Тема. Организованный и неорганизованный рынки ценных бумаг.

1. Неорганизованный РЦБ и его особенности.

2. Организованный РЦБ. Его признаки и важнейшие сектора.

3. Фондовые биржи и биржевой рынок ценных бумаг.

4. Фондовые аукционы.

5. Конкурсные торги на РЦБ. (Фондовые тендеры)

6. Фондовые магазины.

1. К числу важнейших секторов фондового рынка относят неорганизованный рынок и особенно организованный. Эти сектора существуют и взаимодействуют с десятками других секторов РЦБ.

Экономическая значимость организованного и неорганизованного рынков является различной в разных странах. Это может проявляться в следующем:

1) различные соотношения этих секторов в обороте фондового рынка.

2) степень развитости национального РЦБ в частности характеризуется и абсолютным преобладанием организованного рынка над неорганизованным.

Неорганизованный РЦБ - сектор фондового рынка, на котором сделки с ценными бумагами совершаются без соблюдения требований организованного рынка к предмету сделок, их условиям и участникам.

Особенности неорганизованного рынка:

1. Наличие множества различных продавцов или носителей предложения ценных бумаг (население или физ лица, любые эмитенты, включая акционерные компании; брокерские и дилерские компании; инвестиционные институты и любые другие продавцы).

2. Специальные требования по отбору и допуску к участникам сделок не предъявляются.

3. Разнообразие или множественность различных покупателей, разных носителей спроса. (Физические лица, кредитные институты, фондовые посредники брокеры и дилеры, инвестиционные институты, гос органы и тд). Требования по специальному допуску этих покупателей к сделкам на этом рынке не применяются.

4. Торговля ценными бумагами производится в различных точках и местах. Эти места заранее не определяются и не фиксируются. (Улицы, территории развлекательных объектов, офисы гос и негос организаций и тд)

5. Время сделки устанавливается ее участниками произвольно, а значит заранее не регламентируется.

6. Торговля может производиться отдельными бланками ценных бумаг, а также партиями случайного или неопределенного размера. Торговля стандартными партиями не практикуется. Стандартизировать пакет на этом рынке просто некому.

7. Отсутствие единого или единообразного курса во множестве сделок, совершаемых на этом рынке. Это означает, что сделки совершаются по ценам отдельных сделок, а не по курсу рынка.

8. На этом рынке отсутствует единый центр (центры), вырабатывающие методологию и способ организации торговли. Отсутствует центр, вырабатывающий хотя бы базовые правила.

9. Объектом могут быть ценные бумаги любых эмитентов, которые являются объектом законного выпуска и обращения на рынке страны.

10. Специальные требования по рцб к сделкам на этом рынке не предъявляются.

11. Отсутствует развернутая информация о фактах совершения сделки, их объемах, условиях совершения сделки. Определенные исключения составляют процесс размещения новых выпусков ценных бумаг, в том числе и на этом рынке.

12. Отсутствует заметная конкуренция между продавцами и покупателями ценных бумаг одного эмитента на этом рынке. Отсутствует конкуренция, как неотъемлемое условие формирования рыночных цен на бумаги, которые продаются и перепродаются на этом рынке.

13. Классически считается, что этот рынок характеризуется стихийностью, а также спонтанными действиями как продавцов, так и покупателей.

Элементы организации на этом рынке начинают появляться в следующих случаях:

1) при размещении новых выпусков акций.

2) при размещении государственных заемных бумаг.

3) при скупке ценных бумаг фондовыми брокерами в интересах клиентов.

4) при фактах скупки и перепродажи ценных бумаг фондовыми дилерами.

Этот рынок может приобретать временные особенности, а) в отдельных странах б) в конкретные периоды времени в) при сделках в конкретных регионах г) при сделках с ценными бумагами определенных выпусков и эмитентов.

Кроме того, считается, что именно этот рынок характеризуется повышенным уровнем финансового риска и для его продавцов и для покупателей.

2. Организованный рынок - особый сектор фондового рынка, на котором операции совершаются на основе процедур и условий, установленных организаторами торгов для его участников в соответствии с фондовым законодательством и правилами организации торгов, принятыми организаторами сделок.

Особенности организованного рынка:

1. Торги или сделки проводятся в строго определенное время (биржевая сессия или биржевой день, аукционный день и тд).

