Роль образования. Реформирование и модернизация образования как отрасли социальной сферы
РАЗДЕЛ III.
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА И СТРАТЕГИЯ РЕФОРМИРОВАНИЯ ОТРАСЛЕЙ СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЫ
Глава 3.1.
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА В ОБРАЗОВАНИИ
Плап:
1. Роль образования. Реформирование и модернизация образования
как отрасли социальной сферы
2. Проблемы развития образования в России
3. Основные цели и направления развития в области государствен
ных и социальных гарантий обучающимся
4. Мероприятия программы реформирования и ожидаемые результа
ты развития системы образования
5. Контрольные задания и задачи для самопроверки
6. Литература
Ооразование — автономная система, имеющая относительную самостоятельность, способная оказывать активное воздействие на функционирование и развитие общества. Как отрасль социальной сферы образование — это процесс и результат, система учреждений и государственная политика в области получения гарантиро ванн ого Конституцией образования. Образование неотъемлемая и важная сфера человеческой деятельности. В процессе получения образования непосредственно одновременно участвуют около миллиарда учащихся и пятидесяти миллионов педагогов. Являясь фактором социально-экономического прогресса, образование не может не входить в иоле зрения политики государства. Человек как субъект процесса, выступая производительной силой в общественном производстве, должен по своим качествам соответствовать уровню современного социально-экономического развития государства, в котором живет и трудится.
От уровня образования напрямую зависит качество трудовых ресурсов, а следовательно, и состояние экономики общества. Образование выступает фактором воспроизводства социально-профессиональной структуры общества. Система образования формирует гражданина, тем самым воздействует на политическую сферу общественной жизни. Образование через культурно-воспитательную функцию влияет на духовную жизнь общества. Формирование общей культуры является условием любой профессиональной подготовки в будущем, создает условия и предпосылки для социальной мобильности человека или социальной группы, сохраняет и передает культурное достояние общества из поколения в поколение. Современное образование средство решения важнейших проблем не только всего общества, но и отдельных индивидов, являясь одним из важнейших этапов их личной биографии. В любом государстве характер системы образования определяется социально-экономическим и политическим строем, а также культурно-историческими и национальными особенностями страны. Требования общества к образованию выражаются в системе принципов государственной образовательной политики. Целями государственной политики в этой сфере является создание условий для реализации гражданами своих нрав на образование, по своей структуре и качеству соответствующее потребностям развития экономики и гражданского общества.
Заботой государства становится не просто гарантия получения образования, а проблема выхода из острейшего кризиса цивилизации через получение качественного, соответствующего эпохе и ее гуманным целям образования, определяющего будущее развитие.
Из доклада ЮНЕСКО о положении дел в мировом образовании мы можем отметить, что политика, направленная на борьбу с бедностью, сокращение детской смертности и улучшение здоровья общества, защита окружающей среды. Укрепление прав человека, улучшение международных взаимоотношений и обогащение национальной культуры не дадут эффекта без соответствующей стратегии в области образования, будут безрезультатны усилия, направленные на обеспечение и поддержание конкурентоспособности в области освоения передовой технологии.
В последнее десятилетие во всем мире дают о себе знать проблемы, которые не удается разрешить в рамках традиционных методических подходов, и все чаще говорят о всемирном кризисе образования. Сложившиеся образовательные системы не могут выполнить своей основной функции — формировать созидательные силы общества. В зависимости от условий, сложившихся в разных странах, этот кризис проявляется в разных формах. Он проявляется в странах развитых и развивающихся, богатых и бедных, издавна славившихся своими учебными заведениями или с большим трудом создающих их сейчас. В конце XX в. ситуация стала в этом от-ношении еще тревожней. Констатация кризиса образования из научной литературы перешла в официальные государственные документы и беспокойство государственных деятелей. В отношении качества образования даже США, официально обеспокоенные ростом неграмотности учащихся в области науки и техники, определили ситуацию как «безумное образовательное разоружение». До недавнего времени кризис западно-ев ролей с кого и американского образования, по мнению советских специалистов, считался зарубежной проблемой. Сегодня наличие кризиса отечественной системы образования не оспаривается, но кризисная ситуация не тождественна упадку. Россия бесспорно обладает рядом достоинств в сфере образования, выделяющих ее из систем образования США и Европы. В России кризис образования происходит на фоне глобального кризиса образования и под мощным воздействием кризиса нашего государства, всей социально-экономической и общественно- политической системы.
