Требования и аспекты оценки претендентов
1. Инновационная функция.
2. Функция планирования и составления временного графика.
3. Функция делегирования.
4. Координаторская функция.
5. Функция принятия решений.
6. Функция мотивирования.
7. Функция контроля.
8. Информационная функция.
9. Функция помощи и выбора персонала.
Далее следует детальное описание требований к руководящим кадрам, систематизированных по трем аспектам: личность, мотивация результатов работы и компетенция.
Рекомендации к деловой игре «Лидер»
Личность
1. Требования к поведению:
q общительность;
q способность к кооперации;
q мастерство ведения переговоров;
q способность мотивировать;
q способность к контролю;
q способность к курированию и подбору персонала;
q готовность информировать.
2. Требования к самостоятельности:
q целеустремленность;
q уверенность в себе;
q готовность брать на себя ответственность;
q способность к критике;
q доверие.
3. Требования к принятию решений:
q готовность идти на риск;
q компетентность в принятии решений.
4. Требования к делегированию:
q способность информировать и делегировать полномочия.
5. Требования к выносливости:
q устойчивость к стрессам;
q предприимчивость.
6. Требования к гибкости.
Мотивация производительности
1. Требования к целеустремленности:
q выдержка;
q способность к самореализации;
q способность не расстраиваться;
q ориентация на успех;
q предприимчивость.
2. Требования к внутренней (определяемой внутренними факторами) мотивации:
q идеализм;
q готовность к самоидентификации с предприятием/организацией.
3. Требования к внешней (определяемой внешними факторами) мотивации:
q здоровый материализм.
4. Требования к физическому состоянию:
q хорошее состояние здоровья.
5. Требования к психической конституции:
q не нейротическая структура личности.
6. Требования к самоконтролю:
q автономность;
q надежность;
q самодисциплина.
7. Требования к систематической организации работы:
q способность формулирования целей;
q эффективность работы;
q осознание затрат и полезности.
Некоторые из приведенных здесь требований пересекаются с требованиями в подпункте «личность», но это только усиливает оценку.
Требования к компетенции,
связанные с занимаемой должностью
1. Требования к образованию:
q школьное образование;
q основное профессиональное образование;
q знание иностранных языков;
q готовность к дальнейшему обучению и повышению квалификации.
2. Специфические профессиональные требования:
q профессиональная карьера;
q профессиональный опыт;
q знание отрасли;
q знание продукта.
3. Специфические требования, связанные с выполнением задач:
q стойкость при рутинной работе;
q творческий подход;
q способность к планированию и организации;
q способность к координированию;
q понимание проблем;
q умение выражать свои мысли (вербально, невербально);
q технические знания;
q одаренность в области искусства;
q мастерство ручной работы.
4. Специфические требования, связанные с политикой предприятия:
q стиль управления;
q система норм/культура предприятия;
q социально-общественные установки;
q религиозные убеждения;
q политические представления;
q семейные ценности;
q законодательные нормы;
q требования, ориентированные на сотрудников;
q требования, ориентированные на цели предприятия.
Таким образом, мы увидели, что личность, мотивация производительности и компетенция не должны рассматриваться изолированно друг от друга. Тем не менее эффективнее рассматривать все три этих аспекта отдельно.
Если вы видите в себе способность к конкуренции, то это будет мотивировать вашу производительность, оказывать влияние на всю вашу сущность (характеризуемую множеством параметров — от честолюбия до упорства и эгоизма).
Следующие требования представляют собой факторы, связанные с анализом кандидатур: социальная компетентность; системное целенаправленное мышление и поведение; потенциал активности; умение высказывать свои мысли.
Социальная компетентность
q умение сопереживать
способность сочувствовать, распознавать и учитывать проблемы других;
реальная оценка собственного влияния на окружающих;
q общительность
способность легко войти в контакт, заговорить с другим человеком;
открытость в отношении целей, намерений, методов;
доверительное обращение с другими, готовность придти на помощь;
q способность к кооперации
уяснить и развивать далее идеи других;
не реализовывать свои желания за счет других;
делить успех с другими;
отказ от мыслей о конкуренции, интересов власти и соперничества;
q способность к интеграции
определять причины конфликтов и искать их решение;
направлять различные интересы к общей цели, не отказываясь от собственной концепции;
q готовность к информированию
снабжать информацией других;
не задерживать важную информацию;
уметь слушать и находить время для бесед;
q самоконтроль
не реагировать агрессивно на атаки;
не провоцировать других;
быть предсказуемым в любом настроении.
