Лекционные занятия (теоретический курс)
Общие рекомендации по подготовке к лекциям:
В период сессии студентам читаются лекции, на которых рассматриваются наиболее важные темы и разделы курса, а также рассматриваются вопросы, недостаточно полно или точно освещенные в учебной литературе или вызывающие затруднения у большого числа студентов.
При преподавании дисциплины используются преимущественно следующие типы лекционных занятий:
Лекция-дискуссия
Лекция-консультация
Лекции – вид учебного занятия, основанный на устном систематическом и последовательном изложении материала по какой-либо проблеме, теме.
Основные этапы подготовки к лекционному занятию:
1. определение темы лекции (название – лаконичное, краткое, четкое);
2. выделение главных вопросов;
3. определение объема материала по каждому вопросу (в результате определяется объем всей лекции);
4. подбор и изучение всего литературного материала;
5. подбор наглядного материала, ТСО и дидактического материала к нему;
6. составление плана лекции;
7. написание полного текста лекции.
В ходе лекционного занятия преподаватель должен назвать тему, учебные вопросы, ознакомить студентов с перечнем основной и дополнительной литературы по теме занятия. Во вступительной части лекции обосновать место и роль изучаемой темы в учебной дисциплине, раскрыть ее практическое значение. Если читается не первая лекция, то необходимо увязать ее тему с предыдущей, не нарушая логики изложения учебного материала. Раскрывая содержание учебных вопросов, акцентировать внимание студентов на основных категориях, явлениях и процессах, особенностях их протекания. Раскрывать сущность и содержание различных точек зрения и научных подходов к объяснению тех или иных явлений и процессов.
Следует аргументировано обосновать собственную позицию по спорным теоретическим вопросам. Приводить примеры. Задавать по ходу изложения лекционного материала риторические вопросы и самому давать на них ответ. Это способствует активизации мыслительной деятельности студентов, повышению их внимания и интереса к материалу лекции, ее содержанию. Преподаватель должен руководить работой студентов по конспектированию лекционного материала, подчеркивать необходимость отражения в конспектах основных положений изучаемой темы, особо выделяя категориальный аппарат. В заключительной части лекции необходимо сформулировать общие выводы по теме, раскрывающие содержание всех вопросов, поставленных в лекции. Объявить план очередного семинарского занятия, дать краткие рекомендации по подготовке студентов к семинару. Определить место и время консультации студентам, пожелавшим выступить на семинаре с докладами и рефератами по актуальным вопросам обсуждаемой темы.
Лекция должна быть органически связана с другими видами учебных занятий: семинарами, лабораторными работами, учебной и производственной практикой, самостоятельной работой студентов.
Рекомендации по темам:
№ п/п | Разделы (темы) дисциплины | Рекомендации |
1. | Экономическая теория как наука | Рассмотреть подходы разных авторов в научной литературе |
2. | Типы и модели экономических систем | Рассмотреть на примерах соответствующих стран с использованием современной статистической информации |
3. | Экономические потребности и блага | Рассмотреть в качестве примера потребительскую корзину жителя конкретной страны |
4. | Собственность | Ознакомиться с нормативно-правовыми документами, регулирующими отношения собственности |
5. | Экономические ресурсы | Изучить статистическую информацию по ресурсам Российской Федерации |
6. | Производство и его факторы | Изучить отраслевую структуру промышленности в России |
7. | Сущность и функции рынка | Примеры из практической деятельности субъектов рынка |
8. | Экономические функции правительства | Рассмотреть на примерах практической деятельности правительства России |
9. | Цели и функции фирмы | Привести примеры рыночной стратегий по мировым компаниям |
10. | Спрос и предложение | Рассмотреть график спроса и предложения на примере конкретного товара и услуги |
11. | Эластичность | Рассмотреть график эластичности спроса и предложения на примере конкретного товара и услуги |
12. | Издержки производства | Рассмотреть и проанализировать издержки конкретной фирмы |
13. | Природные ресурсы и экологические проблемы | Изучить статистическую информацию по природным ресурсам России |
14. | Школы и направления экономической теории | Рассмотреть подходы разных авторов в научной литературе к анализу тех или иных экономических школ |
15. | Труд и предпринимательская способность | Изучить статистическую информацию по уровню заработной платы в России |
16. | Безработица | Изучить статистическую информацию по уровню безработицы в России |
17. | Теория ренты | Рассмотреть подходы разных авторов в научной литературе |
18. | Инвестиции | Изучить статистическую информацию по уровню инвестиций в экономику России |
19. | Совокупный спрос и совокупное предложение | Рассмотреть статистическую информацию Министерства экономического развития РФ по изменениям совокупного спроса и предложения |
20. | Специфика макроэкономики | Примеры из практической деятельности субъектов макроэкономики |
21. | Экономическое развитие и рост | Рассмотреть статистическую информацию по уровню и темпам экономического развития России и других стран |
22. | Инфляция | Рассмотреть статистическую информацию по инфляции в России и других странах |
23. | Сущность, функции и виды денег | Привести примеры функционирования денежных систем разных стран |
24. | Кредит и кредитная система | Рассмотреть статистическую информацию по уровню кредитных ставок в разных странах |
25. | Финансовая система государства: бюджет, налоги | Рассмотреть данные по федеральному бюджету РФ. Проанализировать данные ФНС РФ |
26. | Государственное регулирование экономики | Привести примеры функционирования системы государственного регулирования в разных странах |
27. | Система национальных счетов | Проанализировать данные по величине и структуре национального богатства РФ |
28. | Международные экономические отношения | Проанализировать данные по величине и структуре экспорта и импорта РФ |
29. | Особенности переходной экономики России | Рассмотреть подходы разных авторов в научной литературе |
30. | Теория экономических циклов | Рассмотреть подходы разных авторов в научной литературе |
Семинарские занятия
Общие рекомендации по подготовке к семинарам:
Для более глубокого изучения курса экономики проводятся практические занятия (семинары) на которых обсуждаются и углубленно изучаются наиболее трудно усваиваемые темы.
При подготовке к семинарскому занятию по теме прочитанной лекции преподавателю необходимо уточнить план его проведения, продумать формулировки и содержание учебных вопросов, выносимых на обсуждение, ознакомиться с новыми публикациями по теме семинара и составить список обязанностей и дополнительной литературы по вопросам плана занятия. Можно завести рабочую тетрадь, в которой учитывать посещаемость занятий студентами и оценивать их выступления в соответствующих баллах. Оказывать методическую помощь студентам в подготовке докладов и рефератов.
В ходе семинара во вступительном слове раскрыть теоретическую и практическую значимость темы семинарского занятия, определить порядок его проведения, время на обсуждение каждого учебного вопроса. Дать возможность выступить всем желающим, а также предложить выступить тем студентам, которые по тем или иным причинам пропустили лекционное занятие или проявляют пассивность. Целесообразно в ходе обсуждения учебных вопросов задавать выступающим и аудитории дополнительные и уточняющие вопросы с целью выяснения их позиций по существу обсуждаемых проблем. Поощрять выступления с места в виде кратких дополнений и постановки вопросов выступающим и преподавателю. Для наглядности и закрепления изучаемого материала преподаватель может использовать таблицы, схемы, карты, презентации.
В заключительной части семинарского занятия следует подвести его итоги: дать объективную оценку выступлений каждого студента и учебной группы в целом. Раскрыть положительные стороны и недостатки проведенного семинарского занятия. Ответить на вопросы студентов. Назвать тему очередного занятия.
план семинарских (практических) занятий
Очная форма обучения
Семинар 1