По подготовке отчета к производственной практике

Министерство образования и науки Луганской Народной Республики

Государственное образовательное учреждение высшего

Профессионального образования ЛНР

«Луганский национальный университет имени Тараса Шевченко»

Институт экономики и бизнеса

по подготовке отчета к производственной практике - student2.ru

Кафедра маркетинга

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ(МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ) ПО НАПИСАНИЮ ОТЧЕТА К ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКЕ

«Управленческий тренинг (бизнес-кейс)»

Для магистров всех форм обучения

направления: 38.04.02 «Менеджмент» профиля: Бизнес-администрирование, Менеджмент

по подготовке отчета к производственной практике - student2.ru

Луганск-2017

УДК. 65.01(072)

ББК 65.291.21р3

М 54

Методические рекомендации составлены на основе: требований учебного плана утвержденного Министерством образования и науки ЛНР; образовательно-профессиональных программ подготовки магистров направления 38.04.02 Менеджмент профиля: маркетинг.

Рецензент:

Родионов А.В. –д.э.н. профессор кафедры информатики и программной инженерии Луганского национального университета им. В. Даля

Методические рекомендации по написанию отчета к производственной практике «Управленческий тренинг (бизнес-кейс)» для магистрантов всех форм обучения направления: 38.04.02 «Менеджмент» профиля: Бизнес-администрирование, Менеджмент /Составили: доцент Денисенко И.А., доцент Ткачук П.Ю., ст. преподаватель Карамушко Н.А., ст. преподаватель Ружинская И.В., ассистент Журавлева Е.А., ассистент Шевченко В.Г., ассистент Шевченко В.И. - Луганск: Луганский национальный университет имени Тараса Шевченко, 2017. 18 с.

Рекомендовано: кафедрой маркетинга Института экономики и бизнеса Луганского национального университета им. Т. Шевченко (протокол № 14 от 27.02.2016 г.).

© И.А. Денисенко, П.Ю. Ткачук., Н.А. Карамушко, И.В. Ружинская, Е.А. Журавлева, В.Г. Шевченко, В.И. Шевченко2016

© Изд-во ЛНУ им. Т. Шевчеко, 2016

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

ЛУГАНСКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ЛУГАНСКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ

«ЛУГАНСКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ИМЕНИ ТАРАСА ШЕВЧЕНКО»

(ЛНУ имени Тараса Шевченко)

Институт экономики и бизнеса

Кафедра маркетинга

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ (МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ)

ПО ПОДГОТОВКЕ ОТЧЕТА К ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКЕ

«Управленческий тренинг(бизнес-кейс)»

для магистрантов всех форм обучения направления подготовки 38.04.02 «Менеджмент», профиль «Бизнес-администрирование», «Менеджмент»

Луганск

2017 год

Содержание

  стр
ВВЕДЕНИЕ
1. Структура отчета по производственной практике «Управленческий тренинг (бизнес-кейс)»
2. План отчета по производственной практике «Управленческий тренинг (бизнес-кейс)»
3. Требования к оформлению отчета по производственной практике «Управленческий тренинг (бизнес-кейс)»

Введение

Настоящие методические указания предназначены для магистров второго года обучения направления 38.04.02 «Менеджмент» очной формы обучения как руководство к решению бизнес-кейса и написанию отчета по производственной практике (управленческий тренинг «бизнес-кейс»).

Метод кейс-стади (от англ.case – случай, ситуация) – имитационный активный метод, заключающийся в проблемно-ситуационном анализе, и основан на обучении путём рассмотрения конкретных задач – ситуаций (кейсов). Цель данного метода заключается в получении и совершенствовании знаний, навыков и умений в следующих областях: выявление, отбор и решение проблем; работа с информацией - осмысление значения деталей, анализ и синтез данных, взвешивание аргументов; работа с предположениями и заключениями; оценка альтернатив; принятие решений; навыки групповой работы. Эта методика призвана научить магистранта самостоятельно разрабатывать программу исследования конкретных задач в управленческой сфере, создавать проекты их разрешения, привить ему навыки подбора и изучения монографической литературы, научить самостоятельно систематизировать конкретный материал, анализировать его и на этой основе делать соответствующие выводы и предложения с обоснованием их эффективности, привить навыки анализа, обоснования и принятия управленческих решений в типичных для предприятия хозяйственных ситуациях, развить умение правильно оформлять результаты исследования, сочетая письменное изложение с использованием таблиц, диаграмм, графиков.