За последние десять лет практически все промышлеино развитые страны проводили различные по глубине и масштабам реформы национальных систем образования, вкладывая в это огромные финансовые средства. Реформы образования получили статус государственной политики, так как государства начали осознавать, что уровень образования в стране определяет ее будущее развитие.
Развитие науки и связанных с ней технологий производства потребовали реформирования как структуры, так и содержания образования. Среди основных направлений проводящейся в России в конце XX — начале XXI вв. реформы образо-| ваий я можно выделить:
• демократизацию системы обучения и воспитания;
• гуманитаризацию и гуманизацию процесса образования;
• компьютеризацию;
• интернационализацию процесса образования.
В настоящее время в России образовательная политика строится на следуюши принципах, определяющих основные направления, приоритеты, а также характеобразования в нашей стране:
• гуманистическийхарактеробразования;
• приоритет общечеловеческих ценностей;
• право личности на свободное развитие;
• единство федерального образования при праве на своеобразие националы^
региональных культур;
• общедоступность образования;
• адаптивность системы образования к потребностям обучаемых;
• светский характер образования в государственных учреждениях;
• свобода и плюрализм в образовании;
# демографический государственно-общественный характер управления и самостоятельность образовательных учреждений.
В России неуклонно продолжается становление новой системы образования, ппиезггарованной на вхождение в мировое образовательное пространство. Мировое пространство, в котором через национальные границы свободно перемещаются ресурсы, люди, идеи — доминирующая тенденция современности. Одно из следствий этой тенденции — сближение, интеграция национальных систем образования. Сегодня Россия задействована во многих международных проектах, активно участвует в обмене учащимися, профессорско-преподавательским составом, традиции и нормы мирового образования повсеместно проникают в российское пространство. Происходит культурная трансформация общества, которая выражается, с одной стороны, глобализацией И интернационализацией культуры, с другой — желанием отстоять свою самобытность (культурную, общинную, языковую). Средства аудиовизуальной коммуникации (телевидение, Интернет), использование английского языка общения в работе над международными проектами ведут к стиранию граней в культурном пространстве. Одновременно идет поиск путей поддержки и сохранения культурной самобытности. Гармонизация этих двух равнонаправленных тенденций есть условие для устойчивого развития системы образования. Меняется система отношений между институтом образования и религиозными институтами. Открываются воскресные школы, богословские факультеты, осуществляются дополнительные программы в общеобразовательных школах с согласия родителей и педагогического коллектива.
Система образования в России переживает сейчас радикальные изменения, затрагивающие все ее элементы и звенья. Переход к 12-летнему среднему образованию, введение единого стандартизированного федерального выпускного экзамена, позволяющего без экзамена поступать в любой вуз в случае набора нужного числа баллов, вызывают много споров, но продолжают неуклонную тенденцию к вхождению в мировую практику системы образования. Новой государственной социальной политикой становится политика субсидиарного государства. Наряду с государственными учебными заведениями возникают альтернативные, в том числе и частные. Расширяются возможности выбора вариативных форм образования (лицеи, гимназии, колледжи, профильные классы и т.д.). Параллельно с системой бесплатного образования существует платное образование во всех звеньях от детских садов и до университетов. Государство заботится, чтобы бюджетное финансирование образовательных учреждений, проектов было прозрачно, контролируемо, а оплата каждого учащегося осуществлялась из бюджета адресно, индивидуально. Бюджетные средства на выполнение образовательных проектов станут распределяться на конкурсной основе между как государственными, так и негосударственными образовательными учреждениями. Привлечение инвестиций в сферу образования, инвестиции в человека становятся государственной политикой.