2. Объем продаваемых ценных бумаг в рамках каждой сделки (кроме фондовых магазинов) определяется до начала торговли. (Биржевой лот, аукционный лот, единичная партия товаров, объем конкурсных торгов и тд). В рамках фиксированного периода торгуемые партии имеют заранее известный размер для участников.

3. Организованный рынок и его сектора допускают выполнение только оптовой торговли (кроме фондовых магазинов). Сделки выполняются только с партиями товара. Размеры партии определяются организаторами торгов. В отдельных случаях это могут быть только стандартные партии по размеру (биржевой лот) или разовые нестандартные, но заранее определенные организаторами торгов (блокирующий пакет).

4. Ценные бумаги прошли спец процедуры отбора (кроме фондовых магазинов). Понятие "оргаизованный рынок" это понятие "рынок отборных ценных бумаг", прошедших процедуру отбора.

5. На этом рынке имеется один, а чаще достаточно большое количество центров организации сделок. Именно эти центры разрабатывают правила торгов на различных секторах этого рынка.

6. Торговля на этом рынке организуется в строго определенных местах (биржевой или операционный зал фондовой биржи, аукционный зал, место проведения конкурсных торгов, помещение фондового магазина ).

7. На этих рынках обязательно производится процедура отбора для участников торгов (биржевые торги, фондовый аукцион)

8. Информация об организуемых торгах различными способами доводится до их участников, до профессионалов рынка, до широких слоев общественности. Причем фондовые аукционы, фондовые биржи и организаторы тендеров активно используют СМИ. Поэтому считается, что эти считаются информационно открытыми или публичными. Итоги сделок на этих рынках доводятся до участников рынка, до его институтов, до общественности различными методами или способами с различной степенью полноты и детализации.

9. Эти рынки характеризуются наличием большого числа покупателей и продавцов, особенно если учитывать клиентов, заказывающих сделки профессионалам рынка. (За исключением закрытых аукционов).

10. Цены на этом рынке являются конкурентными. Поэтому вызывают максимальное доверие на фондовом рынке. Особенно это относится к биржевым ценам.

11. Различные сектора этого рынка имеют два способа или варианта функционирования: 1) являются регулярными, постоянно действующими (фондовые биржи и фондовые магазины) 2) нерегулярно работающие организованные рынки (фондовые аукционы, конкурсные торги или фондовые тендеры). Для организации торгов на различных секторах этого рынка обычно требуется статус профессионального участника рынка.

3. Фондовая биржа и биржевой рынок.

Фондовая биржа может определяться:

1) это особый институт рынка ценных бумаг

2) это особая торговая площадка, где на постоянной основе осуществляются сделки с ценными бумагами

3) это профессиональный участник рынка (из-за того что для организации фондовой биржи требуется статус профессионала рынка, лицензия)

4) это специально организованный рынок ценных бумаг.

Для получения такой лицензии государство предъявляет максимальные требования по всем лицензионным позициям:

1. Объем собственного капитала соискателя лицензии

2. Объем застрахованных рисков

3. Наличие подготовленного персонала (подготовка должна быть удостоверена специальными профессиональными документами).

Фондовая биржа - это организованный постоянно действующий публичный вторичный оптовый рынок отборных ценных бумаг.

Оптовый - торги ведутся только партиями товара. Сделок с единичными уенными бумагами не бывает. Партии называются "биржевой лот".

Лот - стандартная партия биржевых ценных бумаг, которая является единицей сделок на фондовой бирже. Партии имеют стандартный размер.

Для акций стандартная партия 100, для облигаций 1000 единиц (могут менять)

Операции:

1. Дробление лота 1 - стандартная биржевая партия разделяется на более мелкие с целью распродажи биржевых ценных бумаг мелким покупателям за пределами биржевого рынка. Выполняется за дополнительную плату. Делают чаще всего фондовые дилеры.

2. Консолидация лота - объединение единичных и мелких пакетов ценных бумаг до размера стандартного биржевого лота.

Фондовая биржа - это особый сектор организованного вторичного рынка, на котором производится только перепродажа специально отобранных ценных бумаг. Изредка биржа может участвовать в первичном размещении.

Публичны рынок - характеризуется максимальным уровнем открытости и информативности на рынке ценных бумаг. Открыты уставные документы, правила допуска к биржевым торгам.

