Выберите правильный ответ

Тема: СССР в 1945 – 1953 гг.

Часть 1

Выберите правильный ответ.

А1. Одним из последствий победы СССР в Великой Отечественной войне было:

1) прекращение политических репрессий;

2) укрепление тоталитарного режима;

3) ослабление власти номенклатуры;

4) развитие демократических начал на предприятиях.

А2. Речь У. Черчилля в Фултоне была произнесена в:

1) 1945 году; 3) 1947 году;

2) 1946 году; 4) 1948 году.

А3. Для внешней политики И. В. Сталина был (-а;-о) характерен (-на; -но):

1) поиск внешнего врага;

2) отказ от гонки вооружений;

3) борьба за роспуск военных блоков;

4) стремление к ограниченному суверенитету стран соцлагеря.

А4. Укажите послевоенные годы засухи и голода.

1) 1945 г., 1946 г.; 3) 1948 г., 1949 г.;

2) 1946 г., 1947 г.; 4) 1950 г., 1952 г.

А5. В Совет Экономической Взаимопомощи вошли:

1) СССР, КНР и Куба;

2) СССР и социалистические страны Восточной Европы;

3) СССР и США;

4) все европейские государства.

А6. Отметьте, о ком идёт речь. Руководитель Ленинградского горкома партии в годы Великой Отечественной войны, секретарь ЦК ВКП (б), расстрелянный по «ленинградскому делу»:

1) А. Жданов; 3) А. Кузнецов;

2) Н. Вознесенский; 4) М. Родионов.

А7. Какое из названных понятий вошло в жизнь советского общества в послевоенный период:

1) концессия; 3) «холодная война»;

2) экспроприация; 4) десталинизация.

А8. Во второй половине 40-х – начале 50-х гг. «безродными космополитами» в СССР называли:

1) лиц, находившихся на оккупированной территории;

2) партийную номенклатуру;

3) репатриантов;

4) представителей интеллигенции еврейской национальности.

А9. В Постановлении ЦК ВКП (б) «О журналах «Звезда» и «Ленинград»» подверглись критике:

1) А. Фадеев, А. Твардовский; 3) А. Ахматова, М. Зощенко;

2) М. Шолохов, К. Симонов; 4) С. Михалков, А. Серафимович.

А10. Культурную жизнь второй половины 40-х – начала 50-х гг. характеризует:

1) борьба с неграмотностью;

2) борьба с «низкопоклонством перед Западом»;

3) снижение цензурного контроля;

4) реабилитация деятелей культуры, обвинённых во вредительстве в предвоенные годы.

А11. Со временем «холодной войны» связано понятие:

1) «новый мировой порядок»; 3) «политика невмешательства»;

2) «пятая колонна»; 4) «железный занавес».

А12. Что из названного относится к политической жизни второй половины 40-х – начала 50-х гг.?

1) «дело врачей»;

2) деятельность правозащитников;

3) переименование высшей власти в государстве в съезд народных депутатов;

4) разрешение многопартийности.

А13. Совет Экономической Взаимопомощи был создан в:

1) 1946 г.; 2) 1947 г.; 3) 1948 г.; 4) 1949 г.

А14. В первое десятилетие после окончания Второй мировой войны противостояние СССР и США проявилось в (во):

1) Корее; 3) Китае;

2) Вьетнаме; 4) Афганистане.

А15. Ко второй половине 1940-х гг. в СССР относится:

1) отмена подписки на госзаймы; 3) отмена карточной системы;

2) введение пенсий колхозникам; 4) паспортизация деревни.

А16. В послевоенные годы по остаточному принципу финансировалось (-лась):

1) восстановление предприятий тяжёлой промышленности;

2) укрепление армии;

3) деятельность в области ядерной физики;

4) восстановление лёгкой и пищевой промышленности.

А17. И. В. Сталин умер в:

1) 1945 году; 3) 1950 году;

2) 1948 году; 4) 1953 году.

А18. В какой из названных периодов был проведён процесс по «ленинградскому делу»?

1) 1937 – 1941 гг.; 3) 1945 – 1953 гг.;

2) 1941 – 1945 гг.; 4) 1953 – 1964 гг.

А19. Что из перечисленного было одним из последствий приоритетного развития тяжёлой промышленности в 1945 – 1953 гг.?

1) внедрение новейших технологий в лёгкую промышленность;

2) использование ЭВМ в промышленности;

3) децентрализация управления промышленностью;

4) тяжёлое положение сельского хозяйства.