Сегодня существуют две школы кейс-стади– Гарвардская (американская) и Манчестерская (европейская). В рамках американской школы целью решения кейса является обучение поиску единственно верного решения, европейская школа учит исходя из многовариантности решения проблемы. Мы в своей работе придерживаемся положений Манчестерской школы кейс-стади и дорпускаем возможность альтернативных путей решения поставленной хадачи.

Метод кейс-стади применен нами в разрезе проведения производственной практики с выполнением «кабинетного исследования» проблемной ситуации управленческого характера. Она рассматривается, как подготовительный этап в написании магистерской работы и нацелена на более глубокое осмысление и проработку магистрантом затронутой в магистерской работе темы. За основу, предложенного к рассмотрению бизнес-кейса, взята реальная ситуация на базовом для магистранта предприятии. Предполагается, что к моменту выполнения управленческого тренинга магистрант достаточно подробно знаком с ситуацией по затронутому в магистерской работе вопросу на базовом предприятии, для него четко определен предмет и объект исследования и в концептуальной форме ясны вопросы исследования.

По методике построения, предложенный магистрантам бизнес-кейс является вопросными. После всестороннего изучения задачи, содержащейся в бизнес-кейсе, необходимо будет ответить на ряд вопросов, сформулированных преподавателем индивидуально для каждого магистранта. Все этапы осмысления задачи, поисков путей решения и констатации полученных результатов предлагается представить в виде заключительного обобщения - отчета по производственной практике.

1. Структура отчета по производственной практике «Управленческий тренинг (бизнес-кейс)»

Отчет по производственной практики «Управленческий тренинг (бизнес-кейс) должен содержать управленческое решение (решения) проблемной ситуации на базовом для написания магистерской работы предприятии (бизнес-кейса). Таким образом, в отчете будет рассматриваться бизнес-ситуация (задача) созвучная с темой магистерской работы магистранта. Отсюда логично проистекает то, что объектом исследования в данном отчете будет предприятие или организация, которая является базой магистерской работы, а предметом исследования – то, что конкретно будет исследоваться в пределах объекта исследования.

Для описания бизнес процессов рекомендовано использовать BPMN (Business Process Modeling Notation) нотацию.

Отчет должен содержать следующие разделы:

Введение (актуальность тематики исследования, цель, объект и предмет исследования) - 1с. Актуальность работы в рамках мотивов бизнес-кейса ориентирована на возможность найти решение некоторой практической задачи на основе данных, полученных в результате исследования, проведенного в объеме подготовки к написанию магистерской диссертации. В актуальности рассмотрения темы бизнес-кейса необходимо идентефицировать и четко сформулировать проблему, содержащуюся в бизнес-ситуации. Разрешение проблемы бизнес-кейса будет целью «кабинетного» исследования. После четкой постановки цели необходимо выделить задачу или ряд логически связаных задач, которые лежат в основе разрешения затронутой проблемы. В дальнейшем необходимо указать уровень их важности и своевременности решения для функционирования предприятия, отрасли или экономики республики. Пишется все коротко, ясно и конкретно, без всякой «лишней воды». Как правило, актуальность темы связывают с экономической, социальной или политической ситуацией в стране. При этом, указывают как данное исследование может помочь в улучшении ситуации на конкретном объекте или в стране в целом. Обычно, объем, достаточный для написания актуальности, составляет полстраницы.

Во введении кратко указывается объект и предмет исследования.

Описание объекта и предмета исследования (определение предмета исследования, описание фактического положения дел на предприятии, касаемо исследуемой проблемы) – 10 с.

Для описания объекта и предмета исследования рекомендуется использовать организационный анализ. Практика выработала ряд подходов к проведению организационного анализа, но наибольшее распространение получил инжиниринговый подход. Организационный анализ объекта исследования при таком подходе проводится по определенной схеме с помощью построения полной бизнес-модели. Объект исследования рассматривается как целевая, открытая, социально-экономическая система, принадлежащая иерархической совокупности открытых внешних надсистем (рынок, государственные учреждения и пр.) и внутренних подсистем (отделы, цеха, бригады и пр.). Построение бизнес-моделиначинается с описания миссии учреждения или предприятия базового для написания магистерской работы. Определение миссии позволяет сформировать дерево целей. Дерво целей формирует дерево стратегий, какими являются иерархические списки способов достижения целей.

