Организация доставки товаров в магазины ____________________245
Значение централизованной доставки состоит в том, что она позволяет рационально организовать весь процесс товароснабжения розничной торговой сети и предприятий общественного питания, устранить лишние звенья в товароснабжении, сократить численность складского персонала, экспедиторов, грузчиков, улучшить использование автотранспорта, снизить стоимость транспортировки товаров, а также создать условия для улучшения торгового обслуживания населения.
Следует иметь в виду, что централизованной считается только конечная доставка товаров на предприятия розничной торговли и общественного питания (в магазины, палатки, столовые, буфеты и др.), а в сельскую торговую сеть — доставка на склады и базы райпотребсою-зов. С правовой же точки зрения является централизованной и доставка товаров автомобильным транспортом и предприятия оптовой торговли, на склады фирм, объединений и т. д.
Надлежащая организация централизованной доставки товаров позволяет ускорить товародвижение, обеспечить сохранность товаров при транспортировке и продаже.
Оптовые и розничные торговые объединения и предприятия при заключении договоров перевозки с автотранспортными предприятиями должны иметь в виду, что в автохозяйствах должны быть специализированные подразделения по обслуживанию предприятий розничной, оптовой торговли и общественного питания, укомплектованные автомобилями, приспособленными для перевозки различных товаров и, прежде всего, для перевозки товаров на поддонах и в специальных контейнерах (автомобилями с грузоподъемным бортом, консольным краном, средствами передвижения грузов внутри кузова, специализированными охлаждаемыми и изотермическими автомобилями для перевозки полуфабрикатов, кулинарных изделий и других скоропортящихся продуктов). Поэтому в договорах следует оговаривать требования, предъявляемые к виду автотранспортных средств на перевозку конкретных грузов.
Централизованная доставка товаров в розничную торговую сеть может осуществляться как производственными объединениями предприятий и организациями-изготовителями, так и оптовыми торговыми организациями. При этом оптовые торговые организации могут осуществлять централизованную доставку товаров как со своих складов, так и со складов производственных объединений, предприятий и организаций-изготовителей в порядке транзитного завоза.
Одним из центральных вопросов организации централизованной доставки товаров является порядок согласования количества и ассортимента, подлежащих очередной доставке товаров.
Возможны следующие способы определения количества товаров, завозимых получателям в очередную доставку:
а) по заказам получателей (магазинов, столовых и т. д.) на очередную доставку необходимых им товаров по количеству и ассортименту. Сумма ежедневных или иной периодичности разовых заказов за определенный период (месяц, квартал) должна соответствовать количеству товаров, предусмотренному договором.
Ассортимент товаров в представляемых заказах должен соответствовать согласованной сторонами спецификации. В договоре может быть предусмотрено право получателя на представление поставщику заказов по количеству и ассортименту с отклонением от средней нормы товаров, полагающихся на очередную доставку.
При представлении заказов необходимо учитывать минимальные нормы доставки, которые определяются в договорах.
Договорной практикой выбраны три способа передачи заказов поставщику: 1) доставка письменного заказа; 2) передача заказа по телефону; 3) прием заказа представителем поставщика, доставляющим товар. Порядок представления заказов и их акцепта необходимо предусматривать в договорах;
б) в соответствии с заказами покупателей по договору — объединений, фирм, сетей и т. д. на очередную доставку товаров его торговым единицам — получателям товаров.
Для того чтобы заказы были обоснованными, покупатель должен знать требования каждого получателя с учетом спроса населения. С этой целью покупатель ежедневно или с иной периодичностью, в зависимости от графика доставки, предварительно получает и согласовывает заказы от своих получателей, при необходимости корректирует и приводит их в соответствие с условиями договора, обобщает заказы всех получателей и обобщенный заказ представляет поставщику в порядке, установленном договором;
в) по разнарядкам покупателей с указанием в них получателя товаров и дней завоза. При этом способе покупатель ежемесячно, в зависимости от условий договора, выдает поставщику разнарядку на товары, подлежащие централизованной доставке каждому получателю, с указанием количества, ассортимента товаров и дней доставки. Выписка из разнарядки вручается каждому получателю, который, как и сам покупатель, может в установленные договором сроки уточнить количество и ассортимент товаров, которые ему следует доставить с учетом спроса населения на эти товары.