Виды конкуренции по масштабам развития
По масштабам развития выделяют следующее виды:
• индивидуальная (один участник рынка стремится занять свое место под солнцем — выбрать наилучшие условия купли-продажи товаров и услуг);
• местная (среди товаровладельцев какой-то территории);
• отраслевая (в одной из отраслей рынка идет борьба за получение наибольшего дохода);
• межотраслевая (соперничество представителей разных отраслей рынка за привлечение на свою сторону покупателей в целях извлечения большего дохода);
• национальная (состязание отечественных товаровладельцев внутри данной страны);
• глобальная (борьба предприятий, хозяйственных объединений и государств разных стран на мировом рынке).
Инфраструктура – это основание, фундамент, внутреннее строение экономической системы. Инфраструктура рынка – это совокупность организационно-правовых форм, опосредующих движение товаров и услуг, акты купли-продажи, или совокупность институтов, систем, служб, предприятий, обслуживающих рынок и выполняющих определенные функции по обеспечению нормального режима его функционирования.
Основные элементы инфраструктуры современного рынка:
1) биржи (товарные, сырьевые, фондовые, валютные), их организационно оформленное посредничество;
2) аукционы, ярмарки и др формы организационного небиржевого посредничества;
3) кредитная система и коммерческие банки;
4) эмиссионная система и эмиссионные банки;
5) система регу лирования занятости населения и центры гос. и негос. содействия занятости (биржи труда);
6) информ. технологии и средства деловой коммуникации;
7) налоговая система и налоговая инспекция;
8) система страхования коммерческого хоз.ственного риска и страховые компании;
9) торговые палаты, другие общ., добровольные и гос. объединения (ассоциации) деловых кругов;
10) таможенная система;
11) профсоюзы работающих по найму;
12) коммерческо-выставочные комплексы;
13) система высшего и среднего экон. образования;
14) аудиторские компании (аудит – комплексная ревизия финансово-хоз. деятельности фирмы, которая позволяет определить ее возможности на рынке и в сфере бизнеса);
15) консультативные (консалтинговые) компании (работа специалистов в области теории и практики рынка и бизнеса;
16) общественные и гос. фонды, предназначенные для стимули рования деловой активности;
17) спец. зоны свободного предпринимательства.
Инфраструктура призвана обеспечить цивилизованный характер деятельности рыночных субъектов, ее элементы не навязаны субъектам извне, а порождены самими рыночными отношениями.
Функции инфраструктуры рынка:
1) облегчение участникам рыночных отношений реализации их интересов;
2) повышение оперативности и эффективности работы рыночных субъектов на основе специализации отдельных субъектов экономики и видов деятельности;
3) организационное оформление рыночных отношений;
4) облегчение форм юридического и экономического контроля, государственного и общественного регулирования деловой практики.
Тема 6. Механизм функционирования рыночной системы
Вопросы для обсуждения
1.Рыночный механизм: общее понятие и элементы.
2. Закон спроса и кривая спроса. Неценовые факторы, влияющие на изменение спроса.
3.Закон предложения и кривая предложения. Неценовые факторы, влияющие на изменение предложения.
4.Понятие рыночного равновесия и равновесной цены.
5.Понятие эластичности. Эластичность спроса. Эластичность предложения. Факторы, влияющие на эластичность
Рынок - обязательный компонент товарного хозяйства. Без товарного производства нет рынка, без рынка нет товарного производства. Объективная необходимость рынка вызвана теми же причинами, что и товарное производство: развитием общественного разделения труда и экономическим обособлением субъектов рыночных отношений. Эти условия зарождались и развивались как единое целое, как единый процесс взаимодействия производства и сбыта продукции.
Рынок - есть тип хозяйственных связей между субъектами хозяйствования, это общественная форма функционирования экономики. Рынок - это форма движения общественного продукта и услуг.
Рынок выполняет определенные функции:
- выдает сигналы производству по выработке определенных товаров и услуг, их увеличению или сокращению;
- уравновешивает спрос и предложение;
- обеспечивает сбалансированность экономики;
- на основе дифференциации товаропроизводителей ведет к утверждению нового, прогрессивного в жизни общества;
- это своеобразный двигатель научно-технического прогресса;
- объективно формирует корпус умелых предпринимателей, дисциплинирует субъектов рыночных отношений.
Рыночный механизм— это механизм взаимосвязи и взаимодействия основных элементов рынка: спроса, предложения, цены, конкуренции и основных экономических законов рынка.
Во-первых, это цена. Изменение относительных цен явилось ориентиром для производителя при определении необходимости изменения объемов производства и выбора технологии производства. В конечном итоге цены определили и то, кем будет потреблен продукт при данном уровне доходов.
Во-вторых, это спрос и предложение. Спрос – это существующая на рынке потребность в товарах, которая определяется количеством товаров, которые потребители могут купить при установившихся ценах и доходах. Предложение – это то количество товаров, которое находится в продаже при установившейся цене. Изменение спроса и предложения вызывает колебания рыночных цен от равновесного уровня. Посредством этих колебаний устанавливается тот уровень цен, при котором происходит равновесие спроса и предложения и далее равновесие производства и потребления.