Рынок отборных ценных бумаг - листинг или биржевой отбор. Фондовая биржа сама определяет правила проведения листинга, критерии отбора и проводит листинг. Недостаток - у нас в россии у всех бирж критерии разные. У одной биржи бумаги - биржевые, у другой нет.

Самые жестки критерии у крупнейшей фондовой биржи - нью-йоркской.

Процедуру листинга оплачивает эмитент, предоставляет максимум информации об экономической информации. В рамках процедуры отбора биржа проводит независимый аудит.

3)Фондово-товарные биржи: в этом случае суммарный оборот биржевых ценных бумаг превышает суммарный объем продаж биржевого товара на данной бирже в течение года.

4) валютно-фондовые биржи. Организаторы биржевых торгов имеют минимум 2 лицензии: на организацию биржевых торгов какими-либо иностранными валютами; лицензия на организацию биржевых торгов какими-либо ценными бумагами. Годовой оборот биржи = объем продаж валюты+объем продаж ценных бумаг (смотря чего больше валютно-фондовая или фондово-валютная).

Фондово-валютная биржа - биржа, у которой объем продаж ценных бумаг занимает свыше половины годового оборота биржи.

Валютная биржа

В мировой практике выделяют два вида (типа) национальных биржевых систем:

1. Моноцентрические - биржевые системы стран, в которых одна крупнейшая биржа организует свыше половины годового объема биржевого оборота страны; биржа, на которой совершается свыше половины объема продаж биржевых ценных бумаг в стране. Нью-йоркская фондовая биржа.

2. Полицентрические биржевые системы - биржевые системы стран, в которых несколько крупнейших фондовых бирж обеспечивают свыше половины годового биржевого оборота. Пример - германия (больше 10 бирж, первая тройка обеспечивает больше половины продаж)

Фондовый аукцион - особый сектор организованного рынка; непостоянно действующий рынок (в отличие от фондовой биржи) его еще называют "нерегулярный организованный рынок"; организованный оптовый рынок по продаже ценных бумаг.

Организаторы аукциона - проф участники рцб, имеющие лиуензию организатора торгов на рцб; специализированные правительственные организации, имеющие полномочия проводить аукционы по продаже различных пакетов ценных бумаг, акуионируемых государственных предприятий. (Российский фонд федерального имущества); конкурсный управляющий - организуют аукционы по распродаже пакетов акций акционерных компаний, находящихся на стадии банкротства; и другие юр лица, уполномоченные проводить аукционы в соответствие с законодательством отдельной страны (разовые или на постоянной основе)

Объекты (предметы) аукционных торгов:

1) контрольные пакеты акций (особенно средних и небольших акционерных компаний)

2) блокирующие пакеты акций

3) пакеты акций, размер которых дает право на место в совете директоров (например от 15% голосующих акций)

4) крупные пакеты, дающие особые права на участие в управлении (право требовать внеочередного собрания акционеров, в России свыше 10% вроде и тд)

5) крупные пакеты заемных ценных бумаг (государственные, корпоративные, региональные). Организатор аукциона в конкретных условиях его проведения имеют право разделить крупный пакет на части, которые называются "аукционный лот".

Аукционный лот - партия аукционного товара, которая становится предметом самостоятельных торгов в рамках данного аукциона.

Аукцион - это рынок только крупно оптовой торговли ценными бумагами как аукционными.

Организаторы торгов определяют место проведения аукциона. Его адрес и описание указываются в условиях проведения аукциона, которые поступают в публичный оборот.

Организаторы определяют шаг аукциона

Шаг аукциона - стандартная величина, на которую может повышаться или понижаться та аукционная цена, которую предлагают участники аукциона в ходе его проведения.

Время аукциона заранее определяет его организатор и публично доводит его до сведения потенциальных участников.

Правила и условия допуска к участию в аукционе также определяет организатор. Определяется пакет необходимых документов, которые должны быть поданы организатору для решения вопроса о допуске к участию в аукционе.

Организаторы определяют целесообразность и величину предварительного задатка (аукционного взноса), который должен быть оплачен до начала аукциона. Отсутствие оплаты такого взноса дает основание организаторам не допускать претендента к участию.

Определение величины взноса

1) в % от стартовой цены аукционного товара

2) в абсолютных размерах.