Если магистрантом для анализа взято предприятие, то на корпоративном уровне разрабатываются стратегии роста, интеграции и инвестиции бизнесов. Блок бизнес-стратегий определяет продуктовые и конкурентные стратегии, а также стратегии сегментации и продвижения. Ресурсные стратегии определяют стратегии привлечения материальных, финансовых, человеческих и информационных ресурсов. Функциональные стратегии определяют стратегии в организации компонентов управления и этапов жизненного цикла продукции. Одновременно выясняется потребность и предмет партнерских отношений (субподряд, сервисные услуги, продвижение и пр.). Это позволяет обеспечить заказчикам необходимый продукт требуемого качества, в нужном количестве, в нужном месте, в нужное время и по приемлемой цене. При этом компания может занять в партнерской цепочке создаваемых ценностей оптимальное место, где ее возможности и потенциал будут использоваться наилучшим образом. Это дает возможность сформировать бизнес-потенциал предприятия.

Бизнес-потенциал, в свою очередь, определяет функционал предприятия - перечень бизнес-функций, функций менеджмента и функций обеспечения, требуемых для поддержания на регулярной основе указанных видов деятельности. Уточняются необходимые для этого ресурсы (материальные, человеческие, информационные) и структура предприятия.

Построение потенциала и функционала предприятия позволяет с помощью матрицы проекций определить зоны ответственности менеджмента. Матрица проекций называется модель, представленная в виде матрицы, задающей систему отношений между классификаторами в любой их комбинации. Матрица организационных проекций в компактной форме фиксирует информацию о том, кто и что делает на предприятии. Матрица коммерческой ответственности закрепляет ответственность структурных подразделений за получение дохода в компании от реализации коммерческой деятельности. Ее дальнейшая детализация (путем выделения центров финансовой ответственности) обеспечивает построение финансовой модели компании. Матрица функциональной ответственности закрепляет ответственность структурных звеньев (и отдельных специалистов) за выполнение бизнес-функций при реализации процессов коммерческой деятельности (закупка, производство, сбыт и пр.), а также функций менеджмента, связанных с управлением этими процессами (планирование, учет, контроль в области маркетинга, финансов, управления персоналом и пр.). Дальнейшая детализация матрицы (до уровня ответственности отдельных сотрудников) позволит получить функциональные обязанности персонала. Описание бизнес-потенциала, функционала и соответствующих матриц ответственности представляет собой статическое описание компании. На этом этапе возможно выделение и описание предмета исследования, как части объекта исследования. Отнесение его к одной из выделенных матриц. Описание и подробная её детализация.

Если предметом исследования является процесс, то необходимо дальнейшее развитие бизнес-модели до уровня процессных потоковых моделей предприятия. Процессные потоковые модели - это модели, описывающие процесс последовательного во времени преобразования материальных и информационных потоков компании в ходе реализации какой-либо бизнес-функции или функции менеджмента.

Для построения потоковых моделей применяется процесный подход. Процессный подход предполагает смещение акцентов от управления отдельными структурными элементами на управление сквозными бизнес-процессами, связывающими деятельность всех структурных элементов. Каждый деловой процесс проходит через ряд подразделений, т. е. в его выполнении участвуют специалисты различных отделов компании. Чтобы результативно функционировать, предприятия должны определять и управлять многочисленными взаимосвязанными и взаимодействующими процессами. Часто выход одного процесса образует непосредственно вход следующего. Систематическая идентификация и менеджмент применяемых организацией процессов, и особенно взаимодействия таких процессов, могут считаться "процессным подходом". В ходе анализа деловых процессов детально исследуются сферы ответственности подразделений ведомства, его руководителей и сотрудников. Это позволяет установить адреса владельцев деловых процессов, в результате чего процессы перестают быть бесхозными, создаются условия для разработки и внедрения систем стимулирования и ответственности за конечные результаты, определяются моменты и процедуры передачи ответственности. Анализ и оценка деловых процессов позволяют подойти к обоснованию стандартов их выполнения, допустимых рисков и диапазонов свободы принятия решений исполнителями, предельных нормативов затрат ресурсов на единицу эффекта. При процессном описании должны решаться, как минимум, две задачи:

1. Идентификация всей системы "функциональных областей" и процессов предприятия и их взаимосвязей.