Развивается нормативная правовая база в области образования. Постановлениями Правительства Российской Федерации утверждены типовые положения овсех основных типах и видах образовательных учреждений, государственные образовательные стандарты среднего и высшего профессионального образования.
Государственные социальные гарантии обучающимся в основном выражаются в реализации прав граждан на бесплатное общее образование.
2. Проблемbi развития образования в России
Расходы на образование увеличиваются год от года В 1998 г. из бюджета i . выделено на эти цели 17,3 млрд. руб. В 1999 г. — 20,90 млрд., в 2000-м — 32 млрд., а в 2001 году благодаря реформе образование должно получить почти 50 млрд. руб.
В стране функционирует сеть дошкольных образовательных учреждений, кото, рую посещают около 4,5 млн, детей. Число их в связи с демографическим кризн, сом и финансовыми трудностями по оплате пребывания ребенка сокращается всреднем на 4,5% в год. Их посещает лишь 50% всех дегей дошкольного возраста (ранее —71%).
Количество общеобразовательных школ, в том числе негосударственных, зд 2000 г. по сравнению с 1999 г. сократилось на 1,6% в связи с демографической ситуацией и составило 65,9 тыс. школ (66,7 тыс.), в которых обучается 19,82 млн. человек (21,1 млн.). Обучение в школах продолжает вестись на 80 языках народов России.
В России в 1999 г. работало свыше 4 тыс. учреждений начального профессионального образования. В 2000 г. проводилась их структурная реорганизация в целях рационального использования их материально-технической базы и экономии бюджетных средств на содержание. В результате общее количество этих учреждений в 2000 г. сократилось на 3,4% и составило 39! I учреждений, хотя общее число обучающихся не изменилось и составило 1,7 млн. чел.
Количество учреждений среднего профессионального образования к 2000 г. также не изменилось. 8 2000 г. принято учащихся 119,4 тыс. человек, что на 4.2% больше, чем в 1999. На платной основе учится на 3.6% учащихся больше, чем в
1999 г.
Уникальной образовательной сферой охватывающей 68,9% общеобразовательных учреждений Российской Федерации, являются образовательные учреждения сельской местности. В детских домах и школах-интернатах для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, численность воспитанников составила в
2000 году около 95 тыс. человек. Функционирует сеть школ-интернатов для детей
С отклонениями в развитии. В обеспечении социальной защиты, адаптации и реа
билитации детей и молодежи велика роль вечерних (сменных) общеобразователь
ных школ. В образовательных учреждениях общего образования и начального
профессионального образования занято свыше 2,4 млн. педагогических работни
ков. Реализации различных образовательных запросов способствует структурная
перестройка сети образовательных учреждений. Число учреждений нетрадицион
ных видов — лицеев, профессиональных лицеев, гимназий — достигло 2547 с об
щим числом обучающихся 1,7 млн. чел. Учреждения дополнительного образова
ния детей продолжают способствовать обогащению культуры и традиций
воспитания детей. Для начального профессионального образования введен новый,
значительно сокращенный перечень профессий и новые государственные образо
вательные стандарты, разработан новый базисный учебный план,
Формируются система и основные процедуры лицензирования деятельности образовательных учреждений, их аттестации и государственной аккредитации.