Системное целенаправленное мышление и поведение
q аналитическое мышление
уметь определять общие моменты в различных практических ситуациях;
выводить общие правила при рассмотрении отдельных случаев и уметь применять их;
q концепционное мышление
развитие стратегий решения проблем;
последовательность отдельных шагов при планировании;
q комбинированное мышление
обработка и применение информации и способов мышления других дисциплин;
комбинирование данных в новом виде и разработка вариантов;
q эффективная организация работы
соблюдать сроки и договоренности;
уметь получать общий обзор и распределять задачи;
полностью выполнять собственные задачи;
q способность принимать решения
привлекать всю имеющуюся информацию;
требовать и оценивать альтернативы;
не откладывать решения;
идти на оправданный риск;
просчитывать последствия решений;
q способность планирования и контроля
формулировать цели работы;
искать и устанавливать критерии порядка;
согласовывать друг с другом рабочие процессы;
уметь быстро структурировать сложные ситуации;
проверять выполнение плана.
Потенциал активности
q мотивация работы
сохранять уровень производительности при выполнении сложных задач;
выполнять самостоятельно и быстро срочные задачи; принимать и анализировать изменения;
q мотивация управления
распределение и организация руководящих ролей;
инициатива в проведении выравнивания интересов среди сотрудников;
сконцентрированность более на результатах работы, чем на рабочем процессе;
q автономия
самостоятельная работа без инструктирования;
самостоятельное определение новых задач и целей;
стремление к улучшению результатов работы;
готовность к познанию и изучению нового;
q способность к самореализации
не терять из виду цель;
реализовывать свою точку зрения, несмотря на возникающие препятствия;
не ослаблять конкуренцию;
общее целенаправленное поведение;
q уверенность в себе
не сдаваться при неудачах;
признавать только факты, не поддаваться влиянию других личностей;
ориентированные на успех уверенное мышление и чувства.
Способность выражать свои мысли
способность доступно объясняться устно и письменно;
ясная, понятная речь;
беглое формулирование, хорошее акустическое понимание;
хороший стиль при письме;
риторические способности;
способность к аргументированному убеждению.
Задание 2
Проведите аттестацию сотрудников туристической фирмы «Алый парус» по следующим направлениям (результаты оценки сотрудников должны использоваться как инструмент управления):
Оцениваемый сотрудник
ФИО___________________________________________________________
Должность______________________________________________________
Дата вступления_________________________________________________
_______________________________________________________________
Причина оценки_________________________________________________
_______________________________________________________________
Период оценки__________________________________________________
_______________________________________________________________
Оцените, пожалуйста, в каком объеме сотрудник использовал свои способности и выполнял связанные со своими функциями требования в отношении следующих семи критериев оценки:
1) по существенным пунктам требования не выполняются, результат деятельности неудовлетворительный;
2) по большинству пунктов требования выполняются незначительно, частично неудовлетворительные результаты труда;
3) в основном отвечает требованиям; несмотря на некоторые ошибки, удовлетворительные результаты деятельности;
4) отвечает требованиям по всем параметрам; полностью удовлетворительные результаты;
5) по многим пунктам превосходит требования; в большинстве случаев результаты выше среднего;
6) по большинству требований превосходит предъявляемые требования; очень хорошие результаты;
7) по всем пунктам значительно превосходит требования; отличные результаты.
Определение критериев должно служить их однозначному пониманию и поддерживать при градации. Эксперту тем самым указывается, какие пункты внутри данного критерия должны быть обязательно учтены. Градация создается на основе сравнения результатов отдельных работников.
Производственные отношения и результаты труда | Оценка |
Профессиональная квалификация Владеет необходимыми для своей деятельности знаниями, опытом и методами работы. Активно использует их на практике. Повышает свое образование, овладевает новыми знаниями и изучает современные тенденции. Разрабатывает новые концепции и предложения по решению проблем Организация работы Планирует свою работу в соответствии с практическими, относящимися к ситуации и экономическими критериями. Использует имеющиеся ресурсы. Четко оценивает затраты и учитывает издержки. Систематически занимается планированием и организацией рабочего процесса. Работает целенаправленно и старательно. Применяет самоконтроль. Эффективно использует рабочее время, выполняет задания в срок Самостоятельность Сам ставит перед собой цели, не требуется контроля и наблюдения над ним. Определяет появляющиеся отклонения от целей и проводит мероприятия по их исправлению. Избегает задавать многие дополнительные вопросы, принимает решения в рамках своей компетенции в отведенные сроки. Готов брать на себя ответственность. Определяет новые задачи и ищет новые пути их решения Способность к оценке Анализирует и оценивает положение вещей быстро, уверенно и точно. Ориентируется в ситуации и может реально оценивать проблемы. Не склонен к пространственным обобщениям | |
