Этические нормы в деятельности организаций

Регулирование моральных отношений, не обозначенных в законодательстве, в организациях происходит при помощи этических норм. Этические нормы — это ценности и правила этики, которых должны придерживаться работники организа­ции в своей деятельности. Правила содержат права, обязанно­сти и ответственность за неисполнение обязанностей или пре­вышение прав.

Правила запрещают дискриминацию по следующим признакам: раса; язык; цвет кожи; религия; пол; половая ориентация; возраст; национальность; инвалидность; стаж работы; убеждения; партий­ная принадлежность; образование; социальное происхождение; имущественное положение и др.

Запрету также подлежат: сексуальные домогательства; высме­ивание работников; расовое презрение и религиозное презрение; замечания, шутки и другие действия, создающие агрессивную обстановку на рабочем месте; угрозы; грубость; насилие; исполь­зование, продажа наркотиков; появление на работе в алкогольном и наркотическом, токсическом состоянии; утрата собственности организации; кража собственности организации; неправильное, неэффективное пользование собственностью организации; разгла­шение информации, являющейся служебной, коммерческой тай­ной; хранение материалов личного характера на рабочем месте; отказ в досмотре своего рабочего места и используемой инфор­мации работникам кадровых служб; использование расходных материалов и средств связи организации в личных целях; переда­ча администрации неточной, искаженной информации; обман пу­тем завышения своих расходов, например, на проезд, питание, проживание, другие траты; обман государственных, правитель­ственных органов, внешних организаций; ложные заявления от имени организации; злоупотребление силой и влиянием своей организации и угрозы по отношению к другой; выполнение рас­поряжений, являющихся нарушением законодательства; пренебре­жительные высказывания; унижение конкурентов, их товаров и ус­луг; разговоры с посторонними об условиях договоров и тем са­мым обнародование этих условий; разговоры с лицами, не работающими в организации, об изобретениях, применяемых в организациях, о производственных планах, об исследовани­ях рынков, о производственных мощностях, о частной инфор­мации; использование также недостойных методов и услуг, как, например, промышленный шпионаж, незаконное проник­новение на чужую территорию, кража, подслушивание, наем служащих для получения частной информации о сотрудниках,

Этические нормы — правила этики принимаются на общем собрании коллектива, для того чтобы они воспринимались ра­ботниками как свои собственные. Они могут быть приняты и администрацией, но в то же время обязательно утверждены общим собранием или конференцией работников.

По содержанию правила могут весьма различаться, неред­ко они начинаются с обращения руководителя организации к работникам.

Ниже приведена широко распространенная структура пра­вил этики организации, включающая следующие разделы:

• введение;

• послание руководителя организации;

• каким должен быть работник организации;

• каналы связи;

• трудовые династии;

• частная жизнь работников;

• собственность организации;

• традиции и ритуалы организации;

• конкурсы профессионального мастерства;

• юбилеи работников;

• деловая репутация;

• честь и достоинство работников;

• взаимоотношения с другими организациями;

• отношение к законам;

• общественная жизнь организации;

• отношение к политической жизни;

• использование торговых марок;

• авторские права;

• отношения с государственными и муниципальными служащими;

• отношения между руководителями и подчиненными;

• отношения между руководителями;

• отношение к женщинам — работницам организации;

• отношение к молодежи, работающей в организации;

• отношение к тем, кто работает и учится;

• отношение организации к пенсионерам;

• основные ценности организации;

• основные этические принципы;

• правила конкуренции;

• социальная ответственность организации;

принципы справедливости организации.

Наши рекомендации