В системе высшего профессионального образования четко обозначилась тек денцил интеграции науки и педагогического процесса. Не только сохранен, но
ачительно увеличен интеллектуальный потенциал: число докторов наук в высших учебных заведениях страны значительно возросло. Сформировав авторитетные научные школы, высшие учебные заведения продолжают работу в соответствии с научно-техническими и инновационными программами. В государственные учреждения высшего профессионального образования зачислено 586,1 тыс. сту-де]тгов, из которых 67% будут обучаться на бюджетной основе, остальные — на условиях полного возмещения затрат на их обучение юридическими и физическими лицами. По сравнению с 1999 г. число студентов, принятых на бюджетную форму обучения возросло на 4,1 %, а на платную — на 49,8%.
В 2000 г. в соответствии С Указом Президента Российской Федерации «О подготовке управленческих кадров для организаций народного хозяйства» и Государственными планами подготовки управленческих кадров для организаций народного хозяйства Российской Федерации, осуществлялась переподготовка менеджеров, занимающих руководящие должности высшего и среднего звена в организациях народного хозяйства, путем их обучения в российских образовательных учреждениях и прохождения стажировки на зарубежных предприятиях. Отбор менеджеров на обучение осуществлялся на конкурсной основе.
В 1999/2000 учебном году 4926 чел. окончили обучение в российских образовательных учреждениях.
В организации программ зарубежной стажировки принимали участие Германия, Япония, США, Великобритания, Нидерланды. Италия, Канада, Швеция, Франция. Всего за эти три года обучения прошли зарубежную стажировку 4251 чел.
Развитие образования в России происходит в сложнейшей ситуации, что вызывает возникновение большого числа проблем в этой сфере. На деятельность образовательных учреждений дестабилизирующее воздействие оказывают
• социальная и экономическая нестабильность в обществе, острый дефицит фи
нансовых средств в связи с кризисным положением в экономике;
• неполнота нормативной правовой базы в области образования; систематиче
ское неисполнение норм законодательства в области образования.
Растет угроза нарушения единства образовательного пространства в части обучения русскому языку как государственному языку. Увеличиваются разночтения федеральных и национально-региональных стандартов гуманитарных дисциплин. Наблюдается не регулируемое государством увеличение выпуска вариативных учебников, часто низкого качества, хотя в ряде субъектов Российской Федерации многие школы не обеспечены учебниками. В субъектах Российской Федерации возникают трудности с подготовкой и изданием учебников на языках народов Российской Федерации. Ухудшается положение с подготовкой кадров для образовательных учреждений, расположенных в сельской местности, в районах Крайнего Севера, на Дальнем Востоке и в Сибири. Обеспечение прав граждан, проживающих в сельской местности, на получение качественного образования является особенно большая проблема. Уменьшается количество дошкольных образовательных учреждений и количество посещающих их детей. Увеличилось число детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Достижение современного уровня содержания общего образования, гуманизация, ориентация на развитие личности, формирование системы жизненных ценностей, социальных норм и других элементов культуры являются наиболее важной проблемой и целью реформирования образования в России.
3. Основные цели и направления развития в области государственных и социальных гарантии обучающимся
' Реформы образования в нашей стране обрели статус государственной политики. Правительство Российской Федерации В лице \<1инистерства образования РФ в качестве заказчика в октябре 1992 г. приняло Постановление об организации конкурса на разработку Федеральной программы развития образования. Исполнителями и соисполнителями стали органы государственной власти, государственные органы управления и образования, органы местного самоуправления, учредители образовательных учреждений, образовательные учреждения различных форм. Работа над созданием и разработкой этой Программы осуществлялась вплоть до 1999 г. по плану мероприятий, одобренному Правительством Российской Федерации. После принятия Госдумой и одобрения Советом Федерации с апреля 2000 [. Федеральная программа развития образования (Программа) в соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании» является организационной основой государственной политики Российской Федерации в области образования. Программа, рассчитанная на 2000-2005 гг., определяет стратегию приоритетного развития системы образования и меры ее реализации, а также предусматривает обеспечение нормального функционирования и устойчивого развития системы. Основные цели и задачи Программы развиваются соответствующими региональными программами, которые учитывают национально-культурные, социально-экономические, экологические, культурные, демографические и другие особенности конкретного региона и направлены на решение вопросов, отнесенных законодательством Российской Федерации в области образования к ведению субъектов Российской Федерации.
