Формы государственного регулирования

Экономики

Для выполнения экономических функций и поставленных задач государство использует различные формы государственного регулирования экономики.

Форма государственного регулирования экономики представляет собой воздействие на социально-экономические процессы, происходящие в обществе, с помощью определенного элемента экономического механизма.

Адекватно элементам экономического механизма различают следующие формы государственного регулирования:

· бюджетно-налоговое регулирование;

· денежно-кредитное регулирование;

· ценовое регулирование;

· регулирование оплаты труда;

· индикативное планирование;

· прогнозирование;

· программирование.

Бюджетно-налоговое регулирование – это воздействие государства на социально-экономические процессы, происходящие в обществе, с помощью бюджетно-налоговой системы. Оно - исторически наиболее древняя форма государственного регулирования. Проявляется как воздействие на соотношение между доходами и расходами государства (в бюджете).

Государственный бюджет является эффективным средством реализации социально-экономической политики государства. Исполняя роль государственной казны, бюджет аккумулирует и перераспределяет значительную часть (от 1/3 до 1/2) национального дохода. В расходной части бюджета предусматриваются средства на финансирование социальных программ и экономических мероприятий.

Эффективность бюджетной политики во многом зависит от политики налоговой, поскольку налоги – основной источник доходов государства. Государство через уровень налогообложения, порядок исчисления налоговой базы, систему налоговых льгот определяет величину доходов государственного бюджета.

Финансово-кредитное регулирование представляет собой воздействие государства на социально-экономические процессы в обществе с помощью финансово-кредитной системы. Прежде всего, это проявляется в виде воздействия на денежное обращение в стране и выглядит как совокупность осуществляемых Национальным банком мероприятий, направленных на изменение денежной массы, соотношение в ней наличных и безналичных денег. Кроме того, оно предусматривает также воздействие на объем спроса и предложения кредитных ресурсов путем кредитной экспансии или кредитных ограничений.

Ценовое регулирование -воздействие государства на социально-экономические процессы, происходящие в обществе, с помощью системы ценообразования, а именно посредством воздействия на процесс ценообразования.

Степень и методы такого воздействия зависят от зрелости рыночных отношений и принятой в государстве концепции государственного регулирования.

Государство может воздействовать на процесс ценообразования как прямо, так и косвенно.

Прямое воздействиеобычно преобладает на начальном этапе становления рыночных отношений, когда регулирующая способность рынка развита еще недостаточно, а также в условиях кризисной ситуации. Оно осуществляется:

- путем установления фиксированных цен на отдельные виды продукции. В течение длительного времени в Украине зафиксированы цены на отдельные виды потребляемых населением коммунальных услуг (энергоснабжение, газо- и водоснабжение), а также цены на хлеб;

- путем установления предельного уровня или предельного роста цен на товары и услуги;

- замораживанием цен на определенный срок. Наглядным примером может служить замораживание цен на бензин, предпринимаемое правительством Украины осенью 2004 года.

На этапе зрелых рыночных отношений и в нормальных, бескризисных условиях развития экономики преобладает косвенное воздействие на цены посредством изменения уровня ставок закладываемых в цену налогов и сборов - налога на добавленную стоимость, акцизного сбора и таможенных пошлин.

Важнейшим элементом экономического механизма является, как известно, планирование, которое, как «взгляд вперед», может осуществляться в виде предугадывания, предвидения и упреждения развития.

Предугадывание развития нашло свое воплощение в экономике в планировании, предвидение развития – в прогнозировании, а упреждение развития – в программировании.

Исходя из этого, индикативное планирование, прогнозирование и программирование являются формами государственного регулирования рыночной экономики, представляющими собою специфическое (по отношению друг к другу) воздействие на социально-экономические процессы с помощью элемента экономического механизма – системы планирования.

Индикативное планирование – это адекватная рыночным отношениям форма макроэкономического планирования, отличительной особенностью которого является его рекомендательный характер.

Показатели индикативного плана не имеют статуса обязательных заданий. Они, как результат предугадывания социально-экономического развития, носят рекомендательно-ориентирующий характер.

Прогнозирование экономического развития –это научное предвидение (выявление) путей предстоящего развития экономики. По сути, это научное формирование сведений о вероятных состояниях системы (экономики) в будущем путем преобразования информации о ее прошлом и настоящем.

Прогнозные оценки служат исходным материалом для выбора целей развития экономики. Прогнозирование всегда предшествует планированию, оно является исходной базой индикативного планирования.

Элементом современной рыночной организации экономики является программирование.

Программирование –это такая форма государственного управления (регулирования), в основе которого лежит упреждающая ориентация деятельности на достижение поставленных целей [19,с.572].Цель программирования – достижение принятого варианта решения проблемы (развития процесса).

Главными задачами программирования являются поддержка экономического равновесия, воздействие на качественное преобразование экономики, стимулирование развития экономики. Специфической особенностью программирования является его целевой, комплексный характер.

Результатом процесса программирования является разработка и выполнение долго- средне- и краткосрочных программ, которые могут быть: специальными программами развития отдельных отраслей, секторов или регионов (Государственная программа развития угольной промышленности, Государственная национальная программа «Освіта, Україна ХХІ століття»), программами, касающимися решения конкретных общегосударственных проблем (Государственная программа занятости, Государственная программа социальной защиты населения), программами достижения экономического равновесия (программа стабилизации экономики и выхода ее из кризисного состояния).

В отличие от индикативного планирования и прогнозирования показатели государственных целевых программ являются адресными и обязательными к исполнению. Для их реализации предусматриваются необходимые ресурсы, и выбирается орган управления, осуществляющий контроль и отвечающий за выполнение программы.

Наши рекомендации