Перечень вопросов к экзамену
Цель освоения дисциплины
Целью изучения дисциплины «Теория управления» является формирование у слушателей знаний по теоретическим основам управленческой деятельности, ознакомление студентов
с сущностью и методологическими основами теории управления, организационными формами и структурой управления, процессом управления и методологией процесса разработки управленческих решений, функциями управления и коммуникативными процессами в управлении.
Кроме этого, целью этой дисциплины является формирование у слушателей практических навыков применения теории управления.
В связи с поставленной целью формируются следующие задачи:
- определить цели и функции теории управления;
- освоить понятийный аппарат общей теории управления, знать основные концепции управления, понимать их сильные и слабые стороны;
- сформировать у студентов представления о системе управления и элементах ее характеризующих;
- овладеть современной парадигмой управления;
- изучить функции управления и определить их значение для теории и практики управления;
- выработать методологические умения анализа и практического решения управленческих проблем.
По окончанию изучения дисциплины «Теория управления» слушатель должен:
- знатьосновные понятия и определения теории управления;
- иметь представление об эволюции управленческой мысли и практики, ее основных школах и современных теоретических аспектах социального управления;
- понимать роль и значение теории управления для развития практики, особенно в сфере государственного управления;
- уметь анализировать процесс управления, выделять такие его содержательные компоненты, как система управления, разработка управленческого решения, общие функции управления, информационные и коммуникативные процессы в управлении, эффективность процесса управления.
Перечень вопросов к экзамену
1. Сущность и понятие управления.
2. Методология управления: цели, задачи, функции, методы
3. Развитие теории управления как научной дисциплины.
4. Школа научного управления.
5. Школа административного управления.
6. Школа человеческих отношений и науки о поведении.
7. Школа количественных методов.
8. Процессный подход в управлении.
9. Системный подход в управлении.
10. Ситуационный подход в управлении.
11. Развитие науки управления в России.
12. Современные проблемы и состояние менеджмента в России.
13. Эволюция управленческих парадигм. Новая управленческая парадигма
14. Система управления: понятие, свойства, механизм функционирования.
15. Характеристика элементов управляющей подсистемы
16. Характеристика элементов управляемой подсистемы
17. Менеджер как субъект управления. Требования к современным менеджерам.
18. Лидерство и стили руководства.
19. Власть и влияние руководителя.
20. Организация как объект управления.
21. Внутренняя среда организации.
22. Внешняя среда организации.
23. Классификация организаций.
24. Понятие и основные элементы организационной структуры.
25. Типология организационных структур.
26. Планирование как функция управления.
27. Организация как функция управления.
28. Мотивация как функция управления.
29. Контроль как функция управления.
30. Понятие и классификация управленческих решений.
31. Технология разработки и реализации управленческих решений.
32. Методы обоснования управленческих решений.
33. Понятие, виды и модели коммуникаций.
34. Групповая динамика.
35. Стратегическое управление.
36. Основы кадровой политики.
37. Эффективность управления.
38. Самоменеджмент и его основные функции.
39. Методы управления персоналом.
40. Факторы повышения эффективности управления.
Общие требования к структуре и содержанию курсовой работы по дисциплине «Теория управления»
Курсовая работа является частью профессиональной подготовки студентов по дисциплине «Теория управления». Содержание курсовой работы выявляет уровень общетеоретической и профессиональной подготовки студента.
При выполнении курсовой работы студент должен продемонстрировать следующие способности:
- самостоятельно поставить творческую задачу;
- оценить ее актуальность, собрать и обобщить материал, на выбранную тему;
- выработать и аргументировать свой вариант решения поставленной проблемы;
- разработать и логически обосновать практические рекомендации, выводы и предложения.
Курсовая работа должна соответствовать следующим требованиям:
- освещать проблему, недостаточно изученную и исследованную в литературе;
- содержать элементы научного исследования и выполняться на актуальную тему;
- иметь четкую структуру и логическую последовательность в изложении материала;
- содержать убедительную аргументацию, для чего в тексте рекомендуется использовать иллюстрационный материал;
- завершаться доказательными выводами и практическими предложениями.
Руководитель курсовой работы назначается распоряжением заведующего кафедрой.