Реализация целей Программы обеспечивается посредством как текущего фи
нансирования за счет бюджетов всех уровней, необходимого для устойчивого
функционирования системы образования Российской Федерации, так и дополни
тельного целевого финансирования непосредственно мероприятий и проектов
Программы, направленных на решение задач развития системы на основе дости
жений науки и практики. \
Главная цель Программы — развитие системы образования в интересах формирования гармонично развитой, социально активной, творческой личности и в качестве одного из факторов экономического и социального прогресса общества на основе провозглашенного Российской Федерацией приоритета образования.
Органы государственной власти, общество, система образования при реализации Программы обеспечивают достижение следующих целей:
• предоставление гражданам общедоступного бесплатного начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования и начального профессионального образования, а также на конкурсной основе бесплатного среднего профессионального, высшего профессионального и послевузовского профессионального образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях в пределах государственных образовательных стандартов, если образование определенного уровня граждане получают впервые; i создание социально-экономических условий для реализации конституционных прав граждан на образование;
9 гармоничное развитие личности и ее творческих способностей на основе формирования мотивации необходимости образования и самообразования в течение всей жизни;
, дальнейшее развитие нормативных правовых, социальных, экономических, организационных и содержательных основ реализации государственной политики в сфере образования;
а обеспечение правовых, социальных и экономических гарантий функционирования и сбалансированного устойчивого развития системы образования в интересах личности, общества и государства;
• сохранение и развитие единого образовательного пространства в Российской
Федерации с учетом особенностей многонационального государства;
• формирование системы демократического, государственно-общественного
управления образованием;
• совершенствование взаимодействия государственных органов власти, органов
местного самоуправления и общественных организаций в области развития
системы образования;
• разграничение компетенции в области образования между органами государст
венной власти и органами местного самоуправления в соответствии с законода
тельством об образовании, другими нормативными правовыми актами и заклю
чение договоров, касающихся конкретных аспектов совместного ведения;
• достижение эффективности и высокого качества образования, научной и науч
но-технической деятельности образовательных учреждений;
• поддержка и развитие механизмов интеграции систем образования государств
— участников Содружества Независимых Государств и обеспечение государ
ством содействия в удовлетворении образовательных потребностей соотечест
венников;
• развитие равноправного, взаимовыгодного, социально И экономически целесо
образного сотрудничества системы образования Российской Федерации с систе
мами образования иностранных государств и международными организациями.
Основные направления развития в области государственных и социальных гарантии обучающимся;
• обеспечение реализации права граждан на бесплатное общее, в том числе
среднее полное образование, начальное профессиональное образование и до
полнительное образование детей;
• расширение доступности получаемого впервые бесплатного (на конкурсной
основе) среднего, высшего и послевузовского профессионального образования
с реализацией дополнительных гарантий права на образование детей-сирот и
детей, оставшихся без попечения родителей;
• предоставление возможности выбора профессиональных образовательных
программ, индивидуализация обучения, создание условий, обеспечивающих
профессиональное самоопределение и трудоустройство обучающихся;
• обеспечение условий для получения обучающимися полноценного питания в
столовых образовательных учреждений, в том числе на льготных финансовых
условиях или бесплатно;
• предоставление финансовых льгот обучающимся при пользовании услугами
организаций социально-культурного назначения (общежитиями, государст-
венными и муниципальными библиотеками, музеями, объектами культур^ массового и физкультурно-оздоровительного назначения) и транспортом; развитие самоуправления обучающихся в учебе, в быту и на отдыхе; разработка и реализация системы мер охраны жизни и здоровья обучающихся; обеспечение условий для получения профессионального образования лицами с ограниченными возможностями здоровья;
разработка системы мер поощрения за успехи в учебе и научной деятельности;
выделение бюджетных ассигнований на содержание объектов социально-культурной инфраструктуры системы образования и социальную поддержку обучающихся в соответствии с законодательством об образовании; разработка системы мер по созданию рабочих мест для обучающихся на пери-од прохождения учебно-производственной практики с оплатой труда за выполненную работу;
совершенствование правовых основ взаимоотношений педагогических раОот-ников, обучающихся и их родителей (законных представителей).