А20. Какое событие произошло в 1949 г.?

1) создание Карело-Финской ССР;

2) первое испытание атомной бомбы в СССР;

3) ликвидация ГУЛАГА;

4) отмена карточной системы.

А21. В послевоенный период буржуазной лженаукой была объявлена:

1) физика; 3) геология;

2) генетика; 4) история.

А22. Для экономики СССР после окончания Великой Отечественной войны было характерно:

1) использование иностранной экономической помощи в рамках плана Маршалла;

2) проведение конфискационной денежной реформы;

3) допущение частного предпринимательства в торговле и мелкой промышленности;

4) преимущественное развитие сельского хозяйства и лёгкой промышленности.

А23. Одна из причин «холодной войны»:

1) стремление бывших союзников по антигитлеровской коалиции к усилению влияния в Европе и мире;

2) борьба за новые колонии;

3) стремление лидировать в ООН;

4) недовольство результатами Потсдамской конференции.

А24. ВКП (б) была переименована в КПСС в:

1) 1948 году; 3) 1951 году;

2) 1949 году; 4) 1952 году.

А25. Испытание ядерного оружия в СССР привело к:

1) Карибскому кризису;

2) созданию Организации Варшавского Договора;

3) ликвидации ядерной монополии США;

4) размещению американских ракет средней дальности в Европе.

А26. Производство промышленной продукции достигло довоенного уровня в:

1) 1947 году; 3) 1949 году;

2) 1948 году; 4) 1950 году.

А27. Укажите хронологические рамки Корейской войны:

1) 1945 – 1947 гг.; 3) 1949 – 1950 гг.;

2) 1947 – 1949 гг.; 4) 1950 – 1953 гг.

А28. Разрыв отношений между СССР и Югославией из-за разногласий И. В. Сталина с Тито произошёл в:

1) 1946 году; 3) 1948 году;

2) 1947 году; 4) 1949 году.

А29. Положение сельского хозяйства в СССР в 1945 – 1953 гг. характеризовалось:

1) избытком рабочей силы в колхозах;

2) увеличением размеров личного хозяйства колхозников;

3) тяжёлым бременем налогов на колхозников;

4) значительными расходами на освоение целинных земель.

А30. В счёт уплаты репараций из Германии в СССР был (-о, -и) вывезен (-о, -ы):

1) промышленное оборудование и технологии;

2) золотой запас Германии;

3) ценные экспонаты всех музеев;

4) все корабли и подводные лодки.

А31. Экономику Советского государства при сталинском режиме не характеризует (-ют):

1) рыночные отношения;

2) полный контроль государства за сферой производства;

3) тесные экономические связи со странами СЭВ;

4) высокие темпы роста производства тяжёлой промышленности.

А32. Национальная политика после войны:

1) способствовала гармоничному развитию каждого народа нашей страны;

2) опиралась на национальную терпимость;

3) свидетельствовала о достижении особого размаха национальной нетерпимости;

4) была направлена на реабилитацию депортированных народов.

А33. После окончания Великой Отечественной войны в СССР обсуждались различные пути восстановления разрушенного народного хозяйства. Какое из высказанных предложений было принято?

1) продолжить развитие по довоенной модели;

2) применить после восстановления народного хозяйства опыт НЭПа;

3) распустить колхозы;

4) использовать элементы хозрасчёта.

А34. В чём заключалась сущность денежной реформы 1947 года?

1) старые деньги заменялись на новые в пропорции 10:1;

2) в обороте остались разменные монеты;

3) личные вклады в сберегательных кассах до 3-х тысяч рублей сохранялись полностью;

4) всё перечисленное выше.

А35. В работе «Экономические проблемы социализма в СССР» И. В. Сталин обосновал:

1) введение дополнительных налогов на сельхозпродукцию;

2) необходимость развития рыночных отношений;

3) требование заменить товарное обращение системой продуктообмена;

4) расширение экономических связей с капиталистическими странами.

А36. Острую нехватку средств в послевоенный период для восстановления страны решено было восполнить за счёт:

1) получения средств по плану Маршалла;

2) перекачки средств из деревни в город;

3) продажи всего золотого запаса СССР;

4) дополнительного выпуска денег.

А37. Что из перечисленного не отражает положение колхозного крестьянства в последние годы руководства страной И. В. Сталиным?

