текущем, среднем и капитальном ремонтах автомобильных дорог общего пользования»

[2] Закон «О транспорте в Республике Казахстан» от 21 сентября 1994 года № 156-XIII (с изменениями и дополнениями по состоянию на 09.04.2016 г).

[3] Закон «Об автомобильном транспорте Республики Казахстан» от 4 июля 2003 года № 476-II (с изменениями и дополнениями по состоянию на 01.01.2016 г.)

[4]Закон «О дорожном движении Республики Казахстан» от 17 апреля 2014 года № 194-V (с изменениями и дополнениями по состоянию на 29.03.2016 г.)

[5]Закон РК «Об автомобильных дорогах» от 17 июля 2001 года № 245-II (с изменениями и дополнениями по состоянию на 24.11.2015 г.)

   

[6]Закон РК ««О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам развития дорожно-транспортной инфраструктуры, транспортной логистики и авиаперевозок» от 27 октября 2015 года №363-V

[7]Приказ Министра по инвестициям и развитию Республики Казахстан от 28 апреля 2015 года № 516 «Об утверждении Правил и условий эксплуатации платных автомобильных дорог и мостовых переходов общего пользования международного и республиканского значения»

[8]Приказ и.о. Министра по инвестициям и развитию Республики Казахстан от 26 марта 2015 года № 318 «Об утверждении Правил взимания платы за проезд по платной автомобильной дороге общего пользования республиканского значения (участку)» (с изменениями и дополнениями от 04.12.2015 г.)

[9]Указ Президента Республики Казахстан от 6 апреля 2015 года № 1030 «Об утверждении Государственной программы инфраструктурного развития «Нурлы жол» на 2015 - 2019 годы

[10] Утверждена Указом Президента РК от 13 января 2014 года № 725

[11]Закон Республики Казахстан от 7 июля 2006 года № 167-III «О концессиях» (с изменениями и дополнениями по состоянию на 08.04.2016 г.)

[12]Бюджетный кодекс Республики Казахстан от 4 декабря 2008 года № 95-IV (с изменениями и дополнениями по состоянию на 09.04.2016 г.)

[13]Приказ Министра национальной экономики Республики Казахстан от 30 ноября 2015 года № 743 «Об утверждении Правил формирования и утверждения тарифов (цен, ставок сборов) на регулируемые услуги (товары, работы) субъектов естественных монополий, осуществляющих свою деятельность по договору государственно-частного партнерства, в том числе по договору концессии»

[14]Гражданский кодекс Республики Казахстан от 1 июля 1999 года № 409-I (Особенная часть) (с изменениями и дополнениями по состоянию на 09.04.2016 г.)

[15] Андрианов A.M. Желание есть. А возможности? / Андрианов A.M.// Автомобильные дороги. - 2001. - № 1.- с.12.

[16]Кондратьев В. С. Анализ аварийности на дорогах // Автомобильный транспорт. - 2009, №6. - 6-8 с.

[17] Абрамов А.И. Место транспорта в системе общественного производства /А.И. Абрамов.-М.гВысшая школа, 1982.-79 с.

[18] Воронцова С. М. Стратегия финансирования Автомобильные дороги. - 2005.- №6.- с.28-31.

[19]Owen, Wilfred. 1987. TransportationandWorldDevelopment. The Johns Hopkins University Press, Baltimore.

[20]Дитрих Е. И. Уроки итальянского / Дитрих Е. И..// Автомобильные дороги. - 2005. - №6.- с.20.

[21]Бондарь Н.Н. Опыт государственно-частного партнерства в транспортной отрасли: достижения и неудачи, 02.10.2010, компания«Бизнес-консультант» http://trn.work.ua/articles/2135/ 4с.

Наши рекомендации