4. Мероприятия программы реформирования и ожидаемые результаты развития системы образования
Механизм реализации Про1раммы предусматривает ежегодное формирование рабочих документов. Составляется перечень первоочередных работ, вытекающих из системы мероприятий Программы, с определением разграничения деятельности исполнителей, источников и объема финансирования. Создается координационный план совместных действий Министерства образования Российской Федерации с другими федеральными органами исполнительной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
В целях реформирования и модернизации образования осуществляется разработка нормативный правовых актов, В рамках реализации комплексных программ готовятся специальные сборники, в которые включены нормативные, а также инструктивно-методические материалы. Контроль за реализацией Программы ocvuie-ствляется Правительством Российской Федерации в соответствии с законодательством об образовании.
Так, на начальном этапе государство поставило перед собой основные задачи социально-экономического развития отраслей социально-культурной сферы в 2001 г. В области образования предполагается продолжить реструктуризацию сети образовательных учреждений, в том числе:
• разработать порядок оптимизации сети мал о комплектных сельских школ;
• продолжить работу по созданию университетских комплексов, объединяющих
образовательные учреждения, реализующие программы различных уровней
профессионального образования, научно-исследовательские, производствей
ные и другие подразделения;
• осуществить формирование адресной системы стипендиального обеспечен
студентов (академические и социальные стипендии);
ф начать переход к норматив но-подушевому принципу бюджетного финансирования учреждений образования;
• начать переход к финансированию высшего образования на основе государст
венного заказа на подготовку специалистов, осуществляемого на конкурсной
основе;
а повысить прозрачность финансовых потоков, направляемых в учреждения образования за счет создания в них попечительских советов, внедрения практики публичной отчетности образовательных учреждений;
• осуществить концентрацию государственных инвестиций на вводных объек
тах, объектах высокой строительной готовности и социальной значимости.
Основные мероприятия Программы:
ш обеспечение условий для реализации равных прав граждан на образование всех уровней и ступеней;
• создание нормативной правовой базы в области образования, обеспечивающей
функционирование и развитие системы образования в интересах личности,
общества и государства;
• формирование И реализация экономических механизмов развития системы об
разования;
■ разработка норм и нормативов финансового, материально-технического и иного ресурсного обеспечения системы образования;
• реализация мер, обеспечивающих функционирование системы образования
в период формирования новых социально-экономических условий жизни об
щества;
• введение и реализация преемственных государственных образовательных
стандартов и соответствующих им примерных образовательных программ раз
личных уровней и направлений образования;
• разработка содержания образования, соответствующего современному россий
скому и мировому уровню техники, науки, культуры;
• развитие, разработка и реализация информационных образовательных техно
логий и методов обучения, в том числе дистанционных;
• развитие научно-исследовательской и научно-технической деятельности орга
низаций системы образования, интеграция науки и образования;
• совершенствование системы лицензирования, аттестации и аккредитации об
разовательных учреждений;
• обеспечение контроля качества образования;
• развитие системы подготовки и переподготовки работников образовательных
учреждений и научно-педагогических работников;
• совершенствование системы государственной аттестации научных И научно-
педагогических работников и деятельности Высшей аттестационной комиссии
Министерства образования Российской Федерации;
• разработка комплекса мер по,государственной и социальной поддержке ра
ботников системы образования и всех категорий обучающихся и воспитан
ников;
• выполнение комплекса приоритетных фундаментальных, прикладных иссле
дований и разработок по проблемам образования, реализация инновационных
проектов и программ;
• разработка концепции и создание условий для введения новой структуры qr
щего образования на основе проведения полномасштабного педагогическое
эксперимента;
• совершенствование системы непрерывного образования;
• организация подготовки и издания учебной, научной и методической литепя
туры;
• организация централизованного обеспечения фондов библиотек системы обра,
зования за счет средств бюджетов всех уровней;
• организация производства учебного и научного оборудования, приборов и
средств обучения различного назначения;
• развитие материально-технической базы, энергосберегающих технологий;
• развитие полноправного партнерства российской системы образования с сис
темами образования иностранных государств;
• участие в формировании единого образовательного пространства государств-
участников Содружества Независимых Государств.