2. Выделение "ключевых" интегрированных процессов и их описание на потоковом уровне.

Наиболее распространены следующие четыре вида бизнес-процессов:

1. Процессы, создающие наибольшую добавленную стоимость (экономическую стоимость, которая определяется издержками компании, относимыми на продукцию).

2. Процессы, создающие наибольшую ценность для клиентов (маркетинговую стоимость за счет дифференциации продукции).

3. Процессы с наиболее интенсивным межзвенным взаимодействием, создающие транзакционные издержки.

4. Процессы, определенные стандартами ИСО 9000, как обязательные к описанию при постановке системы менеджмента качества.

Важнейшим шагом при структуризации любой компании является выделение и классификация бизнес-процессов. Целесообразно основываться на следующих классах процессов:

· основные;

· процессы управления;

· процессы обеспечения;

· сопутствующие;

· вспомогательные;

· процессы развития.

После этого возможно описание предмета исследования, которым является процесс.

Однако, необходимо заметитить, что процессный подход целесообразно использовать и в случае с предметом исследования как части струкруры, если он помагает глубже раскрыть тему бизнес-кейса.

Оценка фактического состояния предмета исследования - 15 с.

В методологическую основу нализа предмета исследования положена концепция AS-IS Построение функциональной модели AS-IS позволяет четко зафиксировать, какие деловые процессы осуществляются на предприятии, какие информационные объекты используются при выполнении деловых процессов и отдельных операций. Функциональная модель AS-IS является отправной точкой для анализа потребностей предприятия, выявления проблем и “узких” мест и разработки проекта совершенствования деловых процессов.

Анализ функциональной модели позволяет понять, где находятся наиболее слабые места, в чем будут состоять пре имущества новых бизнес-процессов и насколько глубоким изменениям подвергнется существующая структура организации бизнеса. Детализация бизнес-процессов позволяет выявить недостатки организации. Признаками неэффективной деятельности могут быть бесполезные, неуправляемые и дублирующиеся работы, неэффективный документооборот (нужный документ не оказывается в нужном месте в нужное время), отсутствие обратных связей по управлению (на проведение работы не оказывает влияния ее результат), входу (объекты или информация используются нерационально) и т. д.

Метод анализа – это способ системного комплексного изучения, измерения и обобщения хозяйственной деятельности организации, осуществляемый путем обработки специальными приемами показателей бухгалтерского учета, отчетности и других источников информации. Всесторонний анализ предмета бизнес-кейса обязательно предполагает проведение базового анализа данных. К базовому анализу данных мы относим расчет частотных распределений и кросс-табуляции. Результатами этих видов анализа являются:

1. Статистические характеристики основной тенденции переменной;

2. Статистические характеристики разнообразия переменной;

3. Статистические характеристики распределения переменой;

4. Проверка статистических гипотез.

Среди дополнительных, углублённых методов анализа целесообразно применять факторный, кластерный, дисперсионный анализ. Результатом этих видов анализа является: сегментирование исследуемой совокупности, выявление взаимосвязей между переменными, выявление зависимости между группами переменных. Рекомендуется базовый анализ данных проводить в программе MS Excel.

Специальные методы анализа должны логично вытекать из цели исследования задач бизнес-кейса. В отчете необходимо обосновать применение того или иного метода анализа (не менее 4). Например, если мотивом бизнес-кейса является экономически-хозяйственная деятельность предприятия, то целесообразно провести:

1. исследование экономических, технических, технологических, организационных и других сторон работы предприятия, факторов и причин, их обуславливающих;

2. научное обоснование бизнес-планов, и эффективности контроля за их выполнением;

3. дать объективную оценку эффективности хозяйственно-финансовой деятельности организации и достигнутого организационно-технического уровня производства;

4. выявить внутрихозяйственные резервы и характер их использования в целях дальнейшего повышения эффективности работы предприятия;

5. рассмотреть результативность контроля за выполнением намеченных мероприятий.

Характерными особенностями метода экономического анализа являются: использование системы показателей, всесторонне характеризующих хозяйственную деятельность; изучение причин изменения этих показателей; выявление и измерение взаимосвязи между ними.