в условиях аукциона обязательно указывается вид аукциона

Виды аукциона:

1. Английский аукцион - аукцион на повышение: торги начинаются с установленной стартовой цены. Участники аукциона в процессе торгов повышают аукционную цену на величину шага. Победителем становится участник, предложивший максимальную цену по этим правилам.

2. Голландский аукцион; аукцион на понижение - устанавливается стартовая цена лота, с которой начинаются торги. Каждый участник аукциона предлагает цену меньше на величину шага. Устанавливается минимальная цена.

По степени открытости:

1) открытые аукционы.

2) закрытые аукционы

Открытые аукционы - открыты условия, открытый список участников

Закрытый аукцион - список участников может быть засекречен, закрыт

Аукционная цена - особый вид рыночной стоимости ценных бумаг, который формируется в процессе жестко состязательных торгов на особом рынке под названием фондовый аукцион.

Аукционы позволяют обеспечить организацию торгов на крупные пакеты ценных бумаг. Отбор участников аукциона по особым правилам.

Цена аукциона формируется в особых условиях - в рамках только периода проведения аукционных торгов (ограниченное время) на территории только аукционного зала. В рамках концентрации предложения аукционного товара и концентрации спроса на аукционный товар на территории только аукционного зала. Это обеспечивает условия жесткой конкуренции при формировании аукционных цен.

При этом следует учесть, что в структуре аукционной цены содержится ценовая надбавка различного размера, связанная с величиной лота. Особенно это заметно на торгах с блокирующими и контрольными пакетами. За власть в компании.

Фондовые магазины представляют собой особый сектор организованного рынка ценных бумаг. Это сектор, на котором производятся розничные продажи пакетов ценных бумаг.

В РФ в законодательстве ни слова о фондовых магазинах.

Объекты сделок:

1) мелкие (нестандартные) пакеты биржевых ценных бумаг, меньше стандартного биржевого лота.

2) нестандартные пакеты биржевых заемных ценных бумаг

3) мелкие пакеты акций, не входящих в биржевые списки фондовых бирж (небиржевые ценные бумаги)

4) нестандартные пакеты заемных бумаг, не входящие в биржевые списки отечественных бирж

5)Акции новых выпусков, размещаемые мелкими пакетами в рамках нормативного периода

6) небольшие пакеты заемных бумаг, размещаемые среди мелких покупателей.

7) мелкие пакеты новых выпусков госбумаг, размещаемые на условиях розничной торговли среди мелких инвесторов.

8) небольшие пакеты региональных ценных бумаг, в размещении которых участвует сеть фондовых магазинов на территории региона-эмитента или соседних регионов.

Операции в системе фондовых магазинов:

1. Покупка ценных бумаг у мелкиз держателей

2. Перепродажа ценных бумаг единичными бумагами и мелкими пакетами мелким покупателям.

3. Участие в размещении новых выпусков ценных бумаг.

4. Консалтинговые операции - консультирование потенциальных покупателей

5. Информационное обслуживание клиентов. ( в первую очередь покупателей новых выпусков ценных бумаг)

6. Дробление биржевого лота

7. Консолидация мелких пакетов биржевых ценных бумаг до величины биржевого лота.

Фондовые магазины могут размещаться в любых регионах страны, обычно размещение начинается с крупных регионов, с регионов где присутствуют крупные компании-эмитенты, регионов где регулярно выпускаются и размещаются региональные и муниципальные ценные бумаги.

Решаетсч вопрос об организации центров постоянной розничной торговли ценнми бумагами, в том числе и в отдаленных регионах страны.

С их помощью создаются условия для возникновения рыночного выбора свободных денег для формирования реальной конкуренции между эмитентами и между их бумагами как товарами на конкретных секторах рынка страны.

Создание таких магазинов требует статуса профессионала рынка. Профессионал рынка должен иметь или лицензию организатора торговли на фондовом рынке или входить в реестры профессиональных участников рынка.

Учредителями таких магазинов могут быть:

1) фондовые дилеры, работающие на постоянной основе на фондовой бирже

2) фондовые брокеры, действующие на бирже

3) организаторы фондовых бирж

4) специализированные государственные организации, функцией которых является организация размещения правительственных, региональных и муниципальных бумаг на территории страны.