Ожидаемыми результатами развития образования в ходе реформирования являются;
• обеспечение конституционных прав граждан на получение образования любо
го уровня в соответствии с законодательством России;
• безусловное исполнение органами государственной власти и органами местно
го самоуправления, субъектами системы образования законодательства об об
разовании и положений Программы;
• функционирование системы образования в соответствии с законодательством
об образовании и государственными нормативами в указанной области;
• возрастание роли государства в сохранении единого образовательного про
странства;
• введение и реализация федеральных и национально-региональных компонен
тов преемственных государственных образовательных стандартов и пример
ных образовательных программ на всех уровнях образования, в том числе спе
циальных указанных стандартов и про [рам м для обучающихся с
ограниченными возможностями здоровья, обеспечение вариативных программ
обучения и учебников;
• формирование библиотечных фондов системы образования за счет бюджетов
всех уровней и внебюджетных средств;
• учет социально-экономических, этнокультурных и иных интересов и приори
тетов субъектов Российской Федерации и национальных сообществ при осу
ществлении единой государственной политики в области образования;
• создание государственной аттестационной службы контроля качества образо
вания, реализация механизмов защиты обучающихся от некачественного обра
зования;
• повышение качества и объективности государственной аттестации научных и
научно-педагогических работников, проводимой Высшей аттестационной ко
миссией Министерства образования Российской Федерации;
• функционирование государственной и общественной систем оценки качества
деятельности образовательных учреждений, в том числе лицензирования,
тестации, государственной и общественной аккредитации;
I
овышение объективности итоговой аттестации выпускников образователь-
НЬ1Х учреждений;
ализация прав граждан на изучение русского языка как государственного я,ыка российской Федерации и официального рабочего языка Организации
Объед.ш'енных Наций;
обеспечение выбора языка обучения в соответствии с законодательством; укрепление производственной и издательской базы, системы распространения учебной, научной и методической литературы и учебных пособий, а ■также учебно-научного оборудования и приборов для образовательных учреждений;
введение в действие и реализация государственных нормативов финансирования, материально-технического обеспечения и оснащения образовательных учреждений в соответствии с законодательством Российской Федерации; осуществление государственного финансирования научной и научно-технической деятельности научных организаций системы образования на основе сочетания прямой финансовой поддержки указанных научных организаций и целевого финансирования конкретных научных программ и проектов; создание условий для повышения качества образования и воспитания в образовательных учреждениях всех форм, типов и нидов;
государственная поддержка научно-исследовательской работы студентов высших учебных заведений и государственная поддержка научно-технического творчества учащейся молодежи;
реализация региональных и отраслевых программ развития образования как составной части Программы;
совершенствование организации учебного процесса в целях сохранения и укрепления здоровья обучающихся, нормализация учебной нагрузки, создание специальных условий для получения образования лицами, имеющими ограниченные возможности здоровья и особенности развития;