В каждом конкретном случае выполнения аналитической функции управления метод анализа реализуется через совокупность собственных рабочих приемов, которые можно сгруппировать по важнейшим этапам аналитического процесса: изучения, измерения и обобщения действия различных факторов и явлений хозяйственной деятельности на ее эффективность.

На стадии изучения факторов и явлений, определяющих эффективность хозяйственной деятельности, широко применяются методы системного, комплексного подхода, моделирование, формализация, абстрагирование, собственно анализ, системы взаимосвязанных аналитических показателей (построения расчетных формул), сравнение, группировки, детализация и др.

На стадии измерения действия факторов и явлений на эффективность хозяйственной деятельности используются рабочие приемы документальной обоснованности, корректировки базовых показателей, цепных подстановок, способ разниц, балансовый метод, современные экономико-математические методы выявления и измерения влияния отдельных факторов на результат их взаимодействия и др. На стадии обобщения - завершающем этапе аналитической работы - применяются методы индукции, дедукции, сравнения, комплексной оценки, балансовой увязки, аналогии, синтеза, логический и современные экономико-математические методы (главных компонент, кластерного анализа, и др.).

Результаты проведенной работы целесообразно подать в форме графиков и диаграмм.

Анализ предмета исследования заканчивается подробным формированием задач, которые должны найти решение для купирования проблемной ситуации бизнес-кейса.

Найденные в модели AS-IS недостатки исправляются при создании модели ТО-ВЕ (как будет) – модели предложенной новой организации бизнес-процессов. Модель ТО-ВЕ нужна для анализа альтернативных (лучших) путей решения задач бизнес-кейса. Её построение является творческой частью работы над бизнес-кейсом. Этот раздел пишется в свободной форме, используя описательный метод, математическое моделирование, семантику нотации UML и т.д. Рекомендованный объем текста составляет 3-5 страницы.

Разработка рекомендаций по решению проблемной ситуации на предприятии (бизнес-кейса) -5 с.

Для разработки рекомендаций необходимо провести анализ отработанных на модели ТО-ВЕ путей решения проблемной ситуации. Для проведения анализа можно воспользоваться методикой SWOT-анализа, STEP-анализа, методами портфельного анализа, матрицей «стратегии развития» И. Ансоффа и т. д. После проведенного анализа формируются рекомендации, которые должны обладать целесообразностью, конкретностью, выполнимостью. Желательно каждую рекомендацию формулировать в виде одного предложения. В заключение, необходимо просчитать планируемый эффект от введения рекомендованных изменений.

Выводы1 с. В выводах подытоживается проведенная работа. Перечисляются использованные в работе инструменты и методы проведения анализа. Указываются материалы (внутренние документы предприятия, приказы, отчеты и т.д.), которые легли в основу проведенного «кабинетного» исследования. Дается краткая характеристика затронутой проблемы с точки зрения типичности её встречаемости и возможности разработки референтного решения. Делается заключение о практической ценности полученных результатов.

Заключение 0,5 с. Оформляется в виде реферата работы. У вас должен получиться краткий пересказ отчета, составляющий примерно одну страницу текста. Он должен в кратком виде передавать суть бизнес-кейса, методику его разрешения и планируемые результаты.

Литература

2. План отчета по производственной практике «Управленческий тренинг (бизнес-кейс)»

Задания по бизнес-кейсу могут служить планом при написании отчета. Так, например если Ваше задание выглядит следующим образом:

1. Используя методологию реинжиринга, создать статическую бизнес-модель объекта исследования.

2. Проанализировать процессно-потоковые модели ключевых бизнес-процессов объекта исследования.

3. Проанализировать существующую систему процессов объекта исследования.

4. Дать характеристику «AS-IS» модели предмета исследования.

5. На основании проведенного анализа предложить «TO-BE» модель предмета исследования.

6. На основании предложенной модели рассмотреть альтернативы решения вопроса бизнес-кейса.

7. Разработать рекомендации по …………рассчитать планируемый экономический эффект.

Осмысление первых 3 пунктов целесообразно отразить в первой главе отчета. Работа над 4-5 пунктом может лечь в основу второй главы отчета. Ответы на 6-7 пункты могут составить 3 главу отчета.

Наши рекомендации