Пример 3.2 ПРИНЯТИЕ РЕШЕНИЯ МЕСТНЫМИ ВЛАСТЯМИ

Программы субсидий, предоставляемых федеральным правительством администрации штатов и местным влас­тям, служат многим целям. Одна программа может быть нацелена на стимулирование расходов на начальное и среднее образование, другая — на перераспределение по­ступлений между относительно богатыми и относительно бедными штатами, а третья может проводиться для того, чтобы гарантировать отдельным органам власти обеспече­ние минимальных уровней обслуживания своих избира­телей.

Какие виды субсидий лучше подойдут для этих раз­личных целей? Ответ зависит от стимулирующего воздей­ствия, предусматриваемого каждой подпрограммой по суб­сидиям. Изменяя ограничения, с которыми сталкивается местная власть, программа может повлиять на решение от­носительно бюджета местных властей. Рассмотрим два ти­па программ по субсидиям, обращая внимание на то, что они вызывают различную реакцию со стороны местной

администрации.

Предположим, что некий чиновник изыскивает средства на содержание полиции, выделяемые из местного бюджета. Предпочтения чиновника отражают его мнение о том, как следует распределить ассигнования на содержание полиции и что, на его взгляд, предпочли бы жители для личного потребления. До вступления в силу программы субсидий бюджетная линия представлена линией PQ на рис. 3.12. Данная бюджетная линия представляет собой общую сумму средств, предназначенных для расходов на полицию (показаны на оси абсцисс), и для личного потребления (показаны на оси ординат). Макси­мизирующий набор А на кривой безразличия Hi показы-

Пример 3.2 ПРИНЯТИЕ РЕШЕНИЯ МЕСТНЫМИ ВЛАСТЯМИ - student2.ru

U-,

SZ UV

Расходй/ на полицию, долл

Рис. 3.12. График недолевой субсидии

вает, что OR тратится на личное потребление, a OS идет на расходы на полицию. Так как общественные расходы покрываются за счет местных налогов, расходы на личное потребление представляют собой все расходы после уп­латы налогов.

Первый тип программ по субсидиям — недолевая суб­сидия, т. е. просто выдача чека местным властям, по ко­торому они могут тратить деньги без ограничений. Такая не связанная какими-либо условиями субсидия расширяет границу местного бюджета — от PQ к TV, где равенство PT = QV представляет собой размер субсидии в долла­рах. Реакция на этот приток средств заключается в сдвиге к более высокой кривой безразличия путем выбора набора потребительских товаров и услуг В по обоим видам това­ров (ОИ — личных расходов и OZ — расходов на поли­цию) . Но увеличение расходов на личное потребление означает, что часть средств для полиции, которые раньше поступали за счет налогов, теперь поступают из прави­тельственных субсидий.

Вторым типом субсидий является долевая субсидия. Долевые фонды предлагаются в форме субсидий на мест-

Пример 3.2 ПРИНЯТИЕ РЕШЕНИЯ МЕСТНЫМИ ВЛАСТЯМИ - student2.ru

V KQ R

Расходы на полии,ию,долл

Рис. 3.13. График долевой субсидии

ные расходы. Например, федеральное правительство мо­жет заплатить 1 долл. из каждых 2 долл., которые мест­ные власти взимают, чтобы оплатить работу полиции. В результате долевая субсидия снижает относительную стоимость товара. На рис. 3.13 долевая субсидия вращает бюджетную линию в направлении от PQ к PR. Если на полицию тратятся деньги из местного бюджета, бюджет­ная линия остается неизменной. Однако если представи­тель местной власти решает израсходовать деньги на общественные нужды, бюджет возрастет.

В результате долевой субсидии власти отдают пред­почтение набору С, а не А. Этот сдвиг связан с увеличе­нием как личных расходов, так и расходов на полицию. В точке С общее количество долларов OX ассигнуется полиции, a OW — на личные расходы.

Результаты использования двух видов субсидий раз­личны.

При долевой субсидии местные власти выбирают пе­редвижение от А к С, а не от А к В. На рисунке по­казано, что долевая субсидия ведет к большим расходам на полицию, чем при недолевой субсидии, при том что расходы правительства на оба вида субсидий одина­ковы.

«УГЛОВОЕ» РЕШЕНИЕ

Иногда потребление некоторых категорий товаров сво­дится к минимуму. Например, некоторые люди совсем не тратят денег на путешествия и развлечения. Анализируя кривые безразличия, можно выявить условия, при которых потребители предпочитают не покупать определенный то­вар.

На рис. 3.14 изображены кривые безразличия и бюд­жетная линия AB, при которых потребитель предпочитает приобретать только продукты питания, а не одежду. Та­кая ситуация называется «угловым» решением, потому что, когда один из товаров не потребляется, набор товаров оказывается на границе бюджетного множества. В точке В, являющейся точкой максимального удовлетворения по­требностей, предельная норма замещения продовольст­вия одеждой больше, чем угловой коэффициент бюджет­ной линии. Это означает, что если бы у потребителя было больше одежды, от которой он мог бы отказаться, то он с радостью отдал бы ее ради дополнительного приобретения продуктов питания. В действительности предельная норма замещения выше, чем соотношение цен, независимо от того, сколько продуктов питания потреб­ляет человек. Другими словами, предельная выгода, свя-

I I

U-,

Пример 3.2 ПРИНЯТИЕ РЕШЕНИЯ МЕСТНЫМИ ВЛАСТЯМИ - student2.ru

Продукты питания,единиц Рис. 3.14. «Угловое» решение 89

занная с дополнительным потреблением продуктов пита­ния, больше предельных издержек.

Когда возникает «угловое» решение, предельная норма замещения потребителя не равна соотношению цен. Ус­ловие «предельная выгода равна предельным издержкам», о котором шла речь в предыдущем разделе, выполняется только тогда, когда потребляется определенное количест­во всех товаров.

Важным уроком из нашего анализа «углового» реше­ния является то, что прогнозы количества закупаемого потребителями определенного товара при изменении эко­номических условий зависят от природы потребительских предпочтений по данному продукту, по взаимосвязанным продуктам и от наклона бюджетной линии. Если пре­дельная норма замещения продовольствия на одежду су­щественно выше, чем соотношение цен, как показано на рис. 3.14, то небольшое снижение в цене на одежду не изменит потребительский выбор — потребитель по-прежнему предпочтет потреблять только продукты пита­ния. Но если цена на одежду значительно падает, потре­битель в короткий срок начнет покупать много одежды.

Пример 3.3

Наши рекомендации