Способность убеждать Преподносит свою позицию ясно и обоснованно. Общается умело, преодолевает препятствия с помощью убедительной аргументации. Выражается письменно и устно четко и понятно. Уверен в своих действиях Готовность работать Идентифицирует себя со своими задачами. Проявляет инициативу и готовность исполнять порученные задания, в том числе и рутинные. Готов к выполнению новых задач, которые находятся вне его обычной сферы деятельности. Не останавливается на достигнутом. Без приказаний работает сверх нормального рабочего времени, если задание этого требует Способность к переключению Может приспосабливаться к различным ситуациям и работникам. Быстро «врабатывается» в новые, непривычные ситуации и проблемы. Всегда готов к принятию нововведений. Реагирует гибко, но жестко придерживается общепринятых мнений и методов Выносливость Демонстрирует концентрацию и выдержку при выполнении заданий. Может работать в условиях цейтнота с одинаковой интенсивностью и качеством. Преодолевает критические ситуации, рассудителен. Не падает духом при неудачах Сотрудничество Поддерживает коллег, где это необходимо. Передает необходимую информацию нуждающимся в ней людям. Способен целенаправленно работать в группе. Учитывает замечания и предложения других, а также решения коллектива. Готов к критическому пересмотру своей позиции Общительность Очень быстро входит в контакт с другими людьми и сохраняет налаженные связи. Открыт и чувствителен к социальным ситуациям и отношениям между людьми. Способен мотивировать других для решения общих задач |
Управление
Производственные отношения и результаты труда | Оценка |
Ориентация на цели Учитывает поставленные цели и преследует их реализацию (профессионально, персонально, эффективно). Четко определяет цели и действия Организация Следит за правильным и равномерным использованием времени подчиненными. Перепроверяет и оптимизирует распределение задач и рабочие процессы в своей сфере деятельности Делегирование Поручает своим сотрудникам определенные задачи, делегируя им соответствующие полномочия, дает им возможность самостоятельно работать и принимать решения Информация Четко и своевременно информирует своих сотрудников Кооперация Оказывает поддержку сотрудникам в исполнении заданий. Понимает, как важен положительный рабочий климат в подразделении. Учитывает мнение сотрудников при принятии решения Контроль Контролирует в необходимой форме выполнение работы Оценка Оценивает сотрудников добросовестно и правильно. Открыто высказывает похвалу и критику Содействие Содействует планомерному профессиональному развитию своих подчиненных |
Замечания эксперта
(например, профессиональная помощь в оценке сильных и слабых сторон сотрудника)
Замечания оцениваемого
(например, учитывая мнения, представления о собственном развитии и содействии)
_____ _________ _____________ ____________
Дата Эксперт Оцениваемый Руководитель
Оценка результатов труда «Руководящий работник»
Результат/метод | Сильное превышение предъявляемым требованиям | Превышение предъявляемым требованиям | Требования выполняются | Требования выполняются относительно | Требования почти не выполняются |
Результат Определяет безупречность работы, экономичность и качество Планирование Показывает способность к планированию, умение самостоятельно мыслить. Постоянно идет с опережением и использует методы кратковременного планирования Организаторские способности Целесообразно организовал работу в своей сфере. Использует известные методы для решения задач вместе с сотрудниками Инициативность У него множество идей. Способен активно использовать их. Осознает проблемы, обладает аналитическими способностями. Критически и конструктивно мыслит | |||||
Гибкость Умело справляется с необычными проблемами и новыми ситуациями. Легко входит в контакт с другими людьми и быстро анализирует возникшие обстоятельства Сотрудничество Готов к сотрудничеству и открыт предложениям со стороны других. Обладает мастерством общения и необходимым тактом. Открыт для критики Выносливость Уверен, терпелив, психически и физически вынослив, не унывает Отношение к работе Работает увлеченно, аккуратно и надежно. Учитывает интересы предприятия Ориентация на цели Устанавливает цели и приоритеты. Учитывает поставленные цели. Достигает целей и выполняет задачи Делегирование Делегирует задачи и ответственность. Поддерживает самостоятельность сотрудников Ответственность С готовностью принимает на себя ответственность Информация Информирует руководителей, коллег и сотрудников, имеющих отношение к данной задаче. Собирает информацию и следит за ее своевременностью, правильной и точной передачей | |||||
Принятие решений Тщательно готовит свои решения. Принимает их своевременно, даже если они и неприятны. Представляет принятое решение убедительно и доказательно Контроль В принятом порядке контролирует результаты работы. Своевременно замечает отклонения от целей и принимает соответствующие меры Оценка Оценивает сотрудников взвешенно и точно. Открыто высказывает похвалу и критику Содействие Содействует профессиональному и личному развитию сотрудников Мотивация Понимает ее как умение убедить сотрудников в необходимости выполнения задачи, преобразования целей предприятия в личные цели сотрудников. Всегда находит время для подчиненных |
Общая оценка
Требования к предъявляемым
функциям:
значительное превышение требований
превышение требований полное выполнение требований
большая часть требований выполняется
требования почти не выполняются