Важнейшие функции фондовых магазинов:

1. Организация размещения (первой распродажи) любых корпоративных ценных бумаг (по договору с компаниями-эмитентами)

2. Участие в размещении новых выпусков акций крупнейших компаний страны.

3. Участие в размещении новых выпусков ценных бумаг своего региона (субъект федерации или муниципальное образование)

4. организация дробления биржевых лотов с целью перепродажи биржевых ценных бумаг мелким покупателям

5. Организация консолидации мелких пакетов биржевых ценных бумаг до величины биржевого уровня.

6. Организация продвижения государственных и негосударственных ценных бумаг в отдаленные регионы страны.

продавцы и перепродавцы:

1) акционерные компании региона, размещающие новые выпуски

2) филиалы и отделения коммерческих банков, использующие магазины для размещения банковских бумаг, включая и банки-эмитенты из других регионов

3) органы региональной власти - эмитенты собственных заемных бумаг.

4) биржевые посредники, организующие дальнейшую перепродажу биржевых ценных бумаг на территории региона

5) физические лица-держатели ценных бумаг, желающие их перепродать через организованный рынок

Потенциальные покупатели:

1. Население, физ лица (мелкие пакеты)

2. Фондовые брокеры, выполняющие заказы на скупку голосующих акций определенных акционерных компаний

3. Фондовые дилеры, формирующие стандартные биржевые лоты для перепродажи на биржевых торгах.

4. Биржевые посредники, использующие фондовые магазины как инструмент дробления биржевых лотов и продвижения биржевых ценных бумаг в регионы страны.

5. Фондовые дилеры, формирующие крупные пакеты акций желаемых эмитентов с целью их перепродажи на вторичном рынке.

Правила учреждения фондовых магазинов утверждаются в каждой отдельной стране. Надзор за их деятельностью осуществляют надзорные органы государства в соответствие со своей компетенцией.

Фондовые магазины и их заметная доля в обороте первичного и вторичного рынка является одним из показателей определенной цивилизованности рвнка ценных бумаг страны. Их создание - это метод постепенного вытеснения сделок на уличном рынке из практики проведения фондовых операций на территории страны.

Чем выше доля сделок через магазине и меньше доля уличного рынка, тем более цивилизованным считается национальный рынок ценных бумаг.

Конкурсные торги.

Конкурсы представляют собой нерегулярно работающие организованные рынки. Правила проведения сделок и организации таких конкурсов разрабатываются и утверждаются индивидуально в каждой стране, однако единым является понимание того, что тендеры - это организованный рынок, причем это рынок конкурентный (состязательный). Поэтому тендеры (конкурсы) входят в группу состязательных рынков наряду с биржами и аукционами.

конкурсы - рынки оптовой торговли крупными пакетами.

Объектами конкурсных сделок могут быть :

1) контрольные пакеты акций

2) блокирующие пакеты

3) крупные пакеты голосующих акций, дающие особые права на участие в управлении экономикой эмитента , вплоть до гарантированного места в совете директоров

4) крупные пакеты новых выпусков акций, размещаемые компаниями-эмитентами на конкурсныз началах. В том числе среди посредников-андеррайтеров (профессиональные участники, которые принимают на себя часть рисков по неразмещению акций)

Организаторы конкурсныз торгов:

1. Акционерные компании-эмитенты

2. государство как эмитент.

3. Органы региональной власти

4. Органы муниципальной власти

5. Профессиональные участники, в том числе и организаторы торгов.

6. Специализированные государственные организации, созданные длч проведенич конкурсных торгов (госкдарственными бумагами, или негосударственными но принадлежащими государству на праве собственности)

Организаторы конкурсных торгов должны разработать и довести до рынка позиции:

1). Объект конкурсных торгов

2). Номинальная стоимость ценных бумаг, выставляемых на конкурс

3). Наличие или отсутствие обременения этого пакета (другими обязательствами эмитентов)

4) перечень позиций, по которым должны быть представлены предложения участников конкурса, в том числе цена покупки, объем будущих инвестиций после победы на конкурсе и тд.

5) период проведения конкурса

6) период подготовки и приема заявок участников конкурса

7) пакет документов, подаваемых для участия в конкурсе

8) срок подачи конкурсных предложений его участникам

9) количество этапов конкурса

Наши рекомендации