1) колхозникам не выдавали паспорта;

2) они могли менять место жительства только по особому разрешению;

3) за невыполнение положенного минимума трудодней подвергались наказаниям;

4) не имели права вести подсобное хозяйство.

А38. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 2 июня 1948 года местным властям было предоставлено право:

1) выселять в отдалённые районы людей, уклоняющихся от трудовой деятельности;

2) снижать налоговые выплаты граждан;

3) определять производственные планы для сельхозпредприятий;

4) выдавать паспорта жителям деревень и сёл.

А39. Медленные темпы развития сельского хозяйства в СССР в послевоенный период не были вызваны:

1) низкими закупочными ценами на сельскохозяйственную продукцию;

2) постоянным увеличением налогов на подсобные хозяйства колхозников;

3) подозрительным отношением правительства к личным подсобным хозяйствам;

4) политикой разукрупнения колхозов.

А40. Противостояние СССР и США в первый период «холодной войны» (до 1953 года) проходило на территории:

1) Германии; 3) Турции;

2) Югославии; 4) Кубы.

Часть 2

В1. Установите соответствие между событиями и датами. Запишите получившийся перечень цифр.

Событие Дата

А) создание СЭВ; 1) 1952 г.;

Б) отмена карточной системы; 2) 1945 г.;

В) XIX съезд КПСС; 3) 1949 г.;

4) 1947 г.

………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………

В2. Прочтите отрывок из выступления Уинстона Черчилля в американском городе Фултоне и укажите название нового этапа в развитии международных отношений, наступившего после этого выступления.

«От Штеттина на Балтике до Триеста на Адриатике железная завеса опустилась на континент. За этой линией хранятся все сокровища древних государств Центральной и Восточной Европы, Варшава, Берлин, Прага, Вена, Будапешт, Белград, Бухарест, София – все эти знаменитые города и население в этих районах находятся в советской сфере и все подчиняются в той или иной форме не только советскому влиянию, но и в значительной степени контролю Москвы… Я не верю, что Советская Россия хочет войны. Она хочет плодов войны и безграничного распространения своей силы и своих доктрин… Русские больше всего восхищаются силой… По этой причине наша старая доктрина равновесия сил является несостоятельной. Мы не можем позволить себе полагаться на незначительный перевес в силах».

………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………

В3. Прочтите отрывок из документа МИД СССР и напишите сокращённое название организации, об образовании которой идёт речь.

«Так же, как проведение плана Маршалла не направлено на действительное возрождение европейских государств, а является средством приспособления их политики и экономики к узкокорыстным планам англо-американского господства в Европе, точно так же образование новой группировки затеяно отнюдь не в целях взаимопомощи и коллективной обороны участников Западного Союза, а преследует цели укрепления и дальнейшего расширения господствующего влияния англо-американских правящих кругов в Европе. Вдохновители пакта с самого начала исключили возможность участия в этом пакте всех стран народной демократии и Советского Союза…».

………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………

В4. Прочитайте текст и напишите, каким по счёту был пятилетний план, о котором идёт речь.

«Пятилетний план ставил задачу восстановить и превзойти довоенный уровень народного хозяйства. При этом первоочередная цель формулировалась однозначно – восстановление и развитие тяжёлой промышленности. Восстановление сельского хозяйства, лёгкой промышленности, отмена карточной системы, возрождение разрушенных городов и сёл рассматривались как важные, но подчинённые главной цели задачи. На практике это означало, что лёгкая промышленность по-прежнему финансировалась по «остаточному принципу», сельскому хозяйству вновь отводилась роль главного источника накоплений для восстановления индустриальной базы страны. Тяжёлая промышленность, согласно официальным показателям, достигла довоенного уровня в 1948 году; в 1950 году она превзошла его на 73 %».

………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………

В5. Прочитайте текст и напишите пропущенное в нём слово.

«Удары карательной системы были нанесены по военным (арест маршала авиации А. А. Новикова, сподвижников маршала Г. К. Жукова и др.), партийной верхушке («… дело», расстрел заместителя председателя Совета министров СССР Н. А. Вознесенского, бывшего руководителя ленинградской парторганизации А. А. Кузнецова и др.), учёным (дискуссии по проблемам языкознания, философии, политэкономии и др.), представителям еврейской интеллигенции (убийство С. Михоэлса, кампания против «безродных космополитов»). В 1952 году возникло «дело врачей», обвинённых в намеренно неправильном лечении вождей партии и государства».

………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………

В6. Прочитайте отрывок из документа и напишите фамилию учёного, о котором идёт речь.