В-третьих, это конкуренция. Каждый предприниматель стремится к максимизации прибыли и, соответственно, к расширению масштабов хозяйственной деятельности. Все эти стремления приводят к неизбежной борьбе между предпринимателями за более выгодные условия производства и реализации товаров, росту объемов производства. Предприниматели по отношению друг к другу, выступают как соперники или конкуренты. Если предложение определенной товара превышает спрос, то между продавцами возрастает конкурентная борьба. Каждый продавец, чтобы сбыть свой товар, будет вынужден снижать цену, что повлечет снижение объемов производства. Если спрос выше, чем предложение товара, то конкуренция возникает уже среди покупателей. Для того, чтобы купить дефицитный товар, каждый покупатель готов предложить более высокую цену. В итоге повышение цены стимулирует увеличение предложения.
Конкуренция является важным элементом рыночного механизма. Но характер конкуренции может быть разным, что наиболее влияет на способ, при котором достигается рыночное равновесие.
СПРОС – отношение между ценой блага и его количеством, которое покупатели хотят и в состоянии купить.
Спрос проявляется в объеме спроса, означающем то количество блага, которое было бы куплено по некоторой цене при неизменности прочих факторов, влияющих на спрос.
Выделяют следующие факторы, влияющие на объем спроса:
цена блага;
цены других благ;
доходы покупателей;
общее количество покупателей данного блага;
предпочтительные вкусы покупателей;
инфляционные ожидания;
экономическая политика государства.
Связь между ценой блага и объемом спроса на него выражается в законе спроса.
ЗАКОН СПРОСАгласит, что количество товара, на которое предъявляется спрос, возрастает при снижении цены и сокращается при ее повышении. При этом нет строго одинакового соотношения между снижением цены и повышением спроса.
Зависимость между ценой блага и объемом спроса называется шкалой спроса, или кривой спроса.
КРИВАЯ СПРОСАотражает обратно пропорциональную зависимость между ценой и количеством блага, которое покупатели хотят и могут приобрести в единицу времени.
На рис. 2.1 показана кривая спроса, в которой по горизонтальной оси отложены величины спроса на яблоки, а по вертикальной – цена на них. Из рис. 2.1 видно: чем выше цена яблок, тем на меньшее их количество предъявляется спрос. Эта зависимость называется законом отрицательного наклона кривой спроса.
Рис. 2.1. Кривая спроса на яблоки
Рыночное ценообразование- это многомерный процесс, где на обмен товаров влияют не только цены, но и другие, неценовые факторы. Количество товаров, которое может быть куплено в каждый данный момент, зависит не только от цены, но и от так называемых «неценовых факторов». Их воздействие как бы нейтрализует влияние цены, во всяком случае изменения количества закупаемых товаров происходят при неизменяющихся ценах, а зачастую и независимо от их движения.
К числу таких факторов следует отнести, во-первых, денежные доходыпокупателей. Например, если денежные доходы покупателей возросли, то количество покупаемых товаров возрастет, хотя цены этих товаров не изменились и до повышения доходов могли служить одной из главных причин их ограниченных закупок потребителями. Если, наоборот, денежные доходы покупателей снизились, то при тех же ценах товаров возможный объем покупок снизится.
Во-вторых, изменения количества купли-продажи товаров по тем же ценам может произойти под воздействием фактора так называемых «покупательских ожиданий». Причины изменения ожиданий могут быть самые разные: как экономические (инфляция), так и неэкономические (например погодные, предпраздничные, сезонные условия). Под их воздействием количество покупок может как возрасти, так и снизиться вне прямой зависимости от уровня цен покупаемых товаров.
В-третьих, объем многих товаров, покупаемых потребителями вне зависимости от цены, может измениться, например, от наличия или отсутствия на рынках взаимозаменяемых и взаимодополняемых товаров. Так, спрос на говядину может возрасти, если отсутствуют другие виды мясной продукции (свинины, баранины, птицы). И наоборот, большой выбор мясного ассортимента рассредоточит спрос в соответствии с предпочтениями покупателей, снижая его по каждой отдельной группе этого товара. К числу взаимодополняемых товаров потребительского рынка можно отнести, например, сахар и другие сладости в дополнение к таким напиткам, как чай или кофе. Отсутствие сахара способно вызвать падение спроса на чай и кофе, поскольку многие люди не согласятся употреблять их несладкими, невзирая на специфическую полезность. Почти каждый товар имеет свои «дополнители» и «заменители», и наличие их на товарных рынках способно существенно изменить покупательский спрос.
В-четвертых, на покупательский спрос способны влиять и такие неценовые факторы, как субъективные предпочтения и вкусы потребителей, их отношение к моде, дизайну товаров. Существенную роль может сыграть конкуренция покупателей, а также специфика покупательской психологии (например эффект толпы: многие устремятся покупать тот товар, который почему-то покупают все и т.д.).
Проиллюстрируем на графике влияние неценовых факторов (рис. 1).
Рис. 1. Изменение спроса под воздействием неценовых факторов
Для этого в тех же осях цен и количества товаров поместим уже известную нам кривую спроса dd. Неценовые факторы вызывают изменения спроса на товары, независимо от уровня их цены. Изменение неценовых факторов вызывает смещение всей кривой спроса,показывая изменение количества спрашиваемых товаров по той же цене.