осуществление в системе образования мероприятий по значительному повышению роли экологической, гуманитарной и практической подготовки обучающихся, подготовке к действиям в чрезвычайных ситуациях; осуществление образовательно-профессиональной, научной, финансово-хозяйственной деятельности на основе созданных механизмов правовых и экономических гарантий самостоятельности образовательных учреждений и иных организаций системы образования, обеспечение экономии бюджетных средств;
привлечение для финансирования системы образования дополнительных финансовых ресурсов, в том числе внебюджетных средств; целевое обеспечение обучающихся (в первую очередь детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц с ограниченными возможностями здоровья, детей малочисленных народов Севера и детей из малообеспеченных семей) бесплатными комплектами учебников по предметам федеральных компонентов государстве иного образовательного стандарта всех ступеней общего образования и на льготных условиях — всех уровней профессионального образования;
Реализация мониторинга состояния образования и создание системы образовательной статистики;
функционирование служб (структур) маркетинга И информациоиц
рекламного обеспечения образовательной и научной деятельности образова
тельных и научных учреждений системы образования;
реализация международных договоров Российской Федерации о взаимно
признании документов об образовании;
расширение масштабов обучения иностранных граждан в образовательных ■
реждениях Российской Федерации;
регуляция ассортимента игр и игрушек для детей на основе их психоло^
педагогической, морально-этической и санитарноэкологической экспертиз.
5. Контрольные задания и задачи для самопроверки
к,ИДр._М., 1997. —с. 338.— (Молодежь России на пороге нового тысячелетия, Кн.1).
6 Право на образование: Льготы для школьников, льготы для педагогов: JaKO-
нодат И норматив, док.: Коммент. Специалистов / «Рос. Газ.», газ.-журн. об-ние
«Воскресенье»; Отв. ред.: Кузнецов Т.В., Гаврилов А.Т.; Сост.: Молодцова В.Н.,
Посошкова М.И. — М, 1999. — с. 191. — (Б-чка «Рос. Газ.»; Вып.5}.
7 Урсул, Аркадий Дмитриевич Переход России к устойчивому развитию: Ноо
сфер! стратегия / Неправительств. Экол. Фонд им. В.И.Вернадского и др. — М.:
Ноосфера, 1998, — с. 500.
8 Федяева, Ольга Дмитриевна Государственная политика в области образова
ния в России: (вторая половина 80-х — начало 90-х гг.) / Омск. пед. ун-т, РАГС
при Президенте РФ. — Омск., 1995. — с. 32. — Библиогр.: — с. 31-32.
1. Каковы принципы новой образовательной политики в России?
2. Какие факторы дестабилизируют деятельность образовательных учрежден^
в России?
3. В чем состоят цели Программы?
4. Назовите основные мероприятия Федеральной программы развития обра
здния?
5. В чем заключается развитие государственных и социальных гарантий оЭ
'ЧАЮЩИМСЯ? Л
•■■■/:. , 6. Каковы ожидаемые результаты реформирования системы образования?
6. Литература
1. Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации,
речень документов по разработке и принятию законодательных актов по вопроса
образования (1990-1995 гг.) / Упр. документац. Обеспечения Аппарата Гос. Ду*
Архив Гос. Думы. — М., 1997.
2. Государство и образование: опыт стран Запада; Сб. обзоров / РАН.
Отв. Ред. CJ]. Зарецкая. — М., 1992. — с. 141. — (Социал.-экон. Проблемы раэв<| тых стран).
3. ДжуринскиЙ, Александр Наумович Развитие образования в современном мв
ре: Учеб. Пособие для студентов вузов. ■— М.: Владос, 1999. — с. 200. (Учеб. Щ
собиедля вузов). — Библиогр.: — с. 189-190.
4. Жуков. В.И. Российское образование: проблемы и перспективы развития
М.: Финстатинформ, 1998. — с. 175.
5. Молодежь 97: надежды и разочарования / Науч.-ислед. Центр при Ин-те <ло-
лодежи, Центр социол. Исслед. МГУ им. М.В. Ломоносова; Редкол.: Ручкин Б.А.