Факторы влияющие на спрос и предложение

1. Объективные факторы:

а) средний уровень доходов;

б) емкость рынка;

в) наличие взаимозаменяемых товаров.

2. Субъективные факторы:

а) вкусы, предпочтения;

б) традиция, религия, культура;

в) природно-климатические условия.

3. Факторы, определяющие величину издержек производства:

а) дешевизна компонентов затрат;

б) движение цен на товары-заменители.

22. Конкуренция

Конкуренция – соперничество между участниками рыночного хозяйства за лучшие условия производства, купли и продажи товаров.

Различают ценовую, неценовую, совершенную, несовершенную, межотраслевую, отраслевую, прямую, косвенную конкуренцию, а так же конкуренцию продавцов и конкуренцию покупателей

Методы ценовой и неценовой конкуренции широко используют­ся в рыночной практике. Среди них:

üдемпинговые цены – искусст­венно заниженные цены на товар, установленные ниже цены внут­реннего рынка;

üлимитные цены – верхний предел уровня цены на конкретный вид товара, устанавливаемые на основе предваритель­ных данных в начале его разработки;

üгибкие цены, применяемые в торговле с каждым в отдельности покупателем;

üпрестижные цены, устанавливаемые для особо престижных товаров на высоком уровне;

üцены лидера, являющиеся заведомо заниженными, вводимые для выделения данного товара в сознании массового покупателя с тем, чтобы завоевать лидерство в данном сегменте рынка;

üцены проник­новения на рынок – относительно низкие цены на товар, устанав­ливаемые в целях обеспечения роста объема продаж и предназначен­ные для захвата массового рынка.

Совершенная конкуренция – условия функционирования рынка, характеризующиеся наличием большого числа фирм, предлагающих однородную продукцию. Обязательным условием совершенной конкурен­ции является возможность для покупателей и продавцов свободно выходить на рынок и покидать его. Здесь цена товара определяется в соответствии с рыночными законами, на основе спроса и предложения.

Несовершенная конкуренцияхарактеризуется таким положением на рынке, при котором возможны осложнения при вхождении и выходе из него, где ограничены доступ к информации, число продав­цов или число покупателей. Товары, продаваемые в условиях несовер­шенной конкуренции, отличает дифференциация и специализация, уникальность. В связи с этим рыночные агенты могут оказывать влия­ние на масштабы производства и уровень цен. Несовершенная конку­ренция – противоположный вариант совершенной конкуренции. Она возникает в условиях, когда ограниченное число предприятий способ­но предложить особый товар по существующей цене.

Совершенная конкуренция преобладала в рыночных условиях XIX в. В настоящее время для рынка характерна несовершенная кон­куренция.

Конкурентоспособность товара–способность товара более полно отвечать запросам покупателей по сравнению с другими аналогичными товарами, представленными на рынке. Конкурентоспособность определяется, с одной стороны, качеством товара, ее техническим уровнем, потребительскими свойствами, а с другой – ценами, устанавливаемыми продавцами товаров. Кроме того, на конкурентоспособность влияют мода, продажный и послепродажный сервис, реклама, имидж производителя, ситуация на рынке, колебания спроса. Уровень конкурентоспособности товара свидетельствует о целесообразности его производства и о возможности выгодной продажи.

В общем виде конкурентоспособ­ность товара исчисляется по формуле:

ЭП

К= ----- х 100%;

ЦП

где, К – конкурентоспособность товара;

ЭП – его полезный эффект;

ЦП– цена потребления товара, т.е. сумма затрат, включающая рас­ходы покупателя по приобретению и эксплуатации товара.

Наши рекомендации