«О подлинной роли, которую сыграл в жизни советского народа …, нужно судить прежде всего по практическим результатам. Материальные потери, которые понесла наша страна в результате деятельности …, не поддаются исчислению – так они велики. На протяжении ряда лет селекционеры под диктовку … были вынуждены вместо настоящей работы по выведению новых сортов заниматься опытами по «вегетативной гибридизации» и «переделке природы» растений. При помощи этих методов было обещано создать в кратчайший срок новые хозяйственно-ценные сорта (например, методом переделки создать за три года озимую пшеницу для Сибири). Однако критерий практики неопровержимо показал ложность этих теоретических предпосылок. В результате деятельности … с 1948 года прекращена работа по изучению и использованию для нужд селекции полиплоидии (удвоение числа хромосом).

Многолетняя деятельность … в роли руководителя сельскохозяйственной науки нашей страны имела и другие весьма серьёзные отрицательные последствия для народного хозяйства. Им в значительной мере дезорганизована вся сельскохозяйственная наука, запутана система семеноводства и опытного дела, научные основы агрономии заменены широко регламентируемыми, но невыполняемыми обещаниями, причём каждое новое предложение, по существу, является способом замаскировать провал предыдущего и избежать ответственности за него перед государством».

………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………

В7. Прочитайте отрывок из докладной записки сотрудников МГК ВКП (б) и укажите, в каком году произошли описанные в ней события.

«Митинги и беседы в связи с постановлением правительства о проведении денежной реформы и об отмене карточек на продовольственные и промышленные товары охватывают всё больший круг предприятий и учреждений. На митингах, беседах и читках отмечается неустанная забота партии, правительства и лично товарища Сталина об улучшении материального благосостояния трудящихся.

Слесарь-лекальщик инструментального цеха завода имени Владимира Ильича некто Петухов, выступая на цеховом митинге, сказал: «Мы горячо одобряем постановление партии и правительства о денежной реформе и об отмене карточек. В ответ на заботу товарища Сталина я обязуюсь свой пятилетний план выполнить за 2 года 7 месяцев и призываю всех рабочих изо дня в день бороться за перевыполнение своих производственных заданий».

Вместе с тем отмечены отдельные нездоровые настроения. Бригадир штамповочного цеха трансформаторного завода товарищ Белов, член ВКП (б), заявил: «обмен денег – это обман народа. Я накопил 1000 рублей, хотел купить пальто, а теперь они пропали». Его мнение поддержали: рабочий цеха № 16 товарищ Лейбман и слесарь-сборщик товарищ Зенников, которые заявили: «Сделано большое несправедливое дело. Проехались по рабочему, у которого на руках несколько сотен рублей трудовых денег».

………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………

В8. Прочитайте отрывок из воспоминаний генерала П. А. Судоплатова и укажите, о чём идёт речь.

«Принято считать, что …. началась с известной речи У. Черчилля в Фултоне 6 марта 1946 года, когда он впервые упомянул о существовании «железного занавеса». Однако для нас конфронтация с западными союзниками началась сразу же, как только Красная Армия вступила на территорию стран Восточной Европы. Конфликт интересов был налицо».

………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………

В9. Укажите дату события.

По производству промышленной продукции на душу населения СССР, впервые в своей истории, вошёл в двадцатку самых развитых стран мира, опередив Италию и Финляндию.

………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………

В10. Определите хронологическую последовательность событий.

1) начало четвёртой пятилетки;

2) достижение промышленностью СССР довоенного уровня;

3) отмена карточной системы;

4) испытание первой атомной бомбы в СССР.

………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………

В11. Укажите год, начиная с которого Советское государство ежегодно проводило снижение цен на продукцию массового спроса.

………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………

В12. Соотнесите события и даты. Запишите получившийся перечень цифр.

Даты События

А) 1946 год; 1) «дело кремлёвских врачей»;

Б) 1950 год; 2) суд по делу Еврейского антифашистского комитета;

В) 1953 год; 3) выборы в Верховный Совет СССР;

4) восстановление смертной казни для «шпионов, изменников и диверсантов».

………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………

В13. Ниже приведён перечень терминов. Все они, за исключением одного, относятся к понятию «холодная война».

Варшавский договор, Фултонская речь Черчилля, гонка вооружений, НАТО, нацизм.

Найдите и укажите термин, выпадающий из общего ряда.

………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………

Часть С

Наши рекомендации