Лекционные занятия (теоретический курс)

Общие рекомендации по подготовке к лекциям:

В период сессии студентам читаются лекции, на которых рассматриваются наиболее важные темы и разделы курса, а также рассматриваются вопросы, недостаточно полно или точно освещенные в учебной литературе или вызывающие затруднения у большого числа студентов.

При преподавании дисциплины используются преимущественно следующие типы лекционных занятий:

Лекция-дискуссия

Лекция-консультация

Лекции – вид учебного занятия, основанный на устном систематическом и последовательном изложении материала по какой-либо проблеме, теме.

Основные этапы подготовки к лекционному занятию:

1. определение темы лекции (название – лаконичное, краткое, четкое);

2. выделение главных вопросов;

3. определение объема материала по каждому вопросу (в результате определяется объем всей лекции);

4. подбор и изучение всего литературного материала;

5. подбор наглядного материала, ТСО и дидактического материала к нему;

6. составление плана лекции;

7. написание полного текста лекции.

В ходе лекционного занятия преподаватель должен назвать тему, учебные вопросы, ознакомить студентов с перечнем основной и дополнительной литературы по теме занятия. Во вступительной части лекции обосновать место и роль изучаемой темы в учебной дисциплине, раскрыть ее практическое значение. Если читается не первая лекция, то необходимо увязать ее тему с предыдущей, не нарушая логики изложения учебного материала. Раскрывая содержание учебных вопросов, акцентировать внимание студентов на основных категориях, явлениях и процессах, особенностях их протекания. Раскрывать сущность и содержание различных точек зрения и научных подходов к объяснению тех или иных явлений и процессов.

Следует аргументировано обосновать собственную позицию по спорным теоретическим вопросам. Приводить примеры. Задавать по ходу изложения лекционного материала риторические вопросы и самому давать на них ответ. Это способствует активизации мыслительной деятельности студентов, повышению их внимания и интереса к материалу лекции, ее содержанию. Преподаватель должен руководить работой студентов по конспектированию лекционного материала, подчеркивать необходимость отражения в конспектах основных положений изучаемой темы, особо выделяя категориальный аппарат. В заключительной части лекции необходимо сформулировать общие выводы по теме, раскрывающие содержание всех вопросов, поставленных в лекции. Объявить план очередного семинарского занятия, дать краткие рекомендации по подготовке студентов к семинару. Определить место и время консультации студентам, пожелавшим выступить на семинаре с докладами и рефератами по актуальным вопросам обсуждаемой темы.

Лекция должна быть органически связана с дру­гими видами учебных занятий: семинарами, лабо­раторными работами, учебной и производственной практикой, самостоятельной работой студентов.

Рекомендации по темам:

№ п/п Разделы (темы) дисциплины Рекомендации
1. Экономическая теория как наука Рассмотреть подходы разных авторов в научной литературе
2. Типы и модели экономических систем Рассмотреть на примерах соответствующих стран с использованием современной статистической информации
3. Экономические потребности и блага Рассмотреть в качестве примера потребительскую корзину жителя конкретной страны
4. Собственность Ознакомиться с нормативно-правовыми документами, регулирующими отношения собственности
5. Экономические ресурсы Изучить статистическую информацию по ресурсам Российской Федерации
6. Производство и его факторы Изучить отраслевую структуру промышленности в России
7. Сущность и функции рынка Примеры из практической деятельности субъектов рынка
8. Экономические функции правительства Рассмотреть на примерах практической деятельности правительства России
9. Цели и функции фирмы Привести примеры рыночной стратегий по мировым компаниям
10. Спрос и предложение Рассмотреть график спроса и предложения на примере конкретного товара и услуги
11. Эластичность Рассмотреть график эластичности спроса и предложения на примере конкретного товара и услуги
12. Издержки производства Рассмотреть и проанализировать издержки конкретной фирмы
13. Природные ресурсы и экологические проблемы Изучить статистическую информацию по природным ресурсам России
14. Школы и направления экономической теории Рассмотреть подходы разных авторов в научной литературе к анализу тех или иных экономических школ
15. Труд и предпринимательская способность Изучить статистическую информацию по уровню заработной платы в России
16. Безработица Изучить статистическую информацию по уровню безработицы в России
17. Теория ренты Рассмотреть подходы разных авторов в научной литературе
18. Инвестиции Изучить статистическую информацию по уровню инвестиций в экономику России
19. Совокупный спрос и совокупное предложение Рассмотреть статистическую информацию Министерства экономического развития РФ по изменениям совокупного спроса и предложения
20. Специфика макроэкономики Примеры из практической деятельности субъектов макроэкономики
21. Экономическое развитие и рост Рассмотреть статистическую информацию по уровню и темпам экономического развития России и других стран
22. Инфляция Рассмотреть статистическую информацию по инфляции в России и других странах
23. Сущность, функции и виды денег Привести примеры функционирования денежных систем разных стран
24. Кредит и кредитная система Рассмотреть статистическую информацию по уровню кредитных ставок в разных странах
25. Финансовая система государства: бюджет, налоги Рассмотреть данные по федеральному бюджету РФ. Проанализировать данные ФНС РФ
26. Государственное регулирование экономики Привести примеры функционирования системы государственного регулирования в разных странах
27. Система национальных счетов Проанализировать данные по величине и структуре национального богатства РФ
28. Международные экономические отношения Проанализировать данные по величине и структуре экспорта и импорта РФ
29. Особенности переходной экономики России Рассмотреть подходы разных авторов в научной литературе
30. Теория экономических циклов Рассмотреть подходы разных авторов в научной литературе

Семинарские занятия

Общие рекомендации по подготовке к семинарам:

Для более глубокого изучения курса экономики проводятся практические занятия (семинары) на которых обсуждаются и углубленно изучаются наиболее трудно усваиваемые темы.

При подготовке к семинарскому занятию по теме прочитанной лекции преподавателю необходимо уточнить план его проведения, продумать формулировки и содержание учебных вопросов, выносимых на обсуждение, ознакомиться с новыми публикациями по теме семинара и составить список обязанностей и дополнительной литературы по вопросам плана занятия. Можно завести рабочую тетрадь, в которой учитывать посещаемость занятий студентами и оценивать их выступления в соответствующих баллах. Оказывать методическую помощь студентам в подготовке докладов и рефератов.

В ходе семинара во вступительном слове раскрыть теоретическую и практическую значимость темы семинарского занятия, определить порядок его проведения, время на обсуждение каждого учебного вопроса. Дать возможность выступить всем желающим, а также предложить выступить тем студентам, которые по тем или иным причинам пропустили лекционное занятие или проявляют пассивность. Целесообразно в ходе обсуждения учебных вопросов задавать выступающим и аудитории дополнительные и уточняющие вопросы с целью выяснения их позиций по существу обсуждаемых проблем. Поощрять выступления с места в виде кратких дополнений и постановки вопросов выступающим и преподавателю. Для наглядности и закрепления изучаемого материала преподаватель может использовать таблицы, схемы, карты, презентации.

В заключительной части семинарского занятия следует подвести его итоги: дать объективную оценку выступлений каждого студента и учебной группы в целом. Раскрыть положительные стороны и недостатки проведенного семинарского занятия. Ответить на вопросы студентов. Назвать тему очередного занятия.

план семинарских (практических) занятий

Очная форма обучения

Семинар 1

Наши рекомендации