Влияние платной трассы «Астана-Щучинск» на развитие предпринимательства

Во многих странах существует острая потребность «оздоровить» существующую инфраструктуру, созданную десятки лет назад. Традиционно для решения задач реформирования общественной инфраструктуры используется механизм бюджетных ассигнований. Правительства многих стран пришли к заключению, что одних налоговых поступлений для решения инфраструктурных проблем недостаточно. Современная теория смешанной экономики для реформирования общественной инфраструктуры предлагает использовать механизм ГЧП.

В настоящее время в Казахстане имеется практика широкого применения таких механизмов ГЧП, как лизинг, государственные закупки, участие государства в уставных капиталах юридических лиц наряду с частными лицами, доверительное управление объектами государственной собственности. Применение данных механизмов, государственного частного партнерства, характеризуется четкой нормативной базой.

Для решения задач ГЧП принят Закон РК «О концессиях», а также внесены соответствующие изменения в Бюджетный Кодекс РК в части предоставления государственных поручительств и государственной ответственности в рамках выданных поручительств. Принятие данных законов открывает возможности инвесторам участвовать в реализации программ ГЧП в наиболее затратных и трудоемких проектах по развитию инфраструктуры Казахстана.

…….

Анализ практики участия частного капитала в транспортной отрасли, проводившийся на основе базы данных Мирового банка, позволил выделить четыре типа взаимодействия государства и бизнеса[21]. К ним относятся: 1) контракты подряда (на управление объектом и на аренду объекта); 2) концессии (восстановление, эксплуатация и передача объекта (ROT);восстановление, аренда и передача объекта (RLT); строительство, восстановление, эксплуатация, передача объекта (BROT)); 3) новые проекты (строительство, аренда и передача объекта (BLT); строительство, эксплуатация и передача объекта (BOT);строительство, владение та эксплуатация объекта (BOO); аренда объекта; частное строительство и эксплуатация объекта); 4) продажа активов (полная и частичная приватизация).

……

В связи с подготовкой автомагистрали Астана-Боровое к потоку туристов в период проведения Международной специализированной выставки ЭКСПО-2017, субъектами бизнеса Акмолинской области пяти районов (Аккольский, Шортандинский, Енбекшильдерский, Буландинский, Бурабайский), через территории которых пролегает автомагистраль, инициированы проекты создания объектов придорожного сервиса.

Кроме того, поскольку автомагистралью в первую очередь будут пользоваться более обеспеченные организации и частные лица, то целесообразно в этой зоне расположить объекты придорожного обслуживания: автозаправочные станции, станции ремонта технического обслуживания, моечные станции, мотели, магазины, рестораны, площадки отдыха и другие объекты, которые должны сооружаться на коммерческой основе.

Руководителем Управления туризма Акмолинской области были поставлены перед МТК РК вопросы по определению мест вдоль автомагистрали для размещения вышеуказанных проектов, о возможности обеспечения удобных съездов с основной автомагистрали с учетом безопасности дорожного движения. Также был поднят вопрос ускорения разработки и принятии государственных стандартов для объектов придорожного сервиса, отсутствие которых сдерживает реализацию данных проектов.

Строительство платной автомобильной дороги «Астана-Щучинск» дало мультипликативный социально-экономический эффект. Ввод в эксплуатацию платной автодороги сблизило зоны проживания трудовых ресурсов и зоны занятости путем снижения обобщенных транспортных затрат. Как следствие, ранее безработные стали участниками рынка труда, а также возросла мобильность среди работающего населения, которое теперь может работать в более отдаленных от места проживания зонах.

…….

Вывод Б

В настоящем исследовании на основе эмпирических данных функционирования первой платной автомобильной дороги РК «Астана-Щучинск» определена регрессия зависимости прибыльности проектов платных автомобильных дорог. При этом при сопоставлении результатов анализа со среднеарифметическими показателями интенсивности по национальной дорожной сети, выявлены оптимальные границы реализации механизма ГЧП в автодорожных проектах РК.

Кроме того, принимая во внимание предстоящие тенденции, а также изменение институциональной среды управления дорожным сектором, связанных с созданием национального оператора автомобильных дорог республиканского значения АО «НК «КазАвтоЖол», для качественного формирования сети скоростных автомагистралей между агломерациями РК, необходимо до 2023 года на 6 982 км ввести устройство системы сбора платности на автомобильных дорогах республиканского значения I и II технической категории, охватив при этом 29,7% дорожной сети против 1,3% возможных по классической форме концессии. Основываясь на представленной зависимости трафика и положительной доходности на платной дороге, потенциальные сборы имеют возможность действительно перекрыть потребность в регламентированных работах по текущему ремонту и содержанию, а в случае роста потребительской интенсивности – расходы на среднесрочный ремонт.

Наши рекомендации